«Бензиновый ажиотаж» в Казахстане: Попавшая в редакцию NT переписка КМГ с Минэнерго объясняет, в чем причина и кто виноват

Обстановка на заправках «Казмунайгаза» оставляет желать лучшего: очереди и талоны на бензин вызывают массу вопросов у клиентов АЗС. В распоряжение редакции ИА «NewTimes.kz» попали документы, раскрывающие причины трудностей, возникших у заправок данной сети.

Фото взято с Informburo.kz

Как оказалось, дефицит бензина на заправках КМГ напрямую связан с проведением планово-профилактического ремонта на Павлодарском нефтехимическом заводе (ПНХЗ). Точнее, со срывом сроков завершения модернизации.

«Первоначальный график ремонта ПНХЗ – 1 июня – 7 июля. График утверждается МинЭнерго с учетом прогнозного баланса производства и потребления для избежания дефицита ГСМ во время остановок. 10 мая 2017 года КМГ обратился в МинЭнерго с просьбой о переносе сроков остановки ПНХЗ на сентябрь-октябрь, мотивируя это положительным влиянием на обеспечение нефтепродуктами внутреннего рынка Казахстана», - пояснил источник агентства.

С учетом корректировки завершение ремонта на ПНХЗ было назначено на период 20 сентября – 25 октября. Но, как выяснилось позднее, реальной причиной переноса срока стал срыв сроков завершения модернизации, так как во время остановки завода планируется финальное подключение всех объектов модернизации к системе завода.

«На сегодняшний день запасы бензина марки Аи-92/93 на внутреннем рынке Казахстана имеют тенденцию к снижению, ситуацию усугубляет поочередный выход на планово-предупредительный ремонт АНПЗ и ПНХЗ, как следствие переноса сроков ремонта ПНХЗ, что создает предпосылки к дефициту данного вида нефтепродукта. Так, если на 1 июня запасы бензина марки Аи-92/93 составляли 208,3 тыс тонн, то на 29 сентября 125 тыс. тонн. Имеется тенденция дальнейшего снижения», - сообщил источник.

По данным агентства, казахстанское министерство энергетики обратилось к коллегам из России, а также в ПАО НК «Роснефть», ПАО «Лукойл», ПАО «Газпром» с просьбой оказания содействия в ускорении контрактования и отгрузки нефтепродуктов казахстанским субъектам рынка. Также, по нашим данным, на сегодняшний день на максимальную мощность загружен ПКОП (ТОО «ПетроКазахстан Ойл Продактс») для дополнительной выработки ГСМ.

«11 сентября прошло совещание, в рамках которого ТОО «КазМунайГазОнимдери» и «KazMunayGazTrading» поручено проработать вопрос поставки нефтепродуктов на внутренний рынок. По состоянию на 3 октября, каких-либо поставок нефтепродуктов российского производства для последующего обеспечения сетей КМГ отсутствуют. Вместе с тем, в ряде областей уже имеются факты реализации ГСМ по талонам в сетях КМГ, что приводит к обоснованному возмущению потребителей (очереди на АЗС). Стоит отметить, что по состоянию на 3 октября без каких-либо ограничений по всему Казахстану и в штатном режиме работают АЗС ТОО «Синойл» и ТОО «ГазПромКазахстан». При этом из 4 крупных сетей АЗС самая критичная ситуация как раз на сети АЗС КМГ. Учитывая, что поочередные остановки 2-х заводов произошли по инициативе КМГ, нужно отметить, что со стороны КМГ не предпринято должных мер по обеспечению собственных сетей АЗС нефтепродуктами на момент остановки их собственных заводов», - подытожил источник агентства.