С момента присвоения Косшы статуса города прошел уже месяц, но здесь ничего практически не поменялось. Власти позаботились лишь о назначении своей кандидатуры на теплое место акима новоиспеченного города. Судя по кое-каким невнятным посылам от государственных структур, в новом городе якобы должны заняться совершенствованием инфраструктуры — дороги, вода, газ, электричество, канализация. В общем, стандартные проблемы для любого акимата. Но, учитывая малоэффективную работу предыдущих руководителей, надеяться на улучшение ситуации можно только будучи очень позитивным человеком. Ибо за десяток лет в этот населенный пункт вбухали миллиарды тенге, но эффект от таких вливаний мизерный: те же плохие дороги, нехватка воды и электричества, отсутствие канализации и вывоза мусора, констатирует колумнист ИА «NewTimes.kz» Рустем Жансеитов.
Но вот о чем, скорее всего, не думают те, кто вершит судьбу нового города, — как и за счет чего будет жить этот город в будущем. Большей частью главные устремления мозговой активности управленцев сейчас сводятся к банальным лихорадочным прикидкам: кто, что и за сколько будет делать в Косшы при увеличившемся бюджете? Чьи подрядчики будут осваивать большие суммы на злосчастной инфраструктуре? Вот главные вопросы, которые сейчас будоражат мысли руководителей.
Но начинать нужно совсем не с этого. Для такого уникального быстрорастущего населенного пункта прямо у новой столицы должен быть фундаментальный стратегический план развития, куда и как развивать город, что и как в нем планировать, какие приоритеты и направления выбрать. И главным лейтмотивом всей этой подготовительной деятельности должен быть принцип создания самоокупаемого, самодостаточного и прибыльного для государственного бюджета города. Не быть постоянным и очередным паразитом, поглотителем несчетного количества средств, а стать через несколько лет донором бюджета. И это вполне осуществимая задача. Главное, все правильно распланировать и задать верные направления.
Сразу нужно понять, что, несмотря на вроде бы сельский уклад жизни Косшы, он по духу и менталитету таковым не является. Скорее, это масштабный спальный район столицы, так как подавляющее большинство жителей работает в большом городе, до которого всего несколько минут на любом виде транспорта. Так что Косшы — больше микрорайон столицы. Учитывая это, развитие нового города, как центра сельского хозяйства, малоэффективно и малоперспективно, особенно беря во внимание дефицит сельскохозяйственных земель в округе. В самом Косшы работы практически нет, разве что небольшие организации торговли да учреждения образования и жизнедеятельности. Итак, прямо встает вопрос: на какой основе и как развивать новый город?
А идеи для роста есть и вполне осуществимы. В Косшы неплохо развита сфера услуг. Иными словами, сервис. Можно и нужно сделать главный акцент именно на развитии Косшы как на сервисном центре столицы, эдаком сервисном хабе, где вам окажут любые востребованные услуги — торговля, ремонт, обслуживание, общепит, развлечения.
Читайте также: «Проблем много»: Жители Косшы указали на болевые точки нового города
Учитывая более низкие цены на недвижимость, земельные участки и аренду, здесь неплохо развивалась бы торговля. Несколько небольших супермаркетов ведущих брендов страны здесь уже есть, можно открыть новые крупные торговые центры мировых брендов, такие как «Ашан», IKEA, крупные строительные магазины, например, «Леруа Мерлен» и другие, в которых смогут закупаться жители столицы и области. Вполне удачным решением является повсеместное открытие различных небольших торговых точек со специфичными, узкоспециализированными товарами — редкие, но востребованные линии и бренды одежды и обуви, недорогие товары с AliExpress и прочих торговых сетей. Концентрируясь вокруг крупных торговых центров, это все вместе может создать популярнейшую агломерацию. А если еще к этому прибавить крупный рынок сельхозпродукции со всей страны, то успех обеспечен.
Отдельный квартал можно выделить для всевозможных станций технического обслуживания автомобилей, различных детейлинговых и сервисных центров, где вашу машину обслужат от и до, причем по ценам ниже, чем в городе. Не останутся без работы и всевозможные точки по ремонту бытовой техники, компьютеров и периферии, телефонов и прочей популярной электроники.
В Косшы уже есть несколько известных даже столичным жителям точек общественного питания — рестораны и кафе. В духе предлагаемой концепции развития формирование имиджа нового города как места с наилучшей аутентичной кухней не только народов Казахстана, но и других стран — удачная находка. Косшы может стать своего рода магнитом для гурманов, туристов и просто гостей столицы. Сюда будут специально привозить людей, чтобы отведать самые вкуснейшие и изысканные блюда.
А «вишенкой на торте» станет создание сети самых популярных и продвинутых заведений массового досуга и развлечений. Вполне реально, недорого и быстроокупаемо создать здесь самый крупный в стране развлекательный центр нового формата — эдакий симбиоз ночного клуба, романтического кафе, клуба по интересам и других популярных развлекательных точек. Это будет заведение не просто местной значимости, а одна из достопримечательностей всей страны, явление мирового масштаба. Отдельный бизнес-план со всеми расчетами и фишками будущего мегацентра развлечений уже есть.
Самое главное, что будет отличать все заведения в новом сервисно-развлекательном хабе страны, — безупречное качество, низкие цены, доступность и тщательно продуманные технические и логистические процедуры и процессы.
На первый взгляд, все предложения выглядят довольно утопичными. Эдакие Нью-Васюки. Но под всей кажущейся невозможностью реализации имеются довольно здравые экономические расчеты и обоснования. А также для реализации этого ультрапроекта государственные деньги будут идти только на создание инфраструктурной сети, что и так будет реализовываться. А для старта со стороны государства вполне достаточно освобождения от некоторых видов налогов для всех новых проектов, которые в рамках сервисно-развлекательного хаба будут осуществляться в Косшы. При необходимости можно продумать и другие меры государственной поддержки.