Каждую зиму центральные районы столицы Казахстана погружаются во тьму и смрад. И это даже не смена микроклимата главного города страны из-за «зеленого пояса» вокруг, и даже не смена климата региона из-за глобального потепления и снижения ветров. Это печное отопление, которое до сих пор является здесь основным. Почему такое происходит в образцово-показательном городе страны, задается вопросом автор ИА «NewTimes.kz» Рустем Жансеитов.
Немного предыстории
Когда проектировали столицу, явно не учли такой важный фактор, как система отопления северного города с суровыми зимами и жестокими буранами. Хотя в то время, наверное, действительно мало кто думал о серьезности переноса столицы и дальнейших масштабах города. Так или иначе, но такой важный аспект был упущен. А ведь половина Целинограда отапливалась углем, и с этим нужно было что-то делать. Очевидно, что для больших жилых районов было запланировано центральное отопление, для чего расширялись мощности старых ТЭЦов и строились новые.
Параллельно этому разрешили индивидуальное строительство практически в будущем центре города — районе Юго-Восток. В самом сердце левого берега жил своей жизнью и расширялся район Чубары. В дальнейшем на окраинах город стал прирастать новыми районами с хаотичной застройкой почти со всех сторон. И все эти районы отапливаются углем, а иной раз и откровенным мусором, отравляющим атмосферу. Экология, чистота воздуха, которой некогда так гордились местные жители, осталась в прошлом. Нужно было что-то делать.
Газ и геополитика
И когда в столице уже стало нечем дышать долгими зимами, а здесь они почти полгода, власти зашевелились и начали продумывать варианты исправления и купирования ситуации. Альтернативой углю стал только газ. Газ-то в нефтегазовой стране вроде есть.
Да вот незадача — газ у нас есть только в двух сторонах. На юге — большей частью из Туркменистана, Узбекистана, частично небольшие месторождения в Жамбылской области, и этот газ используется в основном Алматы и прилегающими областями. Туркменский газ большей частью проходит транзитом в Россию, и дополнительных объемов для нас там уже не было. Есть газ в западных регионах — Мангистау, Атырау и Актобе.
Однако нужно понимать, что это газ нефтяной, попутный и он «грязный», то есть его нельзя сразу использовать в промышленных и бытовых целях. Его требуется очистить от различных примесей, в основном от серы, но сначала переработать на газовых заводах. А до этого нужно собрать из разных месторождений, для чего необходима так называемая газоколлекторная сеть — недешевое мероприятие для постройки. Но самое главное, нужно было провести газ с запада Казахстана в центр, где он остро необходим.
Почему пошли именно на этот шаг? Думается, главной причиной такого решения была геополитика. Так как был другой вариант — получать газ из России с севера, однако в таком случае весь север и центр Казахстана вместе со столицей и промышленными центрами напрямую бы зависели только от российского газа. А это уже мощный рычаг влияния и ценообразования в чужих руках, который может использоваться ими как заблагорассудится, что, конечно, является прямой угрозой национальной безопасности. Вот почему остановились на использовании только отечественного газа. За несколько лет газопровод наконец-то дошел до столицы, и начались газораспределительные работы.
Реальность и результаты
Когда власти торжественно отчитались о вводе газа в главный город страны, наблюдалась некоторая эйфория у них и даже у населения. Все думали: ну вот, дождались, теперь начнем крупно экономить на отоплении и воздух в дорогом городе станет свежее. Но, увы, все пошло не совсем как планировалось. Выяснилось, что индивидуальная разводка газа в конкретный частный дом не такое уж дешевое занятие, которое должен оплачивать домохозяин. И это, еще не говоря о том, что необходимо выложить кровные за газовый отопительный котел. Плюс еще всякие разрешения и оформление документации, договоры и прочее.
В итоге провести газ в дом стало не всем доступно, а после того как стал расти тариф, многие решили, что им это не по карману и проще отапливаться по-старому, углем. Те же, кто рискнул и провел газ домой, столкнулись с тем, что зимой он попросту не доходит до домов, замерзая в узких трубопроводах. Как это происходит и почему вроде газообразная субстанция умудряется замерзать — не совсем понятно.
Никто из городских властей и обслуживающих организаций не дает внятного ответа на простой вопрос, как газ может замерзать. Их меры реагирования пока сводятся к тому, что домовладельцам приходится постоянно вызывать аварийные бригады, которые только могут вручную выковыривать лед из замерзших подводящих труб и сочленений. И чем сильнее мороз, тем чаще это происходит, а оставаться без источника тепла в экстремальное время года — сомнительное «удовольствие». Вот такой, однако, сервис и замкнутый круг. Получается, гора родила мышь, и столица продолжает задыхаться в густом смоге.
Что еще можно сделать?
Дорогущий республиканский проект, на который потрачены огромные средства и ресурсы, разбивается о камни жестокой реальности — малую востребованность и массовые проблемы с эксплуатацией на местах. Очевидно, что для спасения газификации центра страны нужны срочные и неординарные меры. Те, кто это проектировал и управляет, явно не владеют всей ситуацией и не знают, что им делать.
Читайте также: Когда все фиолетово...
Пока все окончательно не стало ужасно, необходимы срочные ревизионные мероприятия с привлечением самых лучших профессионалов, хотя бы и зарубежных специалистов, если наши не справляются. Иначе весь этот проект превратится в очередной памятник некомпетентности и халатности.
Кстати, необязательно зацикливаться только на газе как единственном виде энергоносителя для отопления. Учитывая высокую концентрацию подземных вод в столице и округе, вполне серьезным конкурентом для отопления могут стать тепловые насосы «вода-вода». Вместе с подземными рекуператорами и теплыми полами такая система может стать гораздо более экономичным и экологичным видом отопления. Но это уже тема для отдельной статьи.