Священник из ВКО: «Крещение – это не в воду прыгнуть, а к Богу приобщиться»

Реалии современного мира вносят изменения в, казалось бы, вековые традиции и устои. В этом году для многих православных христиан, отмечающих Крещение Господне, стал неприятной неожиданностью запрет на проведение купаний в ночь с 18 на 19 января. Однако на все недовольства прихожан представители официальной церкви заявили, что всегда были против того, чтобы на Крещение народ окунался в купели.

О тонкостях празднования одного из самых больших праздников в православии — Крещении Господне собственному корреспонденту ИА «NewTimes.kz» Дмитрию Белову рассказал священник, клирик Андреевского кафедрального собора в Усть-Каменогорске, руководитель канцелярии Усть-Каменогорской и Семипалатинской епархии Константин Дьяков.

Архивное фото: ИА «NewTimes.kz».

— Отец Константин, расскажите о самом празднике и о том, почему совсем не обязательно в Крещение окунаться в проруби?

— В ночь с 18 на 19 января весь православный мир отмечает праздник Крещение Господне. По-другому он еще называется Богоявлением, потому что Иисус Христос после крещения показал себя миру как Спаситель и Мессия. Непорочный Иисус воспринял на себя плоть человеческую, чтобы очистить ее. Для этого он принял крещение не реке Иордан от Иоанна Крестителя. И каждый раз, когда люди приходят в церковь креститься, они проходят через это таинство — прощение грехов, очищение. Человек опускается в воду и встает — символ смерти и воскрешения для новой жизни — жизни с Богом. И надо понимать, что это глубокая религиозная традиция, а не дань моде, поэтому ее надо совершать с молитвой во исцеление души и тела.

— И все-таки традиционно для многих Крещение ассоциируется с прорубью, троекратным окунанием в ледяную воду.

— Это не христианская, а народная, даже языческая традиция. Я вам больше скажу, как раз до революции церковь строго запрещала купания в проруби, потому что смысл праздника Крещение Господне не в купаниях и не в ажиотаже вокруг святой воды, которую бидонами люди набирают.

Существовало постановление Поместного Российского собора, если я не ошибаюсь, 16 века, в котором запрещаются так называемые «плескания» на праздник Крещения Господня, которые сродни были святочным гаданиям, а к гаданиям, колдовству церковь относится строго негативно.

— Откуда тогда появилась прорубь в Крещение?

— В Крещение Господне традиционно люди шли к водоему — символу реки Иордан, где крестился Иисус, зачастую здесь же совершались христианские обряды. Но изначально купели прорубались не для того, чтобы люди в них купались, а чтобы набирать из них воду и людям раздавать. Ведь водопроводов в церквях не было, поэтому и делали проруби, к тому же вода была чистой, ее можно было пить.

— Почему же тогда купания в проруби не исчезли, а напротив, стали популярны?

— Это дань традиции и наследие советского периода, когда частично был утерян смысл христианских устоев. Более того, массовое распространение традиция окунаться в проруби получила после распада СССР. Она не является церковным обрядом, ее придумали люди.
Хоть со временем в храмах и появился водопровод, но по привычке проруби продолжали делать. К тому же это достаточно эффектно. Это запоминается.

Со временем окунание в воду стало неким экстримом — окунуться в мороз в ледяную воду стало круто. Это перестало быть очищением, приобщением к Богу, а стало погоней за дешевой благодатью. Получается, можно и не вникать в философию христианства, не вести праведную жизнь, весь год делать что попало, а потом прийти на реку, три раза нырнуть и якобы очиститься от всех грехов. Нет. Не очистишься. Смысл праздника Крещения не в воде, а в том, что Господь крестился и нас призвал креститься, чтобы жить по-христиански: войти в церковь, стать христианином и жить по-христиански. А жить по-христиански и купаться зимой в водоеме — это разные понятия.

— Вы сказали, что церковь против купания в проруби, но многие священнослужители приходят к купелям на Крещение и благословляют воду в проруби и желающих окунуться.

— Наша епархия не имеет никакого отношения к тем купелям, которые прорубаются на водоемах. Это люди делают сами, на свой страх и риск там купаются. Да, есть священники, которые не только освещают прорубь, но и сами окунаются в купелях. Пусть это останется на совести этих священников. Православный христианин на Крещение Господне идет не в прорубь, а в храм и молится, старается жить по-христиански дальше. В этом смысл Крещения.

— Но люди уверены, что трижды окунуться на Крещение Господне в освещенную воду — значит смыть с себя все грехи, очиститься.

— Согласно христианским канонам, грех смывается покаянием. Чтобы избавиться от грехов, надо не купаться, а искренне раскаяться в грехе, то есть прийти на исповедь и стараться больше не грешить. Только тогда человек получает прощение. А у нас в церковь люди приходят каждый за своим: кто-то свечку на праздник поставить, кто-то на торжественной службе постоять, кто-то потому, что так еще родители делали, кто-то за тем, чтобы попросить здоровья, счастья, даже денег. А вот за исцелением души, за приобщением к христианству, к Богу — мало кто. А основной смысл как раз в этом.

Фото предоставлены священником Дьяковым, а также из архива NT