Тюремный замок в Уральске — историческое здание, построенное в 1867 году, является одним из старейших каменных сооружений города. За свою долгую историю оно ни разу не меняло своего назначения. Сегодня это место признано аварийным, но там продолжают находиться зэки. Подробности – в репортаже журналиста ИА «NewTimes.kz» Талгата Умарова.
В Уральске следственный изолятор, построенный более 150 лет назад, признан аварийным и больше не может принимать подследственных. В связи с этим было принято решение содержать их в изоляторах временного содержания при отделах полиции по всей области, откуда их доставляют на следственные действия и судебные заседания. Предлагаем вспомнить, как в Уральске было построено первое здание СИЗО, чем оно примечательно и как власти города намерены сохранять это историческое сооружение.
По легенде, первое распоряжение о строительстве в Уральске каменного тюремного замка поступило от Екатерины II после разгрома восстания Емельяна Пугачева. К тому же в Уральск регулярно отправляли пленных повстанцев с окраин империи — поляков, венгров, через Уральск лежал путь дальше к Каспийскому морю украинца Тараса Шевченко. В 1796 году императрица скончалась, а тюрьму все-таки достроили хоть и с задержкой в несколько десятков лет.
Фото: здание СИЗО в Уральске в первые годы после строительства
Уральский тюремный замок принимал в своих стенах политических и уголовных арестантов. Во время Гражданской войны Уральск переходил из рук в руки, в зависимости от чего менялись и тюремные постояльцы — местные казаки или сторонники большевиков. В Уральском СИЗО отбывал наказание даже известный казахский кюйши и композитор Курмангазы Сагырбайулы – он подвергался преследованиям за открытую критику богатых.
Фото: Курмангазы Сагырбайулы
Не пустовала тюрьма и в годы Советской власти, особенно в годы сталинского террора. Старинное здание всё ещё используется в качестве СИЗО, полное официальное наименование - учреждение РУ-170/1 Департамента уголовно-исполнительной системы по Западно-Казахстанской области.
Тюрьму в народе называли по-разному: кто-то называл её «тюремным замком», а большинство жителей города использовали выражение «сорок труб». Это прозвище «дом сорока труб» здание получило благодаря тому, что изначально отопление осуществлялось с помощью множества печей.
Краевед Николай Чесноков в своей книге, посвященной Уральску, отмечает, что достаточно было проказнику или хулигану услышать: «Что, захотел туда, где сорок труб?» — и он сразу же затихал. «Сорок труб» действовало как предупреждение. Все в Уральске знали, что это о тюрьме. И действительно, на здании было около сорока труб — труб печного отопления, которые стали символом этого места.
Сейчас этих труб давно нет. В 1971 году в здание следственного изолятора было проведено централизованное отопление. Со временем, когда город разрастался, и строились новые микрорайоны с многоэтажками, тюрьма оказалась не на окраине, а почти в самом центре Уральска.
Фото: ИА «NewTimes.kz»
Сегодня вокруг изолятора стоят современные многоэтажки, а чуть дальше расположен ресторан. На фоне новых зданий 150-летняя тюрьма из красного кирпича с надписью «запретная зона» выглядит особенно угрожающе.
Проблема содержания подследственных в здании, построенном в 19 веке, назревала давно. Уральский правозащитник Павел Кочетков рассказал, что еще пять лет назад некоторые камеры на первом этаже уральского СИЗО были закрыты и в них не содержались люди из-за их аварийного состояния.
Фото: скриншот из репортажа, снятого телеканалом «Астана»
«В этих камерах обрушился потолок, стояли подпорки из труб, а на двери висела табличка «аварийная камера». Капитальный ремонт там сделать невозможно, само здание признано аварийным. Внутреннее состояние СИЗО ужасное. Когда я входил в состав национального превентивного механизма в 2018-2019 годах, мы посещали этот следственный изолятор. Кирпич в стенах просто рассыпался, штукатурка падала. В строительстве использовалась старая технология: деревянные балки, подшитые дранкой, на которую крепилась штукатурка. Дерево давно сгнило, не знаю, какой сорт был использован, но всё уже разрушено», — рассказал Павел Кочетков.
Он также вспомнил случай, когда несколько лет назад огромный кусок штукатурки упал с потолка в одной из камер тюрьмы.
«Это была камера карантина, куда помещают подследственных, только что поступивших в СИЗО. Пребывание в карантине — 15 суток. Во время разговора с подследственными с потолка упал огромный кусок бетона. Он приземлился на стальную эмалированную раковину, и та согнулась. Хорошо, что кровати и столы стояли немного дальше, к окну. Если бы кто-то находился в этом месте, его однозначно бы убило», — вспоминает Кочетков.
По словам правозащитника, здание пытались ремонтировать, но безуспешно.
«Ничего не работает, там так и нет горячей воды, хотя по санитарным нормам она должна быть. Сделать что-то с этим зданием невозможно, оно полностью аварийное. Эта проблема назревала уже десятилетиями», — заключил правозащитник.
О необходимости строительства нового следственного изолятора в Уральске власти знали давно и даже запланировали возведение объекта на 1500 мест в микрорайоне Зачаганск. Изначальная стоимость проекта составила 5 миллиардов тенге, и в течение трех лет компания «Бура Строй» проводила строительные работы. Однако затем проект был приостановлен из-за прекращения финансирования. После пересмотра и корректировки, стоимость строительства увеличилась до 9 миллиардов тенге. Работы возобновились, но вскоре строительство снова было приостановлено: уголовные дела были возбуждены против директора компании Сергея Барабошко и первого заместителя КУИС МВД РК Бекбулата Туремуратова.
В октябре 2019 года суд приговорил Туремуратова к 2 годам ограничения свободы по статье «Халатность», а Барабошко — к 6 годам и 8 месяцам лишения свободы по статье «Мошенничество». Кроме того, по делу проходила эксперт РГП «Госэкспертиза» Бибигуль Сергазина, которая была осуждена за «Ненадлежащее выполнение экспертных работ или инжиниринговых услуг» и приговорена к 3 годам условно. В соответствии с решением суда, Барабошко и Туремуратов обязаны выплатить государству чуть более 1,5 миллиарда тенге в качестве возмещения ущерба.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что при строительстве СИЗО был использован силикатный кирпич вместо керамического, что является нарушением требований к строительству режимных объектов. Также были выявлены другие нарушения строительных норм, включая завышение стоимости работ.
С тех пор, как строительство нового следственного изолятора в Уральске было приостановлено, огромное здание, рассчитанное на размещение до 1500 человек, осталось заброшенным на окраине Уральска.
Фото: ИА «NewTimes.kz»
По официальной информации, здание было достроено более чем на 60 процентов, в нем даже подключили отопление. Изначально планировалось, что в новом СИЗО будут содержаться не только следственно-арестованные, но и заключенные из колонии средней безопасности, расположенной в Уральске. Однако все здания этой колонии барачного типа не соответствуют современным стандартам и также требуют капитального ремонта.
Прошло уже более пяти лет с момента приостановки строительства, а объект, в который было вложено более 5 миллиардов тенге, так и остался ненужным. Одно время власти ЗКО пытались перепрофилировать здание под медицинское учреждение, но проект не был принят. Затем предпринимали попытки передать его бизнесменам, но ни один из них не проявил интерес к недостроенному режимному объекту. В итоге, сейчас в ЗКО возникает проблема размещения следственно-арестованных. Их продолжают содержать в изоляторах временного содержания по всей области.
«В старый изолятор следственно-арестованных не привозят, он только принимает осужденных на короткий срок для дальнейшего этапирования в исправительные учреждения. Следственно-арестованные находятся в изоляторах временного содержания и в городе Уральске, и в районах области», – объяснил заместитель начальника ДУИС по ЗКО Сагындык Утешкалиев.
12 ноября, во время пресс-конференции в Астане, журналист ИА NewTimes.kz поинтересовался у акима ЗКО о судьбе заброшенного здания нового СИЗО. Глава региона сообщил, что в настоящее время разрабатывается проектно-сметная документация для проведения экспертизы, чтобы выяснить, подлежит ли здание дальнейшему строительству.
Фото: ortcom.kz
«После заключения комиссии мы совместно с МВД РК примем решение», – ответил Нариман Турегалиев.
Ранее мы рассказывали об интересных памятниках культуры и архитектуры Уральска: о доме богатого купца, который хотел насолить соседу, но так и не успел насладиться своей проделкой, о церкви, в котором молился будущий император Российской империи, и о первом кинотеатре уральцев.