Петра Шинкарева называют старейшим фрезеровщиком страны. Он до сих пор продолжает свою трудовую деятельность на заводе! Мало того, что пожилой мужчина до сих пор работает у станка по восемь часов в день, так еще и фору даст не только молодым, но и вполне опытным коллегам, выполняя самые сложные заказы. О легенде отечественного машиностроения – в материале собственного корреспондента ИА «NewTimes.kz» Дмитрия Белова.
Эту народную мудрость Петр Павлович доказывает всю свою жизнь. Говорит, не бегать в поисках легкой доли, а улучшать жизнь там, где живешь, его научили в семье.
Трудовая деятельность Петра Шинкарева началась в военные годы. Закалку 16-летний мальчишка получил, когда отец ушел на фронт. Именно он и стал главой своей семьи, единственной опорой для матери. Чтобы хоть как-то помочь ей поднимать младших детей на ноги, пошел работать на рудник.
«Нелегко было, но не привыкли мы жаловаться. Да и толку от этой жалости, работать надо было», — говорит Петр Павлович.
Так и выжили. Когда вернулся с фронта отец, конечно, стало легче. Он перевез семью из района в Усть-Каменогорск, где как раз начали активно строить промышленные предприятия. В общем, работа нашлась всем.
«Киномеханик — не семейная профессия. Все праздники на работе. Когда с семьей быть? И так четыре года до армии профестивалил, подумал, хватит. Мой отец токарем проработал всю жизнь, вот он и подсказал пойти на фрезеровщика учиться. Отправил к своему другу. От него основные тонкости и перенял. А как сам встал к станку, так и понял: мое, другой работы и не надо было», — рассказывает мужчина.
С благодарностью Петр Павлович вспоминает отца. Говорит, именно он привил ему желание работать и делать свою работу хорошо. Примечательно, но Павел Шинкарев был неграмотным, умел только расписываться в документах, но вот токарем был непревзойденным.
Верность работе, семье«Просто высочайшего класса специалистом был. Справлялся с самыми сложными задачами. От него передалась и мне любовь к профессии», — рассказывает Петр Павлович.
У станка Петр Павлович проработал 67 лет, пережив с предприятием и годы развала, падения и возрождение. Предпочитал не искать работу и судьбу полегче, а совершенствовать свои навыки и умения. Сегодня сложно в это поверить, но в трудовой книжке у него указаны всего два места работы – ТОО «Гидросталь» (бывший ремзавод «Иртышстрой») и ТОО «Усть-Каменогорский конденсаторный завод».
Все эти годы душой переживал за завод.
«Сердце разрывалось, когда в годы развала с предприятия оборудование вывозили, продавали все, что можно было продать», — с горечью вспоминает Петр Павлович сегодня.
И только однажды он «изменил» профессии – уволился. Но повод для этого был более, чем существенный — серьезно заболела супруга. Вот тогда он, не раздумывая, ушел с работы. Тогда ему было 71, последующие 10 лет он ухаживал за женой.
«После похорон, честно признаюсь, потерялся. Никогда без дела не сидел. А тут столько времени оказалось свободного. Не привык так. Пришел к директору «Гидростали», тогда им Анатолий Синицын был, я его мальчишкой еще помню, говорю, давай хотя бы месяца на два выйду. Ну и вышел, а было мне тогда уже за 80 лет. Помню, как на заводе 85-летие мое отмечали, Анатолий Тимофеевич желал, чтобы 90-летие здесь же отпраздновали, я думал: «Ой, куда там!». А нет, 94 — полет нормальный», — смеется Петр Павлович.
«А есть такое задание, которое не смогли выполнить?» — спрашиваю ветерана труда.
«Как это не смог бы выполнить? Чего бы я не смог сделать? Какое задание не выполнил? Я не пойму вашего вопроса… Не было еще такого задания, с которым бы я не справился», — говорит Петр Павлович.
Кстати, в профессионализме Петра Шинкарева не сомневаются не только на предприятии. Четыре года назад Союз машиностроителей Казахстана, отметив заслуги старейшего фрезеровщика страны, вручил ему нагрудный знак «Почетный машиностроитель».
На просьбу поделиться секретами долголетия Петр Павлович только смеется. Говорит, нет никакого секрета, главное — больше двигаться, дело свое любить и оптимизма не терять.
«Когда тут болеть? Помимо работы – хозяйство еще! Зимой печку затопить, летом теплица с огородом, потом охота, грибы, рыбалка… Да и болеть мне не дадут: в семье шесть врачей!» — смеется он.
Кстати, живет Петр Павлович один. У него две дочери – одна живет за границей, вторая — в Усть-Каменогорске.
«Постоянно с папой на связи, навещаем все время, но он упорно отказывается от какой-либо помощи! Говорит, пока справляется со всем сам», — рассказывает Лариса Петровна.
«Знал бы заранее, что приедешь, я бы тебе картошечки с грибами пожарил. Помидорчиков достал. Все свое, как говорится, собственного приготовления. Пойдем хоть чаем угощу, соку томатного налью. Тоже сам делал», — приглашает на кухню Петр Павлович.
Глядя на него понимаешь, что стареть ему просто некогда. И дело не только в хозяйстве, дело в искреннем интересе к жизни. Кстати, в планах у Петра Павловича — машину посовременнее купить. Хочет такой себе подарок на 100-летие сделать.
Фото автора и из личного архива