Известный художник Булат Мекебаев, четверть века живущий в Германии, привез свои последние работы домой, в Кокшетау. Собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Карлыга Мухатаева узнала больше об именитом мастере, его творчестве, вдохновении, жизни за рубежом и тоске по родине.
Открытие персональной выставки состоялось с участием заместителя акима области Айны Мусралимовой, депутата мажилиса РК Натальи Дементьевой, близких друзей и соратников художника, родных и коллег по цеху, с которыми он давно не виделся.
На суд земляков он представил одни из последних работ, выполненных в масле: триптих «Ужасы Иисуса», «Тевтонский орден», «Где золото», «Битва мертвых», «Вечный спор», «Карл Великий. Коронация Европы», «Незаконченная симфония» Людвиг ван Бетховен» и другие.
До этого персональная выставка была организована в национальном музее в столице, а после Кокшетау Мекебаев планирует повезти свои работы в Алматы для выставки в галерее им. Кастеева.
Булат Мекебаев известен не только как состоявшийся, успешный и признанный европейцами художник, но и как поэт, писатель, автор автобиографической книги «Долгая дорога к встрече», изданной в 2017 году в Кокшетау. В эту книгу, к слову, вошел и роман «От рассвета и до заката» — о трагической судьбе немцев и других этносов, насильно депортированных в казахские степи. Также Мекебаев является директором и инициатором международного фестиваля «Место встречи — Берлин».
На открытии выставки выступила близкий друг и соратница художника, писатель, публицист Алия Ахетова, написавшая недавно в соавторстве с Павлом Макаровым книгу «Вселенная Казахстан». Одна из статей в ней посвящена именно Булату Мекебаеву.
Опережая время
«Булат — свободный художник, умеющий преодолевать границы физические, духовные, эмоциональные. Есть такое понятие «неономад» у Льва Гумилева... Так вот, на мой взгляд, без каких-то преувеличений, Булат тот самый человек, который обладает избытком биохимической энергии в человеке, которая позволяет ему опережать время, преодолевать это время. Благодаря Булату Мекебаеву казахская степь завоевала европейское пространство. И самое главное, что он остается очень простым человеком. Его творчество — навека, достаточно взглянуть только на один цикл его картин», — сказала Алия Ахетова.
Обращаясь к собравшейся на выставке аудитории, художник отметил, что именно здесь, в бывшем Дворце культуры им. Ленина (ныне ДК «Кокшетау» — прим.) он начинал свою творческую деятельность.
«Когда я пришел из армии, здесь начинал работу художником-оформителем. И вот через много лет довелось вернуться и выставить в этом зале свои работы. И я безмерно счастлив и всех вас очень люблю. Эту любовь я 25 лет в сердце ношу», — сказал Мекебаев.
Отвечая на вопросы, чем продиктован выбор картин для этой персональной выставки, мастер объяснил так:
«Я привез картины, в которых показал то, что происходит сейчас в мире. Да, они не очень ласковые, не очень демонстративные в плане празднества… В картине «Битва мертвых» я собрал практически все войны, которые были на земле. Там есть неандерталец, который грызет руку современного солдата. С момента создания нашего человечества и до сегодняшнего дня мы воюем и воюем. И если взять весь период, то у нас было три недели отпуска, ребятки, без войны. А все остальное время мы воюем. Каждый сам с собой или друг против друга. И мы же с людьми воюем, не с инопланетянами. А любая война — это нажива маленькой кучки людей, которая хочет иметь огромное количество денег. Гибнет пушечное мясо, гибнут наши дети и наши внуки. Будут гибнуть, пока мы сами не дойдем до этого — что мы зависим от небольшого количества людей».
Булат Мекебаев родился в 1964 году в Кокшетау, окончил СШ №2 и детскую художественную школу, художественно-графический факультет Казахского пединститута им. Абая в Алматы. Несколько лет учился и работал в творческой мастерской Николая Корнилова в Москве.
В 1997 году он переехал с семьей в Германию, где проживает по сегодняшний день. Но все эти годы художник не терял связи с малой родиной, приезжает в Казахстан с творческими проектами, выставками, приглашает своих друзей в Берлин.
После выставки художник с удовольствием ответил на вопросы, рассказал о том, почему 25 лет назад уехал в Германию и что заставляет его снова и снова возвращаться домой, к истокам.
Тоска не покидала никогда
Решение уехать из Казахстана для него было осознанным. Времена тогда были непростые, большая страна под названием Советский Союз развалилась, всюду был хаос, процветал бандитизм. Булат к тому времени начал заниматься коммерцией, бросив преподавание на худграфе местного пединститута.
«Наступила эпоха культа силы и денег. «Героями» становились бритоголовые парни в спортивных костюмах, кожаных куртках, обвешанные золотыми цепями на бычьих шеях. Образовались бандитские группировки, которые, не гнушаясь ничем, обкладывали «данью» старушек, торгующих сигаретами, семечками. Я лично ездил на разборки, отвоевывая свои деньги. Сидел на «кортах», когда ко мне приезжали из тюрьмы «зеки» обложить «общаковым налогом». Воевал на трассах с чеченцами, вымогавшими мзду на проезд по якобы их территории. Воевал с базарным рэкетом, когда вывозил свой продукт для продажи. Много непредвиденного случалось в те годы…» — вспоминает в своей книге мастер.
Именно в тот непростой период его супруга Лена, наполовину немка, и предложила покинуть Казахстан.
«Я мечтаю, чтобы ты вернулся в искусство, бизнес совсем не твое дело. Ты должен рисовать и иметь мастерскую. Ты талантливый художник. Для этого мы должны переехать в Германию. В этой стране нет будущего для тебя» — эти слова были ее главными аргументами.
И художник прислушался к ним после того, как в ходе очередных разборок ему стали угрожать детьми.
«Ко мне тогда приехали из зоны ребята и сказали, чтобы я платил на «общак». Так называемое общество с ограниченной ответственностью людей. Я отказался, сказал: хотите войну, будет война. И тогда они посмеялись и сказали: «Мы знаем про твоих детей». И на этом все закончилось. Потому что дети — это самое больное место. Дети — это самое важное в жизни для меня, и я не мог так рисковать», — говорит он.
Конечно, было трудно и болезненно расставаться с мамой, сестрами, братьями, друзьями и любимым городом, но Булат понимал: жена права, надо что-то менять в своей жизни. Ради семьи, ради детей и своего будущего. И вместе с маленькой дочерью и беременной женой он оказался в Германии.
«Скажу одно: было больно и трудно», — коротко описывает свое тогдашнее состояние Булат.
С первых дней он вернулся в живопись и начал рисовать. Денег не хватало, чтобы купить холст, краски, станок.
«Бывший «крутой» бизнесмен приехал в чужую страну с 400 долларами в кармане, вырученными за продажу комнаты в общежитии. Хватило их на то, чтобы купить бумагу и жировые мелки», — вспоминает мастер.
Еще находясь в лагере для переселенцев, Булат получил несколько заказов: —две деревянные скульптуры и пару портретов. Деньги за это ему заплатили приличные по тем временам и в его положении. Появилась возможность купить материалы, и дело пошло. Затем написал серию картин, получил несколько приглашений на организацию персональных выставок. После продажи нескольких работ и серии газетных публикаций пришла известность, появились деньги. Но, как признается Булат, все складывалось далеко непросто. Были моменты, когда он стоял в переходе, продавая картины за бесценок.
«Пробиваться в одиночку, без знания немецкого языка, без родственных связей и влиятельных друзей, без какой-либо поддержки очень нелегко. Все это стоило затрат энергии, пережитых стрессов и депрессии», — написал в своих воспоминаниях Мекебаев, не скрывая, что были моменты, когда он задумывался, зачем он приехал.
«Когда не хватало сил, выезжал на машине в лес (деньги на покупку машины пришлось занять). Включал магнитофон, раздавались родные казахские мелодии, слушал эти песни и грыз руль, ревел в голос. Жене, которая интересовалась, почему покраснели глаза, успокаивая, говорил: это реакция на краску», — продолжает мастер.
Булат не любит новомодное ныне слово «ностальжи», предпочитая казахское емкое слово «сағыныш», которое, по его мнению, более точно отражает суть его переживаний.
«Я могу искренне сказать, что чувство ностальгии присутствовало с самого первого дня. Потому что тогда не было телефонов мобильных, как сейчас, смартфонов. Я ходил в телефонную будку и тратил денежку, чтобы позвонить домой маме, чтобы поговорить с ней, с родственниками. И это было страшно для меня. Потому что мы, казахи, воспитаны и рождены так, в крови у нас генетически заложена клановость, традиция жить семьей. И мне не хватало этих родственных связей, моей земли. Хотя был такой период, когда это все немножко притупилось, когда я начал гонять машины из Германии, потому что надо было как-то жить», — делится художник.
Именно торговля подержанными иномарками на какое-то время стала для Булата основным заработком. Он пригонял машины в Казахстан. Этот бизнес также сопровождался различными трудностями, порой разборками все с теми же бандитами. Но зато он имел возможность ездить домой, видеться с родными, навещать их, не теряя драгоценных родственных нитей.
Имя работает на мастера
И теперь, по прошествии 25 лет, когда талант его признан на международном уровне, когда уже имя работает на него, мастер с благодарностью вспоминает все, что пережито.
«Мне всегда встречаются удивительные люди, мне везет на них. С первых дней нашего пребывания в Германии мы оказались в лагере для переселенцев, где начальницей была фрау Анти Мюллер. Увидев мои рисунки, она сразу выделила мне мастерскую в полуподвальном помещении. Помогла организовать первые персональные выставки. Это сразу дало мне веру в себя и то, что я делаю. Немецкое министерство образования подтвердило мой диплом, правда, пришлось доказывать, что я художник, а не преподаватель. Я доказал это своими картинами и выставками», — выразил он признательность.
Булат признается: многие сегодня у него спрашивают, состоялся бы он как художник, если бы не поехал в Германию.
«Как я могу сказать, кем бы я был? Ну, может жил бы здесь, а может, застрелили бы меня в 90-е. Кто его знает?.. Я могу сказать только за то, что я прожил, что знаю и видел», — говорит художник.
И все же, по словам Булата, тоска по родине не отпускает до конца, она вновь приходит с возрастом:
«Корни тянут. Я не могу сказать, что хочу до конца вернуться, потому что дети у меня там, внуки. Но я часто бываю здесь. У меня громадные планы, которые, надеюсь, воплотятся в жизнь», — делится мастер.
Дело в том, что он мечтает снять фильм по своему роману «От рассвета и до заката» — о судьбе одной немецкой семьи, депортированной в Казахстан. Он сам написал сценарий и уже даже заручился поддержкой казахстанских друзей, которые готовы вложить средства. По словам Булата, этот фильм очень ждут и в Германии. Но он убежден, что инициатива создания фильма должна исходить от Казахстана, чтобы это был серьезный совместный проект двух государств. И это нужно прежде всего нам, казахам, считает художник.
«80 лет назад мы приняли многие народы, в том числе и немцев. И была у них такая возможность — уехать на историческую родину. Уехав, они себя там зовут казахами, я среди них живу, они впитали менталитет казахский. Фильм этот нужен им. Мы должны показать нашу историю не только Германии. К сожалению, в Европе даже сегодня не все знают Казахстан. Когда я говорю, что я отсюда родом, многие спрашивают: а где это? Удивительный вопрос, учитывая, что Казахстан занимает девятую по величине территорию. Когда я говорю, что меня зовут Булат, они сразу вспоминают Бората. Нас по нему и представляют. А это гадко. Поэтому я хочу сделать этот проект, чтобы показать, кто мы такие, казахи, на самом деле», — отметил Мекебаев.
В планах у мастера после выставки в Алматы написать еще несколько картин на тему пандемии коронавируса, бизнеса и всего, что происходит сейчас в мире и политике. И выставить эти работы сначала в Германии, а затем в Лондоне, куда его пригласили недавно.
Есть у Булата мечта — провести фестиваль «Мост дружбы» в Кокшетау, привезти сюда интересных людей, музыкантов, писателей, поэтов. Если бы к этой мечте приложить конкретную цель и поддержку государства, было бы здорово, говорит мастер.
К сожалению, пока материал готовился к публикации, пришла весьма неприятная новость. Выставка в Кокшетау по настоянию местной православной церкви была закрыта, поскольку отдельные горожане посчитали ее богохульной и оскорбительной для чувств верующих. И вместо двух недель яркие и смелые работы художника провисели в стенах Дворца культуры всего один день. Такого от своих земляков художник явно не ожидал…
Фото автора