В последнее время те, кто отвечает за дороги в нашей стране, активно занимаются пиаром своей деятельности. Но за всеми этими дифирамбами в свой адрес кроется неприглядная правда. Одно дело — писать и фотографировать якобы потрясающие достижения отечественного дорожного строительства и совсем другое — самому проехать по дорогам страны и лично ощутить всю действительность. К такому выводу пришел автор ИА «NewTimes.kz» Рустем Жансеитов.
Главным связующим звеном, соединяющим как политически так и экономически бывшую и новую столицы страны, является дорога. Строительство этой важной магистрали должно было стать главным приоритетом с момента обретения независимости.
Но, увы, этого не произошло. За почти 30 лет трассу так и не построили должным образом. Она так и осталась узкой, убогой, опасной и без сервиса. Широко распиаренную еще в 2000-х годах магистраль не довели до завершения. А большой участок после Бурылбайтала до Курты не отремонтирован вообще. Эдакий обман государственного масштаба.
Узенькая дорожка, выдаваемая за магистраль, стала разрушаться уже с момента постройки, а еще через несколько лет многие участки стали малопригодными для нормального движения. Иными словами, качество дороги остается на низком уровне. По большому счету, эта «убитая» дорога, в которую были вбуханы, как в черную дыру, огромные бюджетные средства, за много лет стала символом позорного разбазаривания денег, памятником бездарного руководства и бестолкового менеджмента.
В Китае между Пекином и Шанхае уже не только автомобили, но и поезда на магнитной подушке начнут передвигаться на огромных скоростях. В США, Канаде, Австралии с их огромными территориями и разными климатическими условиями везде достойные дороги. А мы живем в каком-то каменном автодорожном веке. Единственную важную дорогу страны не можем сделать уже несколько десятилетий. Словами сложно описать те чувства и эмоции, которые возникают, когда едешь по этой якобы дороге, которую обещают закончить в 2023 году.
Во-первых, совершенно непонятна логика тех, кто планирует очередность этапов строительства. Зачем вести работы таким образом, чтобы доставлять максимальные неудобства водителям и подвергать поломке транспорт? Зачем вместо постепенного и последовательного обновления трассы сооружать множество малопонятных и бестолковых съездов и объездов? Кто и что мешает правильно и рационально распланировать все необходимые мероприятия? Почему специально приводятся в негодность для движения большие участки дороги, а потом они стоят в разбитом состоянии долгое время и там не проводятся работы? Кто так работает? Это головотяпство, некомпетентность и просто вредительство!
Особое негодование и возмущение вызывает халатное и бездумное отношение ответственных органов к безопасности движения. Во многих местах отсутствуют знаки и указатели, предупреждающие об опасных, искусственно созданных ямах, волнах и гребенках. Как может дорога постоянно и внезапно обрываться жесткими и опасными перепадами уровней? И подобные вопросы возникают бесконечно.
Отдельное возмущение по поводу сервиса на главной дороге страны. Его практически нет. Только ближе к городам что-то имеется, но на большей части трассы — огромные пустые расстояния — ни поесть, ни отдохнуть. При поломке автомобиля водитель может рассчитывать только на себя, так как на многие сотни километров нет ни одной СТО. Даже шиномонтаж найти трудно. Да что там, поесть в дороге еще та проблема. Только изредка встречаются сомнительного вида заведения. Про туалеты на трассе вообще можно слагать анекдоты. По части сервиса наши дороги застряли где-то на уровне средневековья.
Если проанализировать ситуацию и состояние других дорог-магистралей страны, напрашиваются очевидные выводы: новые дороги сделаны некачественно, они быстро разрушаются и требуют постоянного ремонта, причем серьезного. Иначе как объяснить участки, где выгрызаются десятки сантиметров покрытия? Получается, что при строительстве дорог допустили значительные ошибки?!
Если основные магистрали оставляют желать лучшего, то что уж говорить о второстепенных дорогах страны. Они разбитые, с опаснейшими ямами, волнами, гребенкой и прочими рисками для жизни людей и транспорта. Во многие отдаленные села дорог нет. Просто направление, по которому когда-то проехал бульдозер. Эти населенные пункты ограничены в контактах с внешним миром, а зимой там зачастую складывается критическая ситуация.
И напрашивается вывод — так дальше работать нельзя! Все методы строительства дорог в Казахстане порочны и неэффективны, начиная от тендеров до отсутствия контроля за качеством. Так называемые строители дорог впустую тратят огромные бюджетные средства на некачественные полотна, которые быстро разрушаются и требуют постоянного капитального ремонта. Нужны серьезные изменения в автостроительной сфере.
И самое главное, необходимо признать, что у нас нет грамотных специалистов. Проще говоря, не умеют и не хотят строить качественно. Поэтому для кардинального изменения ситуации при строительстве дорог предлагаю полностью отказаться от доморощенных специалистов. В ближайшие десять лет лучше нанять несколько крупных мировых строительных корпораций, которые возьмутся за возведение основных дорог в Казахстане. Причем чтобы они вели строительство от начала и до сервисной сети со своими кадрами, техникой и контролем. Такие компании дорожат своей репутацией и ответят за свои «косяки».
Да, их услуги будут заметно дороже, чем у местных победителей тендеров, зато они полностью ответят за качество и регламенты при строительстве дорог. Лучше строить дороже, но на века, чем дешево и на пару лет. Скупой платит дважды, а то и больше. И нашей верхушке пора заканчивать с порочной практикой постоянного разбазаривания государственных денег! А наши горе-дорожники пусть учатся у мировых лидеров, как правильно и качественно работать.