Всех глубоко задела и обеспокоила трагическая новость из России, где неуравновешенный юноша расстрелял невинных людей в гимназии. Российское общество еще приходит в себя после шока, осмысливает произошедшее и пытается понять, что произошло и сделать выводы. Но то что случилось там, вполне может произойти и у нас. И тому множество предпосылок. Начиная от менталитета, общности социального строя, специфики воспитания и многих других похожих сфер, пишет автор ИА «NewTimes.kz» Рустем Жансеитов.
Может ли такое произойти в Казахстане? Вполне. Готовы ли мы к этому? Предпринимаются ли какие-то серьезные превентивные меры для избежания таких ситуаций? Знаем ли мы, что и как делать в таких случаях? Нет.
Такие дикие случаи можно разделить не несколько составляющих. Прежде всего причины и следствие. Почему такое происходит, отчего и каким образом, как на это реагировать и как организовать все, чтобы такое никогда у нас не случилось — такие вопросы будут рассмотрены в этой статье.
Если начинать с самого начала, то нужно четко разделить случаи на те, кто их осуществляет — ментально полноценный человек или персона, не отдающая себе отчет в содеянном. Во втором случае все проще: психически ненормальные были во все времена, но даже это не снимает часть ответственности с тех, кто мог и должен был предусмотреть такой вариант обострения, предпринять меры профилактического характера для того, чтобы заранее обезопасить общество от таких девиантов.
Проще говоря, медицина страны должна четко и постоянно бдеть за такими. Но, увы, относительно мер и контроля за ментально пораженными, можно сказать, у нас они не на уровне. Это даже видно по простому мониторингу социальных сетей, которые сейчас доступны всем. Как кто-то грубо сказал, раньше психи по клиникам и диспансерам лечились, а сейчас в интернете пишут что попало. Однозначный вывод: вряд ли специальные медицинские службы следят, что пишут те, кто не совсем понимает, что пишет. А ведь таких в интернете достаточно много, и они ведут агрессивные проповеди своих бредовых идей и опасных заблуждений. И отследить их в общем-то несложно, хотя бы по некоторым ключевым словам и фразам. Вот и новое поле для деятельности Минздрава.
Читайте также: Ни к селу ни к городу
Но самые опасные те, кто нормален и находится под влиянием каких-то заблуждений или мистификаций. Они внешне никак не вызывают подозрений и от них не ждут ничего негативного. Но если это происходит с подростками, учащимися и студентами, то есть люди, которые должны знать своих учеников хорошо.
Учителя должны знать, чем живут их подопечные, какие у них проблемы и вопросы, чем они могут помочь, что подсказать, заранее предупредить развитие негативных сценариев. Все это в идеале, а в реале нашим учителям сейчас не до этого. Работа многих учителей и их подходы являются предметом постоянной и ожесточенной критики.
Взаимодействие с подопечными у таких «кураторов молодых душ» сводится к сугубо формальному механическому «оттарабаниванию» предметов, совершенно не волнуясь о том, насколько хорошо это принято и понято учениками. Хорошие знания и дополнительные занятия чаще всего только на платной основе.
На фоне такого сухого формализма сложно говорить о глубоком взаимодействии с обучаемыми, и уж тем более никто из таких учителей не будет «париться» по поводу того, какая «каша» в голове подрастающего пубертата.
Раньше учителей называли вторыми родителями, чего сейчас даже близко нет, а жаль. В погоне за цифрами, зарплатой, отчетами мы растеряли бесценный опыт настоящего учительствования. А именно такие — умные, внимательные, терпеливые, понимающие, сопереживающие педагоги могут и должны правильно направлять разум и действия подрастающего поколения.
И это огромная сфера для министерства образования по трансформированию прежде всего современных учителей, которое пойдет на пользу всему образовательному процессу и уж точно предупредит трагические развязки, а также многие другие случаи, например, связанные с постоянным ростом количества молодежных суицидов. Мозги вправлять должны не только родители, но и учителя, и часто ему доверие по некоторым вопросам может быть выше, не стоит об этом забывать.
Разбирая случай в Казани, ужасаешься, с какой легкостью молодой убийца приобрел огнестрельное оружие. Более чем уверен, что наши законы в этом отношении мало чем отличаются от российских. Значит, уже сейчас те, кто у нас ответственен за контроль над оружием, должны предпринять меры по жесткому ограничению продажи огнестрела.
Приобретение оружия должно осуществляться под железным контролем на всех этапах. Начиная от получения медицинских справок и обследований, где нет места формализму и кумовству, заканчивая постоянным, не для галочки контролем за хранением и использованием оружия.
Как опции для усиления контроля и прекращения свободной продажи оружия, можно рассмотреть такие варианты, как тотальный запрет на продажу огнестрельного оружия физическим лицам, полный запрет на охоту в стране (тогда в оружии вообще пропадет всякий смысл и экология значительно улучшится). Или, например, централизованное хранение всего гражданского оружия в специализированных арсеналах под контролем министерства внутренних дел и выдача его только в сезон охоты при приобретении охотничьей лицензии. После охоты ружье сразу сдается обратно в арсенал. Много чего можно придумать, что обезопасит общество и предотвратит попадание опасного оружия в случайные руки.
Особо необходимо отметить два вопиющих факта, которые способствовали злодеянию в Казани. Убийца спокойно шел по улицам многолюдного города с ружьем наперевес, и никто на это не обратил никакого внимания. Это говорит о равнодушии и малой гражданской активности общества, уровень развития которого в Казахстане, надеюсь, находится на большем уровне.
Хочется надеяться, что у нас так просто не пройдешь с оружием и люди сразу известят органы правопорядка.
Второе — слабая охрана школы. Наши ситуации практически похожи.
Охрана школ у нас просто название. Непонятный человек в серой потертой форме из непонятной организации, который точно не сможет ничего сделать в такой серьезной ситуации. Максимум может кричать на школьников и не пускать родителей. Значит, нужно менять подходы и принципы охраны детских учреждений. Охранник должен быть вооружен и проверенным адекватным профессионалом, а не случайным человеком, знакомым вахтерши на подработке.
Охрана в школах также как минимум должна быть оснащена «тревожной кнопкой» вызова полиции. МВД много над чем нужно поработать, так как наши дети должны быть в полной безопасности.
Много выводов можно сделать из произошедшего. И много сделать для того, чтобы такое у нас никогда не произошло. Особенно важно, чтобы все службы имели свои протоколы и планы действий в подобных случаях, все должны знать свои роли и действия в зависимости от ситуации. И, главное, все это нужно делать уже сейчас, превентивно, а не ждать, когда из-за провалов, недосмотра, ошибок и чего-то неучтенного случится беда.
Все материалы Рустема Жансеитова читайте здесь.