Вместо сохранения архитектурного наследия город заполняют безликие новостройки. Почему в Астане так спешат стереть следы прошлого?
В Астане почти не осталось уголков, напоминающих о ее прошлом. Глядя на архивные фотографии, кажется, будто это два разных города: уютный, самобытный Целиноград и современная столица, где от старых улиц и знаковых зданий не осталось и следа.
Центральная площадь Целинограда, фото Иосифа Будневича, 1985 год.
Многие знаковые места Астаны исчезли с карты: на их месте выросли новостройки или бизнес-центры. Для приезжих разницы нет, но старожилам, выросшим здесь, больно видеть, как исчезают знакомые места — например, легендарный ЦУМ.
Во многих странах исторические здания берегут, реставрируют и находят им новое применение. В Турции, например, государство следит за сохранением наследия, да и бизнес поддерживает эту идею. Если во время строительства гостиницы находят старый хамам, его не сносят, а, наоборот, сохраняют и превращают в туристическую достопримечательность. В Астане же другая традиция: снести, перестроить, забыть. Откуда эта непримиримая «целинофобия» — загадка.
В 1984 году главным архитектором Целинограда стал Василий Тоскин. Он не только проектировал город, но и участвовал в подготовке к передислокации столицы. В интервью Василий Филиппович не раз отмечал, что Астану можно было спроектировать иначе — например, сохранив исторический центр и его знаковые памятники, как это сделали в Стокгольме. Но у нас вместо уникальных архитектурных решений — безликая типовая застройка.
В 1982 году в Целинограде на проспекте Целинников (ныне проспект Республики) был построен молодежный центр. Его хорошо помнят старожилы. Там женились, получали награды и проводили яркие культурные мероприятия. Но однажды в 1998 году этот дворец просто-напросто пропал.
Уникальное здание, известное как Дворец торжественных обрядов, поражало продуманной до мелочей планировкой и художественным витражом. Его архитектурное совершенство было признано на высоком уровне — в 1982 году оно получило звание «Лучшая постройка года».
Фото Василия Тоскина
Фото Е.Шлей
«Как же красиво было внутри! 35 лет назад я здесь выходила замуж и ощущала себя, как в настоящем дворце: цветные витражи, ковровые дорожки на ступенях, огромные зеркала в комнате невесты. Да, со временем отделка из ракушечника потемнела, покрылась пылью, но ведь ее можно было обновить — сегодня столько современных материалов! Тогда здание заиграло бы новыми красками и осталось знаковым местом для многих поколений. А теперь вот думаю, не икается ли тому чиновнику, который решил варварски уничтожить этот архитектурный шедевр?» — с горечью вспоминает астанчанка.
Снос Дворца торжественных обрядов, 2021 год.
Теперь же на этом месте, по адресу проспект Республики, 3/1, уже несколько лет «красуется» долгострой «Республика Plaza». Горожанам ежегодно обещают возобновление строительства, но сроки постоянно срываются из-за нехватки финансирования. Сейчас объект выставлен на продажу за 13,5 млрд тенге. А вот Дворца торжественных обрядов в Астане больше нет — теперь местным жителям приходится заключать брак в обычном ЦОНе.
Не избежал своей участи и первый столичный стадион имени Мунайтпасова. Не остановили градоначальников его ценность в городе, история и даже…возможность отремонтировать.
Еще в 2020 году, когда стадион находился в относительно хорошем состоянии с износом в 60%, был объявлен конкурс на капитальный ремонт. Победителем стала компания «Меркурий и К», предложившая выполнить работы за 936 миллионов тенге. Однако, по неизвестным нам причинам, ремонт так и не начался. В итоге стадион решили снести, а на его месте построить новый.
Старожилы помнят, как на месте старой центральной площади города всегда кипела торговля. В 1890 году здесь появился Гостиный двор — крупнейший торговый объект дореволюционного Акмолинска.
Все крупные купцы города открыли свои магазины в новом «торговом центре». Среди них был и казахстанский купец Баймухамбет Косшыгулов, чья семья занималась не только торговлей, но и промышленностью. В 1885 году в Акмолинской области они основали первую кондитерско-пряничную фабрику «Косшыгулов и сыновья», которая быстро приобрела известность.
Открытка Константина Шахова, 1912 год
Читайте также: Прапраправнучка Косшыгулова рассказала, каково быть потомком купца в Казахстане
Фото Нурмухамата Имамова, 60-е годы.
В советское время двери каждого отдела раскрасили зеленой краской и убрали чугунные столбы, на которые опирались козырьки-навесы. Так, гостиные ряды стали называть Зелеными.
У тех, кто помнит Зеленые ряды, остались самые теплые воспоминания. Кто-то до сих пор вспоминает вкус булочек с сахарной посыпкой, которые заворачивали в бумагу и клали в авоську. Другие — «дежурный» хлеб, киоск с которым работал до 11 вечера, или первые хлебные автоматы.
«Потом в этом магазине появились автоматы для продажи кукурузного хлеба за 15 копеек. Бросишь монетку — и вылетает булка белого хлеба. Сейчас хлеб не пахнет так, как тогда, и на вкус не тот», — рассказывает Хафиза Олькина.
Фото Лилии Бондарец, 60-е годы.
«Это были настоящие бутики прошлых лет. Помню, как сестре покупали там отрез парчи на свадебное платье, туфли на шпильке и фату. В одном из отделов работала продавщица — величественная, с высокой прической, вся благоухающая. Она напоминала мне Снежную королеву из сказки Андерсена. Чем именно торговали в этом бутике, уже не помню, но там точно жила частица сказки!» — вспоминает астанчанка Карахат Абельдинова.
А напротив Зеленых рядов располагался сквер с ажурной оградой. Для уроженца Семена Газарха это фото — словно привет из прошлого, ведь на нем запечатлен он сам.
«Помню тот момент — какой-то мужчина щелкнул фотоаппаратом из-за кустов сквера. Я тогда не придал этому значения, решил, что снимал не меня. С чего бы вдруг? И вот, спустя 60 лет, нахожу подтверждение: и одежда та же, и челка, и походка размашистая. Это должен быть 1961–62 год», — рассказывает он.
Коллаж ИА «NewTimes.kz»
В начале 1960-х годов снесли северную часть Гостиного двора, чтобы построить первый ЦУМ. А в 1972 году не стало и оставшихся Зеленых рядов.
Фото Нурмухамата Имамова, 1972 год.
Коллаж ИА «NewTimes.kz». Фото Нурмухамата Имамова.
Здание ЦУМа спроектировал заслуженный казахстанский архитектор Серик Исаевич Рустамбеков. ЦУМ был огромным торговым домом с множеством отделов, где можно было купить всё — от видеокассет до одежды. В нем работало около 400 сотрудников, и он считался визитной карточкой старого города.
Внутренняя сторона универмага, коллаж ИА «NewTimes.kz». Фото О. Ницевич
«Я помню ЦУМ с самого детства. В нем был длинный отдел, куда по большим советским праздникам завозили косметику польских брендов. Очередь за ней тянулась аж до фонтанов на площади. Для меня он навсегда останется ЦУМом», — вспоминает астанчанка Ольга Богураева.
Фото Нурмухамата Имамова, 1972 год.
Коллаж ИА «NewTimes.kz». Фото Нурмухамата Имамова, ИА «NewTimes.kz».
ЦУМ всегда был главным магазином города — сначала Целинограда, потом Акмолы, а позже, первое время, и Астаны. Даже после переименования в Sine Tempore его продолжали называть ЦУМом. Причем не только коренные жители, но и те, кто переехал в столицу позже. А вот название Sine Tempore используют разве что иностранцы, незнакомые с историей города.
История ЦУМа не ограничивается двадцатью столичными годами — он сам является частью многолетнего прошлого города, ставшего основой для строительства Астаны. На площади у Центрального универмага назначали свидания, в нем покупали костюмы и платья на свадьбы, а потом уже семьями с детьми гуляли по дороге в парк.
«Когда мы проходили по центральной площади, родители всегда с гордостью обращали мое внимание на здание Центрального универмага: “Здесь работала бабушка Наташа”.
Моя бабушка, Наталья Ивановна Мосунова о своем прощальном дне: “Директор ЦУМа говорит мне: ‘Наталья Ивановна, сейчас при всех, в актовом зале, орден буду вам вручать, как Брежнев!’” Тогда ей вручили медаль «Ветеран труда», — вспоминает астанчанин Игорь Мосунов.
Его бабушка, Наталья Мосунова, проработала гладильщицей в ЦУМе 18 лет.
«Гладильщицей (да, была такая профессия — приводить товар в надлежащий вид) моя бабушка работала 18 лет. Большую часть этого времени она работала в старом ЦУМе — небольшом двухэтажном здании, которое располагалось слева от нынешнего акимата (его хорошо видно на старых фотографиях)».
Фото из личного архива семьи Мосуновых
«Бабушка родилась в России, в Воронежской области, в 1926 году. Послевоенные годы были тяжелыми — под Воронежем разразился страшный голод. Чтобы хоть как-то облегчить положение многодетной семьи, родственники из Казахстана предложили взять к себе одного из детей. Решили отправить мою бабушку. Думаю, потому что она была средним ребёнком.
Она рассказывала, что первое время ей было даже стыдно — здесь, в Казахстане, она питалась хорошо, тогда как её родные в Воронеже продолжали голодать».
Игорь рассказывает, что у каждого, кто оказался в Казахстане, своя история. Кто-то попал в казахскую степь из-за голодомора, а кто-то приехал поднимать целину.
Освоение целинных земель стало одним из крупнейших проектов СССР. Послевоенный дефицит продовольствия и стремление Хрущёва сплотить страну вокруг общей цели обеспечили советские республики хлебом. В первые годы программы в Казахстан прибыло сотни тысяч людей, освоивших миллионы гектаров новых земель.
Эшелоны с целинниками встречали на железнодорожных станциях с цветами, песнями и словами благодарности. Они стали новыми героями Советского Союза.
В 2000 году здание ЦУМа реконструировала швейцарская компания Mabetex Project Engineering, переименовав торговый дом в Sine Tempore. Магазин сохранил свою концепцию, но стал более элитным, превратившись в роскошный европейский универмаг. На первом этаже располагались French House, отдел сумок, парикмахерская, часовые мастера, химчистка и легендарная пиццерия Венеция — место, где местные жители наслаждались самой вкусной пиццей в городе.
«Наше поколение 35-летних провело лучшие студенческие годы в ЦУМе с вывеской Sine Tempore. До сих пор кажется, что там была самая вкусная пицца. Хотя, может, таким её делает лишь щепотка теплых воспоминаний?», — делится астанчанин Игорь Мосунов.
Мы нашли тех, кто работал в Sine Tempore практически до самого закрытия. Одна из них — Жанна Ускембаева, которая стала одной из первых казахстанок, познакомивших Астану с кашемиром и сделавших его популярным среди покупателей.
Фото из личного архива Жанны Ускембаевой
Жанна Ускембаева сразу поняла: продавать кашемир на базаре — не вариант. Во-первых, не все оценят качество и премиальность этого материала, а во-вторых, это просто небезопасно.
«Тех, кто угрожал и пытался отнять бизнес, к счастью, не было. Но были те, кто хотел скопировать. В наш магазин заходили жители Монголии, казахи из Монголии, репатрианты. Они открывали в Астане свои бутики, но я уже тогда знала, что через пару лет они закроются. Так и случилось. Люди думали, что достаточно просто привезти и продать, но всё оказалось сложнее. Спустя десять лет мы случайно встретились, и они попросили меня выкупить тот самый кашемир, который так и остался лежать на их складах непроданным»
Фото из личного архива Жанны Ускембаевой, первая поездка в Монголию, 2008 год.
Мы связались с Ольгой Богураевой — бывшим продавцом, а теперь близкой подругой Жанны. Сегодня 49-летняя астанчанка работает рентгенолаборантом в Национальном научном центре материнства и детства, где и согласилась встретиться с нами.
«Когда-то я была медсестрой в хирургическом отделении. Но после того, как мой отец умер у меня на руках, я не смогла больше работать в медицине — просто возненавидела эту профессию. Торговля кашемиром стала для меня совершенно новым миром. Этот материал надо понять и полюбить, иначе с ним просто не получится работать. Когда я неожиданно для себя оказалась в этой сфере, выбора практически не было. Мы с Жанной полетели в Берлин на десять дней, и там произошло что-то невероятное — президент монгольского бренда GOBI подписал с ней контракт на продажу кашемира на сумму 10 тысяч долларов. Так началась наша история».
Фото из личного архива Ольги Богураевой
«В нашем отделе одевались жены высокопоставленных чиновников, послы, иностранцы. Кашемир сам по себе — дорогой материал, и даже сегодня далеко не каждый может позволить себе платье за 80 тысяч тенге. А ведь это были цены того времени, сейчас они значительно выше»
Посвятив кашемиру несколько лет своей жизни, Ольга Богураева в итоге вернулась в медицину, а Жанна Ускембаева закрыла свой бутик в 2017 году. С особым теплом она вспоминает людей, работавших в Sine Tempore — Ольгу Кушнереву, Татьяну Цой и многих других.
«Вещи из кашемира — это тепло и уют, но они сезонные. Их разбирали только зимой. Поэтому я хотела просто сдать бутик на лето и вернуться осенью. Тогда казалось, что такие условия невозможны, что никто не согласится. Но, как оказалось, главное — уметь договариваться. Когда люди хотят найти решение, они его находят».
Жанна пробовала открывать новые точки — и в Алматы, и на левом берегу Астаны. Но с развитием маркетплейсов стало казаться, что привычные магазины уходят в прошлое.
«Я поняла, что прошла определённый этап своей жизни и мне пора двигаться дальше. Конечно, можно было масштабироваться, открыть франшизу, сделать сеть бутиков для своих продавцов. Но меня пугала сезонность бизнеса, а разбавлять кашемир другими вещами мне не хотелось. В Sine Tempore мне всегда шли навстречу, но в другом месте могли бы и отказать. Поэтому я ушла в оптовые продажи, а затем и вовсе переехала в Грузию. Когда в 2019 году началась пандемия, я выдохнула с облегчением — значит, сделала правильный выбор. Но всё равно жаль, что ЦУМ больше не функционирует. Я скучаю по этому месту, по коллективу, по нашим покупателям».
В 2017 году горожанам объявили, что здание Sine Tempore пойдёт под снос.
«ЦУМ — это не просто типовая хрущёвка, каких сотни на постсоветском пространстве. Возможно, его здание и не шедевр архитектуры, но бесспорно одно: это уникальный символ старого города, неотъемлемая часть его истории» — говорит Игорь Мосунов.
ЦУМ Астаны не снесли — его просто превратили в очередное административное здание центра трудовой мобильности.
Административное здание сейчас, фото ИА «NewTimes.kz»
Более 30 подведомственных организаций акимата Астаны арендовали здание Sine Tempore у частных владельцев, и эта аренда обходилась дорого — 1 миллиард тенге в год. Причём со временем стоимость могла только расти, если бы акимат не принял решение о выкупе.
В ведомстве объяснили, что приобрести здание целиком и разместить там все управления — гораздо логичнее, чем продолжать платить за аренду.
Административное здание сейчас, фото ИА «NewTimes.kz»
В 2020 году оценочные компании определили стоимость коммерческой недвижимости в пределах 11,7–12,6 млрд тенге. Однако уже через год цена снизилась до 9,5 млрд тенге, здание выкупили по наименьшей из предложенных сумм.
Согласно данным депозитария финансовой отчётности, 32 из 39 владельцев Sine Tempore носят фамилию Паколли — представителей известной косовско-албанской семьи.
Семья Пакколи владеет строительной компанией Mabetex Group, которая реализовала в Астане крупные инфраструктурные проекты. Среди них:
И это далеко не полный список.
Forbes Kazakhstan публиковал аналитическую записку с расчетами по проектам Mabetex. Если посчитать стоимость всех объектов, что построены Mabetex до 2017 года, то выходит около 2 млрд долларов, с чистой прибылью для компании – в 900 млн долларов (более 452 млрд тенге). А зарубежные аналоги выходят в несколько раз дешевле.
Астанчане до сих пор задаются вопросами, на которые нет четких ответов:
Даже сейчас на официальных государственных сайтах нет ни одного упоминания о Sine Tempore.
Коллаж ИА «NewTimes.kz». Фото сверху Василия Тоскина, фото снизу NT.
ЦУМ следовало сохранить, как и отреставрировать Дворец обрядов, уверен Игорь Мосунов. По его мнению, даже если вернуть зданию его прежнюю функцию уже невозможно, оно должно сохранить память о своей истории.
«Я бы, наверное, хотел видеть там музей — например, Музей Целинограда. Это не про воспевание СССР, а про людей, которые жили в период Казахской ССР: где они работали, какую одежду носили, где отдыхали.
То, что сейчас в здании расположены государственные организации, в принципе, тоже неплохо. Но я считаю важным установить на фасаде памятную табличку с именем архитектора, датой постройки и перечислением того, что здесь находилось в разные годы. А в фойе можно разместить фотографии ЦУМа и Sine Tempore — ведь это часть нашей истории».