«Хожу и стреляю кошек?»: Директор зоопарка Алматы рассуждает об огульных обвинениях, деньгах и любви к питомцам (ФОТО)

Алматинский зоопарк — это город в городе, парк в парке. Здесь своя атмосфера, история и проблемы, о которых знают многие алматинцы. Чтобы понять, как развивается одно из самых известных общественных пространств города, корреспондент ИА «NewTimes.kz» побывал в зоопарке и пообщался с его нынешним руководителем Вячеславом Банщиковым.

Фото: Арнур Мамытбеков

Новому руководителю алматинского зоопарка Вячеславу Банщикову — 34 года, и он — коренной алматинец.

«Я женат, у меня 3 детей. Юридическое образование, управленческий опыт и свой налаженный бизнес. Я — депутат маслихата Алматы. Ну, и помимо всего перечисленного, я испытываю искреннюю любовь к нашему зоопарку, в который я начал ходить еще ребенком со своими друзьями. Да, я люблю животных, люблю наш зоопарк, являюсь его патриотом и желаю ему только развития. А иначе я бы не инвестировал 223 млн тенге собственных средств на развитие его инфраструктуры», — рассказывает о себе для начала Вячеслав.

Мы начинаем наш тур по зоосаду и сразу оказываемся перед строительной площадкой немалых размеров. Сразу видно: здесь строится что-то очень масштабное.

Вячеслав, скажите, что это за объект?

—Здесь мы строим новый вольер для снежного барса. Для символа нашей страны мы готовим очень большой и современный дом. Здесь ему точно не будет тесно: мы постараемся создать такое пространство, чтобы оно было максимально приближенно к условиям его естественной среды обитания.

А как еще вы планируете улучшить пространство зоопарка?

—На площадке, недалеко от главного входа, будет общественное пространство с сухими фонтанами, как на алматинском Арбате. Помимо этого, я хочу, чтобы мамы, приходящие сюда с детьми, не чувствовали себя обделенными. В зоопарке построят четыре точки, где наши посетительницы смогут пеленать и кормить своих детей. Максимум комфорта для посетителей!

Как я понимаю, вы продумали новую концепцию?

—На мой взгляд, наши посетители слишком рано уходят из зоопарка. Я хочу, чтобы они оставались здесь подольше, а для этого нужно делать зоопарк максимально комфортным общественным пространством с использованием принципов урбанистики. Я радею за комфорт и особую атмосферу, что может гарантировать многократное возвращение наших посетителей.

Мы идем дальше и видим еще один строящийся объект: на этот раз реконструируется целая аллея. Уже выложена новая брусчатка, очередь за новым асфальтовым покрытием. Вячеслав, не отрываясь от интервью, ненавязчиво дает какие-то указания бригадиру.

Как объясняет Вячеслав, в зоопарке будет все больше современных, комфортных дорожек для пешеходов, но, что касается велодорожек, то здесь не место для самокатов и велосипедов.

«Конечно, я и сам порой совершаю объезд территории со своими коллегами на самокатах, но это временное или вынужденное решение для экономии времени. Но наша конечная цель – это полное отсутствие каких-либо движущихся и механических объектов на пешеходных дорожках», — добавляет руководитель зоопарка.

Продвигаемся вперед, и видим еще одну точку кипения. Здесь много техники, и строители бурным потоком передвигаются по вырытым траншеям, прокладывая новые коммуникации. В алматинском зоопарке будет новая тепловая линия. Что ж, коммуникации, проложенные еще в советские времена, должны меняться на новые – надежные и долговечные. Без этого создание новых объектов на территории зоосада будет просто невозможным.

«Здесь мы строим новый вольер, вернее, несколько новых вольеров для наших медведей. И волков. Вот здесь будут жить наши гималайские медведи, здесь бурые, а там, подальше, наши волки», — показывает Вячеслав.

Следом собеседник рассказывает, что новые объекты будут расположены на различных уровнях — одни пониже, другие — повыше, и структурно будут сильно отличаться от вольеров, построенных еще в советские времена. Решетки уйдут в прошлое, а им на замену придут большие, ударопрочные стекла, которые не будут мешать наблюдать за мишками и волками. И, на мой взгляд, это бесспорный шаг вперед. Решетки – это всегда грустно, их не должно быть в современном зоопарке, солидную долю посетителей которого составляют дети.

Мы покидаем этот объект и для контраста посещаем старые вольеры, которые скоро перестанут существовать, а их жильцы переедут в новые жилища.

Идем дальше и руководитель алматинского зоопарка показывает нам еще одну реконструированную аллею – скамейки перенесены в тень, а сами дорожки покрыты новым асфальтом. На другом фото – еще одна аллея. Тоже после преобразования.

Публикуем несколько фотографий дорожек, аллей, участков теплотрассы до реконструкции, предоставленных администрацией зоопарка. Теперь, по заверениям руководства, такие проблемные участки уйдут в прошлое.

После решаем встретиться с братьями нашими меньшими — приматами. Один из них — шимпанзе по имени Паша —очень популярен у посетителей благодаря своей харизме и любви к вниманию гостей зоопарка. К сожалению, сфотографировать очень быстрого и энергичного Пашу не получилось: он просто неуловим для камеры. Выручает нас одна из сотрудниц зоопарка – Шолпан, специалист по приматам, которая работает здесь уже очень много лет. У нее на плече устроился лемур, и мы подходим к этой приятной парочке поздороваться. Что ж, лемур — не шимпанзе, но, по крайней мере, он позволяет себя сфотографировать.

Есть важная проблема: посетители оставляют после себя много мусора, в том числе пластиковые бутылки. Но этот вид мусора собирается вот в такие клетки. В городе тоже не помешали бы такие ящики да побольше — пластика у нас много, особенно, в летний период: многие покупают прохладительные напитки и очень часто оставляют пластиковую тару прямо на улице, не утруждая себя поиском урны. А зря. Ведь в умелых руках пластик может являться предметом вторичной переработки. А это не только экономия, но и дополнительные доходы. Как и забота об экологии.

После ящика для пластика хочется поговорить и о том, что волнует многих. О деньгах.

Как говорит сам Вячеслав, не деньгами едиными живет зоопарк. То есть не только заработанными.

— Вы видите сами, стоимость входа уже очень долгое время держится на отметке 700 тенге для взрослых и 200 тенге для детей. И это несмотря на то, что у нас есть и инфляция, и мы пережили несколько девальваций национальной валюты. В моем понимании, зоопарк — это не бизнес, это дотационный объект. На посту руководителя зоопарка я нахожусь чуть больше одного месяца, но я уже понимаю, что прибыль — это не основная цель существования зоопарка. Очень важен культурно-образовательный момент — здесь я могу привести пример нашего сотрудничества со школами. Любое образовательное учреждение может обратиться к нам, и мы проведем для детей познавательную экскурсию и расскажем о том, как человек должен обращаться с нашими питомцами. Очень важно, чтобы не повторялись случаи неэтичного обращения с животными, которые порой происходят в разных зоопарках. В том числе нашей страны. Ребенок должен четко понимать, что в животных нельзя бросать камни, а к медведю не стоит приближаться ближе разрешенной дистанции. И кормить любое животное, в том числе — нашего слона, тоже очень плохая идея. Если вы любите зоопарк и его обитателей — соблюдайте правила и будьте людьми. Уважайте наших питомцев — этим вы только продлите их жизнь.

Почему умирают питомцы зоопарка?

— Скажу, что мы постоянно улучшаем условия содержания обитателей нашего зоопарка. Но звери иногда умирают, вы правы. Были случаи, когда по программе обмена нам доставляли не совсем здоровых животных — и со стороны некоторых зоопарков это было определенной уловкой. Иногда, как рассуждают некоторые деятели, лучше «сплавить» больного зверя, чем позволить ему умереть у себя. Добавлю, что многие наши животные живут намного дольше, чем их сородичи в диких условиях – и наша тигрица, и наш белый медведь. Каждому из них уже за двадцать лет, а это превышает длительность жизни в естественных условиях. Хотя, если принять во внимание сокращающиеся ареалы обитания и наступление человека на все большие территории, то и естественные условия сокращаются и ухудшаются. И не сами по себе.

Зоопарк периодически оказывается в центре скандалов. Что вы можете сказать об этом? И о том, что в его сторону временами идут волны негатива?

— Всегда есть и будут недовольные. К тому же, надо понимать, что зоопарк не должен быть территорией раздора. Я всегда приглашаю тех, кто чем-то недоволен сюда – приходите, высказывайтесь. Пусть это место будет платформой для коммуникаций, конструктивных разговоров и предложений. Но не все хотят развития, кто-то хочет просто урвать, воспринимая зоопарк как возможность для обогащения. Не все могут справиться с этим прессингом, посудите сами – с 1990 года здесь уже сменилось порядка 9 руководителей, а до этого времени — в течение 30 лет — зоопарком управлял один и тот же человек. В моем понимании, зоопарк, как я уже говорил, не бизнес-проект. Но он может и должен быть интегрирован в программы развития, в том числе развития туризма. Алматинский зоопарк станет еще одним фактором и драйвером роста туристической привлекательности Алматы. А что касается огульных обвинений – что я хожу по зоопарку и стреляю кошек… Во-первых, это смешно, а во-вторых, я могу сказать, что я подаю в суд на таких людей, распространяющих слухи обо мне. И мной движет больше забота о репутации зоопарка, которая должна быть безупречной.

Дальнейшие планы?

— Развивать зоопарк и его инфраструктуру. С помощью частных инвестиций и городского акимата. Зоопарк — сложный объект, в котором для точечного развития, развития каждой инициативы требуется много времени и тестирования. И время длительное – около трех лет. Нельзя улучшить что-то одно, не повлияв на другое. Все очень тесно взаимосвязано. Как я уже говорил, это город в городе, и здесь нужно учитывать общую и единую систему, меняя ее постепенно и пошагово. Ну и, конечно, важно оставаться прозрачной компанией — для этого у нас есть сайт и страницы в социальных сетях, все этапы развития и своей жизни мы освещаем и не умалчиваем. В том числе не очень приятные, привлекая к анализу произошедшего специалистов и профильных экспертов.

Завершив беседу, мы прощаемся с Вячеславом, и я решаю прогуляться по зоопарку уже самостоятельно. И вижу много интересного.

Симпатичный домик с удобствами. Туалет, которым могут воспользоваться даже маломобильные посетители.

Брендинг и семейное фото – у логотипа зоопарка посетители фотографируются целыми семьями. И одновременно признаются в любви к алматинскому зоопарку.

Старожил зоопарка – белый медведь — в своих апартаментах. Помимо площадки с бассейном у белого мишки есть и закрытые от солнца комнаты. Хозяин Севера гуляет по своим владениям, подходя к посетителям, купается и временами — для порядка — скрывается от глаз, уходя в дальнее помещение. Личное пространство важно всем.

Похоже, у фламинго разминка. До чего же грациозны эти птицы.

Царь зверей, даже ничего не делая, привлекает к себе пристальное внимание. Хотя бы своей уверенностью в себе и неумением суетиться.

Не всем хочется в тень, несмотря на жару. Один из носорогов спит прямо на солнце. Видно, очень толстая у него кожа.

Зебру, похоже, сморило. Алматинская жара утомила и обитателя африканских саванн.

Жирафы – очень социальные товарищи. Всегда вместе.

Возле каждого вольера предупреждение – не кормить животных. Это для безопасности питомцев. Ну и еще – не просовывать руки. Это для безопасности посетителей.

Грустно, что, несмотря на предупреждения, посетители кормят слона. Не делайте этого, дорогие посетители. Во-первых, не вовлекайте в свои игры детей. А во-вторых, слона кормят… Хотя, надо признать, он умеет делать жалобные глаза и выдвигает свой хобот на приличную длину.

И вот так зоопарк прощается напоследок со своими посетителями.

Материал и фото: Арнур Мамытбеков