Следствие по делу об «Астана LRT» не искало главных организаторов преступления, заявила в ходе судебных прений адвокат Сауле Акатова. Оказывается, в отношении Ардана и Султанбекова даже не возбуждены уголовные дела. Помимо этого, нет никаких свидетельств и об их главных пособниках — представителях иностранных компаний SYSТRA, TECNICA Y PROYECTOS, S.A. и ТОО «Бюро Веритас Индастриал Сервисез», пишет корреспондент ИА «NewTimes.kz» Татьяна Мозговых.
При этом на скамье подсудимых по обвинению в хищениях оказалось семь человек: бывший начальник управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог столицы Рашид Аманжулов, бывший депутат и секретарь маслихата Нур-Султана, экс-руководитель ГУ «Управление экономики и бюджетного планирования города Астаны» Жанат Нурпиисов, экс-председатель правления АО Astana Innovations Талгат Ашим и бизнесмены Улугбек Ачилов, Тимур Касабаев, Дулат Мусенов, Даурен Абдыхамитов.
Аманжолову, Нурпиисову и Ашиму вменяют в вину проведение экспертиз ФЭО, ТЭО, конкурсов для реализации проекта ЛРТ, Ачилову, Абдыхамитову — работу в консорциуме с иностранными компаниями. Косабаев, Усенов обвиняются в том, что занимались обналичиваем денежных средств.
В суде
— В этом уголовном деле ни Каната Султанбекова, ни Талгата Ардана, как организаторов и руководителей преступлений, по версии следствия, нет. Спрашивается, кому Рашид Аманжулов пособничал в совершении преступлений, которые указываются в обвинительном акте? Согласно материалам уголовного дела, ни Султанбекову, ни Ардану не предъявлены обвинения. Никто из них не предан суду по этому уголовному делу, не говоря уже о наличии приговора, установившего их вину. Они сейчас фактически являются подозреваемыми, — обратила внимание суда на этот факт адвокат Сауле Акатова.
Более того, при исследовании материалов уголовного дела в суде было установлено, что в отношении Султанбекова и Ардана отсутствует постановление о выделении материалов в отдельное производство по другому уголовному делу (нет перечня материалов, выделяемых в подлинниках или копиях).
При этом прокурор в обвинительном акте и во время своего выступления заявлял, что в отношении Султанбекова и Ардана материалы выделены в отдельное производство в связи с их розыском.
— Предоставление суду ксерокопии постановления о выделении материала для начала нового досудебного расследования от 11 июля 2020 года лишь 31 марта 2021 года и почему-то государственным обвинителем еще раз свидетельствует о достоверности наших доводов о том, что из нашего дела ничего не выделялось, а значит, никто не ищет Султанбекова и Ардана. Все это обман! Других слов я подобрать не могу. Их фотографии даже со стенда разыскиваемых лиц в антикоррупционной службе убрали еще весной 2020 года, — сообщила в суде защитник.
Аналогичная ситуация сложилась и в отношении представителей французской консультационной инжиниринговой компании SYSТRA Алана Годри, Винсента Руссло (они, по версии следствия, являлись основными пособниками хищений — от авт.), испанской компании TECNICA Y PROYECTOS, S.A. Саяго Баутиста Карлоса Хосе (по версии следствия, они пособники в рамках созданного консорциума — прим. авт.) и директора казахстанского филиала ТОО «Бюро Веритас Индастриал Сервисез» Оната Аттилы (пособники в рамках консорциума — от авт.), которых в обвинительном акте следствие называет «участниками преступного сговора с Султанбековым и Арданом в совершении преступления в форме пособничества в хищении бюджетных денежных средств».
Читайте также: «Его через 100 лет только достроят»: Вопрос о ЛРТ разделил астанчан на два лагеря
Как выяснилось в суде, казахстанские органы следствия отправляли запросы на «оказание правовой помощи» в страны, где проживают иностранцы. Но ответа не получили. Во Франции отказались отвечать на запрос, требуя предоставления доказательств, свидетельствующих о наличии коррупционных правонарушений (т. 9 л. д. 151).
Аналогичный ответ был получен из Канады (в отношении компании ASTRA, консультанта Канарала и некого Генина). Ввиду непредоставления доказательной базы казахстанскими следственными органами там заявили, что «не подлежат какому-либо расследованию, и они не будут отвечать властям Казахстана» (т. 9 л. 41, 167). Ответы из Турции и Испании, Великобритании и Северной Ирландии не получены вообще (т. 9 л. д. 9).
— Из этого следует, что наше следствие не предоставило им никаких достоверных доказательств о совершении указанными в запросе лицами преступлений, что в общем-то лишний раз подтверждает голословность утверждения следствия и обвинения. Наверное, следствие с удовольствием представило бы доказательства, если бы они были. Скорее всего, их нет и не было. Во всяком случае, в ходе нашего судебного разбирательства в течение шести месяцев обвинение никаких доказательств суду и защите также не предоставило…
И это все объяснимо, поскольку, направляя запросы, поручения в уполномоченные органы зарубежных стран, органы досудебного расследования не предоставили ни одного доказательства, что послужило закономерным ответом для отказа зарубежными уполномоченными органами в проведении каких-либо действий. Похоже, голословность предъявленных обвинений является чуть ли не единственным обоснованием следствия и обвинения, — отметила защитник.
Он задала вопрос: на основании каких фактов, установленных в ходе досудебного расследования, обвинение считает Султанбекова и Ардана совершившими уголовно наказуемое деяние, если суду не представлены доказательства и материалы выделенного уголовного дела, факт пособничества хищениям со стороны иностранных компаний не доказан, реальный размер ущерба не установлен?
— Все, что нам известно, — это сообщение представителей следствия, сделанное для СМИ, где они, вероятно, чтобы успокоить общественность, заявили, будто Султанбеков и Ардан скрылись от следствия и суда и для установления их местонахождения и задержания идут активные следственно-оперативные мероприятия.
Спрашивается, каким образом они собираются разыскивать этих фигурантов уголовного дела, если не существует необходимых процессуальных актов, которые необходимы для осуществления розыска и задержания преступников? — продолжила Акатова.
Как выяснилось из материалов дела, Талгат Ардан разыскивается по другому уголовному делу — «Новая транспортная система Астаны. Автобусный парк коммунальный. Городские автобусы», по которому причиненный ущерб погашен. А материалы по розыску Каната Султанбекова и вовсе отсутствуют.
— Возникают вопросы: причем тут уголовное дело, которое никакого отношения не имеет к нашему делу? И почему по Султанбекову все так умышленно завуалировано и замарафечено? Единственное, что можно предположить, — следствие вообще не занимается подозреваемыми Султанбековым и Арданом и изначально продумало их увод от ответственности путем их «запланированного бегства», как отметил глава государства. Эти слова, подхваченные многими СМИ, сказаны не на пустом месте. Безответственность и голословность следствия уже давно вышли за рамки нашего уголовного дела. И это уже ни для кого не секрет, — сказала защитник.
Читайте также: «Осторожно, двери закрываются»: Как выглядела бы поездка по маршруту ЛРТ в Нур-Султане (ВИДЕО)
Кроме того, в ходе выступления она ссылалась на слова президента Касым-Жомарта Токаева, сказанные на совещании 17 марта 2021 года по вопросам дальнейшего развития города Алматы. Тогда глава государства отметил, что госслужащие опасаются принимать ответственные управленческие решения. А ведь в сфере экономики далеко не всегда удается спрогнозировать риски и поручиться за успешность проекта, и потому призвал органы следствия четко различать мотивы того или иного действия.
«Если чиновником двигали коррупционные помыслы, поблажек ему быть не может. Это ясно. Но когда государственный служащий ошибся и не получил от этого никакой личной выгоды, привлечение к уголовной ответственности ломает судьбу человека, а также порождает опасную по своим последствиям инертность государственного аппарата, необходимые решения не принимаются, доминирующую роль приобретает практика коллективной ответственности. А это сплошные заседания, сбор подписей и так далее.
Такое положение дел недопустимо. Ранее я уже давал поручение детально разбираться в подобных ситуациях. Вновь обращаю внимание правоохранительных органов на эту проблему. Следовательно, ответственные сотрудники правоохранительных органов должны работать профессионально, не гнаться за показателями. В противном случае будем принимать кадровые решения», — говорил президент и подчеркивал, что законность и справедливость должны стать основными принципами уголовного делопроизводства.
Судебное следствие по делу об «Астана LRT» завершилось. Суд перешел на стадию прений. Затем в суде выступят участники процесса с репликами и последним словом.
Все материалы Татьяны Мозговых о ходе судебного разбирательства читайте здесь.