Государство делает искусственное дыхание рынку труда. Давайте смотреть правде в глаза – коммерческий сектор оптимизирует расходы и в первую очередь нож оптимизации затрагивает персонал. В кризисные времена HR компаний получают задание – до 30 процентов персонала отправить по домам. И новый трудовой кодекс позволяет это делать без лишних церемоний.
У бизнеса нет никаких социальных обязательств, кроме как показывать свою доходность акционерам. Это их священный долг. «Социалка» – это головная боль государства, чья задача создавать условия для того, чтобы на рынке были рабочие места. А это требует огромных финансовых вливаний.
Кто их дает в реальном секторе экономики?
Давайте посмотрим на график кредитования реального сектора – как реальный сектор кредитуют коммерческий сектор и как государственные структуры, в частности нацхолдинг «Байтерек», который имеет ряд кредитных программ в своих дочерних компаниях.
Реальный сектор продолжает свою деловую активность благодаря госсектору - его доля в кредитовании выросла в 2 раза за 3 года ― до 14% кредитного портфеля.
И как это отразилось на рынке труда?
После замедления годовых темпов прироста численности наемных работников со второй половины 2012-го (5,7%) до III кв. 2014-го (1,5%), в течение 2015 года на рынке было ускорение темпов до нынешних 3,6% в годовом исчислении.
Число рабочих мест в стране в 2015 году достигло максимального значения в 6,3 млн, или 69% всего экономически активного населения.
Естественно, рабочие места не росли на пустом месте ― росло количество новых предприятий. На начало декабря 2015 года число вновь созданных компаний в РК насчитывало 27,9 тыс ед., что на 26% больше, чем было 5 лет назад, когда экономика страны начинала выходить из кризиса 2009-2010 годов.
Число активно действующих предприятий также увеличивается ― после стагнации в 2011-2014 годах количество активных компаний за 2015 год сразу выросло на 10% ― до 128,1 тыс ед.
Рост компаний требует все большего финансирования, но, очевидно, что казахстанские банки не могут удовлетворить данный спрос ― слишком дорогие деньги и слишком высокие риски.
В этой ситуации – роль основного источника кредитования бизнеса в стране приходится брать государству и пускать на кредитование бюджетные ресурсы. На конец I полугодия 2015-го объем кредитов, выданных холдингом «Байтерек» корпоративным клиентам и МСБ, составил 955,4 млрд тенге, что в 2 раза выше объема кредитования реального сектора экономики через институты развития 3 года назад.
Откуда деньги у «Байтерека»?
Деньги на кредитование холдинг брал также из средств Нацфонда. В этом году появилась новость о том, что «Байтерек» вместе с «Самруком» и коммерческими банками получат совокупно 600 млрд тенге из наших пенсионных денег.
Каким был эффект?
Благодаря господдержке в Казахстане было создано более 113 тыс рабочих мест. В общем объеме корпоративного кредитования в РК доля участия холдинга «Байтерек» выросла с 7% в 2012 году до нынешних 14%.
Очевидно, что если в 2016 году пенсионные деньги уйдут в «Байтерек» (еще не известно, сколько именно из 600 млрд тенге), то по крайней мере эти деньги уйдут в рынок труда, а это по факту и есть социальная стабильность для населения ― понимать, что работа есть и ее можно найти.
Ботагоз Жуманова