Великий сын своего народа

В связи с последними трагическими событиями, в условиях спланированной смуты, грабежа и точечного вандализма, нанесшего колоссальный урон нашему прекрасному городу яблок, интерес к личности видного государственного деятеля советской эпохи Динмухамеда Ахмедовича Кунаева возрастает с новой и новой силой, пишет автор ИА «NewTimes.kz»  Зитта Султанбаева.

Фото: Андрей Лунин

«Оправданий себе не ищу, решения принимал правильные и неправильные: были ошибки и удачи. Но одно знаю точно: нельзя много времени быть «во главе». Теряется чутье к окружающим тебя лицам, свежих мыслей не понимаешь или не принимаешь, перестаешь быть критичным по отношению к себе. Делаешь неизбежные промахи, и более всего — в кадровой политике.  Окружать себя надо не поклонниками, а умами, трансформирующими идеи». Динмухаммед Кунаев

По воспоминаниям  современников, это был невероятных качеств человек, руководитель республики, профессионал своего дела, чья дальновидность опередила свое время. Его скромность и порядочность, подкупающая человечность и близость к народу до сих пор живут в сердцах и памяти наших сограждан.

Во время его руководства уделялось огромное внимание развитию науки и образования и социально-культурным  преобразованиям. В Казахстане были построены крупные промышленные предприятия, открыты новые высшие учебные заведения, учреждения науки, здравоохранения, культуры, спортивные объекты. Глава республики также всемерно поддерживал раскрытие творческого потенциала многих казахстанских ученых, литераторов, художников и кинематографистов.

Кунаев жил идеями социализма. Со многими процессами, происходящими в стране, он был  в корне не согласен, но не мог этого озвучить в тот момент, когда  уже был цинично и жестоко отлучен от власти своим преемником, взявшим стратегию на капиталистический курс развития. Ему нравился пример Китая, который, не отказавшись от идей социального преобразования, перешел на рыночную экономику.

BBC в 1970-е годы по итогам свои аналитических исследований признало Д.А. Кунаева лучшим экономистом страны наряду с Косыгиным.

Пару лет назад у меня случилась встреча с Диаром Аскаровичем Кунаевым, племянником Д.А. Кунаева, директором научно-исследовательского центра дом М.О. Ауэзова. Я задала ему несколько вопросов, опираясь на цитату Динмухамеда Ахмедовича:

«Колбин на пленуме ЦК, критикуя меня, приводил непроверенные, необоснованные данные, а то и просто лгал. Чувствовал, что члены ЦК не одобряют его доклад, за исключением тех, которые принимали самое активное участие в написании доклада. Это Камалиденов, Мукашев, Мендыбаев. К чему приведет такая критика, для меня было предельно ясно. Была создана такая обстановка, что я чувствовал: никто меня не поддержит, в защиту не выступит, поскольку многие боялись за свои посты и должности. Поэтому я и не выступил на пленуме, зная, что поддержки ждать мне не oт кого.

Главной причиной моего вывода из состава республиканского ЦК и ЦК КПСС были декабрьские события 1986 года в Алматы. По этому поводу было принято поспешное и незрелое постановление ЦК КПСС».

— Диар Аскарович, каков ваш взгляд на события, связанные с отставкой Д.А. Кунаева в 1986-м?

Суть в том, что эта критика была необъективной. Я со всем этим докладом (доклад Н.А. Назарбаева на 16-м съезде компартии Казахстана, в котором он выступил с критикой в адрес Д.А. Кунаева), готов поспорить тысячу раз. И полностью на цифрах доказать, что  это все липовая критика. Он осуждает за строительство ряда архитектурных объектов. Так это гордость нашего города. И потом это было построено для всего народа. До сих пор все восхищаются.

— Там шла критика больше в адрес вашего отца?

При моем отце, Аскаре Кунаеве (советский и казахский ученый, специалист в области металлургии черных и цветных металлов и комплексного использования минерального сырья. Брат Д.А. Кунаева, супруг дочери М.О. Ауэзова Лейлы — прим. автора), был расцвет академической науки. Надо отдать должное академику Канышу Имантаевичу Сатпаеву, как основателю академии и великому ученому, но такого бурного развития даже при нем не было роста количества институтов и научных кадров. После К.И. Сатпаева Аскар Кунаев был вторым союзным академиком. Дважды к нему приходили письма от комитета по присуждению Нобелевской премии от ученых, входящих в его состав в области химической науки. Выдвинулся он в 1999 году, но в мае ушел из жизни. По положению Нобелевского устава комитета, эту заявку не приняли, так как посмертно премии не присуждаются. Так что я считаю эту критику  необъективной.

Надо иметь в виду, что союзные академики не избирались по такому принципу, как члены политбюро. Напротив, когда Сахарова (советский физик-теоретик, академик АН СССР, один из создателей первой советской водородной бомбы. Общественный деятель, диссидент и правозащитник, народный депутат СССР, автор проекта Конституции Союза Советских Республик Европы и Азии. Лауреат Нобелевской премии мира за 1975 год — прим. автора) хотели вывести из союзных академиков. Это у них не получилось, потому что подавляющее большинство академиков было против. Это такая своеобразная каста, и с ними нужно было очень осторожно себя вести. Сахарова всего лишили, то, что от властей зависело — наград и званий — три звезды Героя, в ссылку отправили, а из академиков не могли вывести. И здесь было его признание, как ученого.

— Это был своего рода заказ Горбачева?

— Ну да. Следователь по особо важным делам при Генеральной прокуратуре СССР Владимир Калиниченко в своих многочисленных интервью конкретно говорит, что он получил от Горбачева задание, чтобы посадить Кунаева. Но он ничего не  смог сделать, потому как ничего не нашел против него, кроме коллекции зажигалок и ружей. Но ружья он сам сдал государству.

— А зачем была такая нужда в аресте Кунаева?

— Надо же было показать Михаилу Сергеевичу, что он же развинчивал перед собой эпоху, которой Брежнев руководил, хотя сам к ней принадлежал. Но он должен был, как «лидер»,  очернить перед собой всю эту эпоху!  Но в итоге перестройка лопнула! Горбачев был очень слабым человеком. Ему только хватило сил, чтобы все разрушить, и все. В результате этого краха Казахстан получил свою независимость. Только из-за этого получилось вырвать свою свободу. У нас ведь  не было такой ситуации, как в Прибалтике. После жестоко подавленного восстания 1986 года наш народ был на долгие годы запуган. И только сейчас подросло поколение, которое не боится и поднимает голову.  

— Как они, Динмухамед Кунаев и Аскар Кунаев, перенесли эти удары предательства?

— Это было очень тяжело.

 

— Как тесно переплетены узы нашей интеллигенции!..

—  Да, Мурат Ауэзов — мой дядя, он брат моей мамы, Лейлы Ауэзовой. Я прихожусь зятем Алькею Хакановичу Маргулану. Я женат на его внучке. А их семья в родстве с семьей Сатпаевых.

— Это цвет нашей интеллигенции, которая получила свое формирование в советское время.  Можно ли сказать, что это уходящая натура?

— Да, я просто сравниваю уровень нашего сегодняшнего образования,  тем более того, которое получили еще наши родители, еще более классического образования. Мы еще его успели застать. А  сейчас, когда ко мне приходят молодые люди, я удивляюсь, общаясь с ними! Все они имеют дипломы и научные степени PhD, но их кругозор и уровень вызывают у меня досаду. 

Читайте также: «Нельзя много времени быть во главе». Памяти Динмухамеда Кунаева

Из воспоминаний

С. Куттыкаддам, писатель, публицист, общественный деятель: «В апреле 1986 года власть Димаша Кунаева уже не была безраздельной, так как его отношения с новым генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Горбачевым сложились прохладными. И он, как опытный партийный функционер, чувствуя скорый конец своей карьеры, посоветовал младшему уйти добровольно, тем более после подобной критики (...) В наше время все намного сложнее. В наше время такие высокие понятия,  как честь, собственное достоинство или репутация, окончательно девальвировались. Если в свое время один из классиков политики, как Цицерон, говорил «о времена, о нравы», то сейчас в Казахстане с нравами обстоит еще хуже. Нравы пали так низко, что ниже уже некуда. В сегодняшнем Казахстане, если Назарбаев посчитает, что то или иное действие того или иного человека из своего ближайшего окружения, включая и семью, представляет угрозу его власти, то он ему «посоветует» уйти. И он уходит. Только в этом случае».

Дана Мейрбекова, музыкант: «Неделю наш любимый город переживал страшную трагедию. Все дни стоял густой туман, и вот сегодня наконец выглянуло солнце. Удивительно, как небо реагирует на то, что творят люди… В то время как народ «зализывает» раны, подсчитывает жертвы, хочу обратиться к руководству страны: не усугублять ситуацию и отпустить ребят, вышедших на улицы от безысходности и в надежде на то, что их услышат и выйдут поговорить с ними, как это было в других городах, где все закончилось мирно. Сейчас у президента страны есть возможность пойти по пути, по которому вел свой народ Димаш Ахмедович, и продолжить его дело! Понятно, что невозможно сразу изменить то, что происходило в стране с нашего молчаливого согласия на протяжении 30 лет. Но все мы понимаем, что назад дороги нет! Давайте извлечем уроки и сделаем так, что жертвы были бы не напрасны, а потом, взявшись за руки, пойдем вместе строить новый дом для наших детей. Кстати, молодежь у нас удивительная: сколько стихотворений и песен родилось в эти дни, читая и слушая которые многие из нас прослезились…»

Амангельды Бейсеуов, общественный деятель, ветеран общественного питания: «Сегодня день рождения великого сына нашей многонациональной страны  Димаша Ахмедовича Кунаева, которому сегодня исполнилось бы 110 лет.

Динмухамед Ахмедович Кунаев бескорыстно служил верой и правдой своему народу! Его порядочность была и будет всегда примером для нас, казахстанцев. Люди моего поколения прекрасно помнят сложные 60-е годы для Казахстана. Напомню, тогда в верхах шли непонятные для простого человека аппаратные игры. Динмухамед Ахмедович Кунаев, работавший в то время первым секретарем ЦК Компартии Казахстана, чей вклад в историю развития страны теперь общепризнан, был неожиданно смещен со своего высокого поста. На основании волевого решения Н.С. Хрущева первым секретарем ЦК Компартии Казахстана был «единогласно» избран Исмаил Юсупов.

Но через непродолжительное время, а именно в 1965 году, восторжествовала справедливость! Авторитет Димаша Ахмедовича Кунаева был восстановлен.

Волей судьбы я был живым свидетелем, когда в 1962 году летом праздновали 40-летие образования КазССР в составе СССР. По этому поводу был большой той с участием Н.С. Хрущева в санатории Совета министров, который был расположен в одном из красивейших мест  в урочище Медео, по дороге к знаменитому высокогорному катку «Медео», кстати, который под руководством уважаемого Димаша Ахмедовича обрел новое красивое архитектурное и безопасное рождение, которое сейчас вы все посещаете и пользуетесь это полностью заслуга Д.А. Кунаева. Вернусь к посту и некоторым необъективным комментариям в отношении достойного сына нашего государства Д.А. Кунаева.

Руководил «большой и великой страной СССР» в то время первый секретарь ЦК КПСС «дорогой» Никита Сергеевич Хрущев. Праздничные столы стояли на возвышении, где в середине стола сидел «дорогой» Н.С. Хрущев, а рядом, справа — Д.А. Кунаев.

По традиции и обычаю нашего народа высокому гостю передали мый палау (бараньи мозги) в красивой национальной пиале в знак высокого уважения и почтения к гостю, на что Хрущев, приняв этот дар через своего официанта, даже из приличия и уважения к традициям нашего народа не стал прикасаться и пробовать, а, повернувшись к Д.А. Кунаеву, нагло сказал: «Эти мозги так сейчас вам нужны, товарищ Кунаев! Как, согласны?» На этот наглый выпад со стороны Хрущева Димаш-ага со свойственным ему спокойствием и мудростью, улыбнувшись, принял пиалу, хотя в душе и в сердцах он мог дать ему достойный ответ. Но, к моему великому сожалению, по статусу своего служебного положения и зависимости он не мог и не имел права выразить свои эмоции. Этот беспардонный выпад со стороны Хрущева ярко демонстрировал его наглость и бескультурье человека такого высокого ранга. Затем по происшествии времени, а именно 16 декабря 1962 года, Динмухамед Ахмедович Кунаев был снят с должности и на его место был поставлен Юсупов, который должен был передать северную часть Казахстана России, то есть нынешнюю столицу Казахстана — Астану (Целиноград и всю область). Вот такие были факты в истории нашей страны, свидетелем которого по воле судьбы был ваш покорный слуга!

Заслуги Д.А. Кунаева перед нашим государством бесценны, я не буду сейчас вдаваться в экономические и иные расчеты, чтобы обозначить те или иные достижения во время руководства достойного сына казахстанского народа Д.А. Кунаева. Они для меня очевидны, если сравнивать с нынешним беспределом и безответственностью!»

Материал мне бы хотелось закончить в эти скорбные дни пожеланиями Динмухамеда Ахмедовича:

«А на традиционный вопрос о том, что можно пожелать соотечественникам и друзьям, — сплоченности, дружбы, реалистичности, миролюбия, бескорыстия, вдумчивой, энергичной, а главное, результативной работы. И тогда Казахстан выйдет из глубокого кризиса, в наши дома придет полный достаток, в семьях навсегда поселятся добро и радость. Счастья вам, родные мои люди, казахстанцы!»

Д.А. Кунаев.

Из книги воспоминаний «От Сталина до Горбачева», 1993 г.