В настоящее время государственные органы срочно ищут новые источники для пополнения бюджета и где и на чем можно сэкономить. Не нужно ходить далеко, ведь многое лежит на поверхности, пишет автор ИА «NewTimes.kz» Рустем Жансеитов.
Сокращение госслужащих
Можно начать с численности чиновников или, как их официально называют, государственных служащих. Они, конечно, все разными делами занимаются и в разных сферах — кто-то нужнее, кто-то не очень, но это вопрос, требующий отдельного рассмотрения. Поэтому если орудовать абсолютными величинами, то картина получается следующая. В Казахстане примерно около полумиллиона госслужащих.
Если сравнивать в соотношении с количеством жителей страны, то сравнение выходит не очень радужное. На 19 млн населения 500 тыс чиновников. А вот, например, во Франции или Великобритании при населении около 60 млн таких служащих всего около 400 тыс. А в Германии на 83 млн — 508 тыс чиновников. Таким образом, получается, что у нас государственных служащих должно быть меньше как минимум в 2-3 раза. А это огромная экономия для бюджета. И есть еще способы сэкономить в этой сфере.
Оптимизация и цифровизация
Сократить большие расходы бюджета в части снижения количества госслужащих также можно через оптимизацию и цифровизацию. Оптимизация подразумевает реальное улучшение работы служащих, так сказать, максимальную отдачу и эффективность. Довольно часто бывает выгоднее платить больше нескольким суперэффективным управленцам и исполнителям, чем ту же сумму огромному количеству посредственных работников.
Оптимизация работы госслужащих — это также глубокая ревизия всех трудовых процессов и процедур, выявление дублирующих или ненужных составляющих, установка жестких сроков исполнения и постоянный контроль за качеством работы и трудовой дисциплины.
Те, кто идет на работу в госорганы, должны четко осознавать, что работа на государство — это тяжелый и ответственный труд, а не синекура или возможность для обогащения. Внедрение новых методов цифровизации рабочих процессов постоянно создает все новые и новые предпосылки для пропорционального сокращения занятых работников, что также является основой для сокращения затрат бюджета.
Представительские расходы
В стране существует сеть всевозможных резиденций, домов приема, отдыха, закрытые зоны для широкой публики и прочая инфраструктура для обслуживания чиновников высокого ранга и прочих приближенных. Этот рудимент совковой эпохи нуждается в искоренении, как позорный атавизм с запахом феодализма.
Читайте также: Итоги экономики за 30 лет: Похвастаться нечем
Иначе говоря, если закрыть большую часть этих «дворцов для избранных», то сэкономятся огромные средства, которые идут на их содержание, так как каждый такой объект нуждается в большом персонале для обслуживания и ресурсах для эксплуатации. Все это нужно продать в конкурентную среду по рыночным ценам, что также даст прибыль для бюджета.
Транспорт
Не секрет, что для обслуживания каждого государственного органа используются значительные транспортные ресурсы. И неважно, собственный ли это транспорт организации, или взятый в аренду, или перекрашенное такси. На все это тратятся государственные деньги.
По большому счету, многие из таких трат не нужны. На каждое министерство или ведомство достаточно всего несколько автомобилей для перевозки главных управленцев и оперативных нужд.
А такие траты, как развозка всех сотрудников, зачастую не выдерживает никакой критики. Все они прекрасно могут использовать свой личный или общественный транспорт, чтобы добираться до работы и обратно. В этой сфере можно сэкономить бюджету большие деньги.
Содержание различных сооружений
С ущербной и расточительной практикой содержания различных сооружений и помещений для спортивных и прочих мероприятий за счет государственного бюджета нужно заканчивать.
Такого нет в цивилизованном мире. Каждый такой объект должен самостоятельно зарабатывать на свое содержание, включая коммунальные услуги и заработную плату персонала. Отмена таких затрат однозначно и существенно увеличит доходы бюджета.
Ревизия научно-исследовательской деятельности
В Казахстане существует довольно неэффективная и непрозрачная система финансирования научно-исследовательской деятельности. Особенно в той части, которая направлена якобы на коммерциализацию отечественных научных достижений.
Распределение средств по организациям, институтам превратилась в «подковерную» борьбу «агашек» — кто сильнее и у кого влияния больше. Многие якобы изучаемые темы откровенно устарели, далеко не эффективны, а порой и вовсе не нужны.
В этой сфере требуется серьезная ревизия, проверка всех результатов и срочная смена системы управления и распределения. Только в таком случае можно добиться экономии бюджета и эффективного вложения денег в науку.
Прекращение финансирования политических партий
Еще одна статья расходов, вызывающая постоянную критику, — государственное финансирование деятельности политических партий. Партии должны сами бороться за симпатии граждан и содержаться только на членские взносы общественности. Отмена этого финансирования может принести огромные средства в бюджет.
Ликвидация и оптимизация квазигосударственного сектора
Огромное количество организаций, компаний и прочих структур в квазигосударственном секторе уже давно прославились своими огромными аппетитами на содержание и малой эффективностью в работе. Эта сфера нуждается в серьезной трансформации, которая будет рассмотрена в отдельной статье.