Когда все фиолетово...

Нынешний аким столицы и его команда с самого начала показали свою неспособность достойно справляться с хлопотным хозяйством, коим является главный город страны. Причин тому много, но главной видится все-таки несоответствие уровня подготовки и компетенции. Городом управляют не профессионалы, а случайные люди, странными путями туда попавшие. И это несмотря на запрет командных перемещений и прочие непонятные назначения. Столица не полигон для обучения неопытных, приятельских и неэффективных кадров. Не нужно экспериментировать в основном городе государства, для этого нет ни времени, ни средств. По крайней мере, так показывают опыт и логика развития цивилизации, пишет автор ИА «NewTimes.kz» Рустем Жансеитов.

Когда все фиолетово...
Фото автора

Однако, как это у нас часто бывает, решения принимаются не исходя из наилучшего и эффективного варианта, а весьма странно и совсем нелогично. Как все прекрасно помнят, сразу после неожиданной смены акима город начал приходить в упадок, и многие это наблюдали и отмечали. Потом в акимате немного очухались и пришли к элементарному пониманию азов управления большим городом и его специфики. Но увы и ах даже после нескольких лет управления им мало чем можно похвастаться.

Если начинать с позитива, то более-менее заметный сдвиг только один — некоторые проблемные долгострои в городе закончили. Осталось еще много незаконченных и расплодилось множество потенциально проблемных объектов. Но о них позже.

Таким образом, практически больше ничего нельзя поставить в прямую заслугу нынешним городским управленцам. Дальше пойдет только критика. К сожалению, ее много и под ней подпишется большинство жителей. Возможно, не все вопросы и проблемы находятся в прямой компетенции и сфере влияния акима и его команды, но многие задачи просто лежат на поверхности, и не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы их увидеть и обозначить проблему.

Что сразу можно отметить: столица сейчас не соответствует своему названию и статусу. Подходящие эпитеты, характеризующие текущую ситуацию, — грязный, зачуханный, неопрятный, некрасивый городок, но не столица девятого по площади государства мира.

Все прекрасно видят и ощущают: несмотря на то что инфраструктура столицы уже давно не справляется с ростом населения, строительством и количеством транспорта, город продолжают упорно строить, расширять и укрупнять. Причем весьма странными способами. При огромных земельных ресурсах главный город страны теснится на мелких, зачастую болотистых участках с узкими и тесными дорогами, невнятными развязками и неудобными перекрестками. Вместо нормальной шахматной планировки новых кварталов сплошь и рядом встречаются тупики и дома поперек дороги.

Непродуманное и алогичное развитие столицы еще и приводит к необъяснимому и необоснованному росту цен на землю и недвижимость. На фоне постоянного обнищания масс это выглядит как издевательство над здравым смыслом. В результате мы имеем очень неудобный для проживания город, и вдвойне обидно, что это витрина нашего государства. Причин нелогичного развития столицы много, и эта тема для отдельных расследований и статей.

Визитной карточкой любого населенного пункта являются его дороги. У нас они в ужасном состоянии. Уже всем видно, что практически ВСЕ дороги города нуждаются в ремонте. Причем не в ямочном, а в самом капитальном. Учитывая немалую протяженность дорог столицы и пригородов, это будет астрономическая сумма. Но самое ужасное, что те, кто строит дороги, не умеют это делать качественно и надолго. Мало кто несет серьезную ответственность и многолетнюю гарантию никто не обеспечивает. И примеров тому масса. Даже в самом центре города на данный момент дороги разбиты, в ямах, волнах и трещинах. А про окраины даже не стоит говорить: там мрачно и беспросветно.

Притчей во языцех стала уборка снега в столице нынешними управленцами. Несмотря на постоянные бравурные заверения, видео и прочую пропаганду, дороги и тротуары убираются отвратительно. Этой зимой особенно ужасно. Довольно часто уборочные мероприятия производились не вовремя и бестолково. При всем при этом были потрачены огромные бюджетные средства на покупку уборочной техники и прочего для улучшения ситуации. Но, увы, этого не произошло. Мало иметь технику и работников, нужно уметь правильно и эффективно эти ресурсы использовать.

Что толку от тысяч людей с лопатами, если один трактор может выполнить аналогичную работу гораздо лучше и быстрее? Зачем пускать по дорогам длиннющие караваны уборочной техники, если практически таких же результатов можно достичь при уменьшении их количества вдвое? Зачем ждать, когда пройдет и утрамбуется основной снег, чтобы его потом было сложнее убирать? Зачем убирать в часы пик, катастрофически усугубляя ситуацию на дорогах? Почему бы для уборки не использовать по максимуму ночное время, когда мало машин и людей? И подобных вопросов, увы, много. Но на них нет ответов. Городские власти, уверенные в своей абсолютной правоте и исключительности, не понимают элементарных принципов эффективной уборки города.

Что творится на окраинах города, достойно многих эпитетов. Но больше всего подходят слова «мрак», «ужас», «беспросветно» и «безнадежно». Многие районы просто позабыты и заброшены. Ситуация там пущена на самотек. Столичный статус там, увы, только на бумаге. Дороги, благоустройство, комфорт для жителей и прочая инфраструктура — на низком уровне. Есть такие районы, где ситуация вместо улучшения ухудшается год от года и власти на это не реагируют. И, опять-таки, тема окраин столицы требует отдельного освещения и детального, адресного подхода.

Читайте также: Год карантина. Оценка «неуд»

В чем не откажешь нынешней акиматовской команде, так это в будировании сферы строительства в столице. Строят много. Но за кажущимся красивым фасадом новостроек кроется много проблем. Про недостаток инфраструктуры уже отмечалось, про хаотичную застройку тоже, но есть еще и проблема недостроев и недоприемов. Вроде бы несколько лет назад на законодательном уровне запретили продавать непостроенное. Это просто и логично: хочешь строить дома, бери кредит в банке и строй. За год процентов много не набежит, и после окончания строительства спокойно продавай свое жилье.

Так нет же, даже такая простая схема не нравится застройщикам, которые не хотят рисковать своими активами, а постоянно стремятся переложить ответственность на плечи частных лиц. Для обхода законов напридумывали всевозможные лазейки — цессии, договоры долевого участия и прочие мутные схемы. В результате сейчас в городе много построенных жилых домов, в которых вовсю живут люди, но юридически эти дома не сданы и документов на квартиры нет. И часто непонятно, когда будут. Как и кто такое допустил? Ведь это прямая ответственность акимата и его структур. Очевидно, это тоже тема для отдельного расследования и анализа. Но это явно нездоровая и нехорошая ситуация, чреватая очередными скандалами и социальными взрывами.

Особенно подозрительным и странным является поразительное упорство, с которым акимат проталкивает весьма непопулярный горе-проект по строительству системы ЛРТ. Уже со всех позиций и точек зрения — экономики, финансов, пассажиропотоков и мнения населения этот мутный и никому не нужный «проджект» раскритиковали по всем статьям. Эта «дорога с шайтан-арбой» абсолютно невыгодна, это претендент на вечное государственное субсидирование, непростительно дорогущая, никогда не окупающаяся, изуродовавшая всю столицу дорога, но упорно поддерживающаяся нынешним акиматом, несмотря на всю абсурдность таких действий. Как это можно назвать? Что за привязанность такая ненормальная? Что за этим нонсенсом кроется? Этот ужасный и несуразный проект нужно закрыть, убрать все бетонные изваяния и забыть как страшный сон.

Еще много за что можно критиковать акимат. Кратко резюмируя, можно сделать главные выводы такого плана: столица не соответствует статусу, большие необоснованные расходы, неэффективное и неграмотное управление городом, команда малообучаемая и закосневшая, нуждается в срочной замене на настоящих профессионалов. Время дилетантов уже прошло. И акимов должны выбирать сами люди.

И напоследок, игнорирование конструктивной критики  не есть решение проблемы.

Все материалы Рустема Жансеитова читайте здесь. 

Loading...

17 апреля, суббота