Не успели бизнесмены и товаропроизводители Казахстана оправиться от ковидных ограничений, как их настигли новые испытания в виде резкого скачка стоимости доллара и девальвации тенге. Санкции против российской экономики, которая тесно связана с казахстанской, не могут не сказаться на ситуации в нашей стране. В этом уверен и кокшетауский бизнесмен, заместитель генерального директора ТОО «Асыл-Арман», входящего в группу компаний «Новопэк», Умар Шоназаров. О том, чем живет крупнейшее в Казахстане и СНГ предприятие по выпуску полимерной упаковки, какие проблемы приходится сегодня преодолевать, узнала собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Карлыга Мухатаева.
ТОО «Новопэк» является лидером на рынке полимерной упаковки в Казахстане. Основанная в 2003 году компания уверенно прошла путь от небольшой фабрики регионального уровня до одного из крупнейших промышленных комплексов на территории стран — участниц ЕАЭС. Градообразующее предприятие оснащено современным оборудованием из Австрии, Италии, Турции и Тайваня, а в производстве используется лишь первичное полимерное сырье и высококачественные зарубежные добавки. Полный цикл производства позволяет компании предоставить клиентам решение по упаковке для любого сыпучего груза: муки, круп, сахара, соли, серы, селитры, цемента, медного концентрата, ферросплавов, пшеницы…
В цехах предприятия работа кипит, ткачи трудятся посменно, не сбавляя темпов, даже несмотря на трудности последних «ковидных» лет.
Импорт вытесняет местное«Работа, в принципе, шла до недавнего времени хорошо, была потребность на внутреннем рынке, мы были конкурентоспособными, пока не пошел бешеный импорт. Сейчас, к сожалению, государство несильно оказывает внимание нашему сегменту. На протяжении трех-четырех лет у нас идет борьба с импортом. Наше министерство ни в какую не хочет занимать позицию поддержки отечественного производителя. Хотя есть поручения главы государства, премьер-министра», — говорит Умар Файзудинович.
«Правительство Казахстана реализует меры поддержки отечественной легкой промышленности, но, к сожалению, внимание именно предприятиям по производству упаковки из полипропилена, которых в республике насчитывается порядка 18, не уделяется. Несмотря на то, что эти компании стабильно пополняют налогами бюджет, создают постоянные рабочие места, большую часть которых занимают женщины и молодежь», — говорит Шоназаров.
Отечественным производителям полипропиленовой продукции в настоящее время сложно конкурировать на внутреннем и внешнем рынке. Все новые ниши в условиях слабой тарифной защиты внутреннего рынка заполнены дешевым импортом по цене закупаемого казахстанскими производителями сырья.
«Туркмены и узбеки, хоть и не входят в ЕАЭС, пользуются преференциями согласно договору об СНГ и зоне свободной торговли. То есть они могут завозить свою продукцию по нулевой ставке. Хотя у нас действует на аналогичную нашу продукцию ставка 6%, они ее не платят. А Казахстан, как член ЕАЭС, не может на национальном уровне принимать меры без согласия других членов данной организации. И это привело к тому, что мы, отечественные производители, находимся на грани банкротства. То есть мы перекрываем всего лишь 35-40% внутреннего рынка, а нас 18 по Казахстану. «Новопэк» — самая крупная компания по выпуску полимерной упаковки», — продолжает заместитель генерального директора ТОО «Асыл-Арман».
Отвечая на вопрос, как на деятельности компании отражаются события в соседней России и Украине, бизнесмен отмечает, что в данной ситуации для них есть как положительные, так и отрицательные стороны.
«С одной стороны, в том, что доллар сильно поднялся и рубль упал, есть плюсы, с другой — и вреда много. Положительное: сегодня, когда курс рубля упал по отношению к тенге, нам стало выгодно покупать недорогое сырье из Российской Федерации. Из минусов — мы приобретаем оборудование, комплектующие запчасти за доллары, соответственно, его подорожание ложится на выход продукции. Девальвация тенге бешеная», — отметил Умар Файзудинович.
«В Узбекистане, Туркмении и даже Таджикистане уже давно поняли, что это социально важная отрасль, где могут работать в основном женщины, молодежь, инвалиды нескольких групп. И они начали субсидировать данную отрасль, что привело к удешевлению их продукции. На сегодняшний день у этих трех стран внешнеотраслевая политика нацелена на страны ЕАЭС. Грубо говоря, они переваливают наш внутренний рынок. Их готовая продукция заходит в Казахстан по цене дешевле, чем мы закупаем сырье. Представляете? Потому что субсидирование сырья — раз, их предприятия оформлены как специальные экономические зоны — это два, специальные тарифы на электроэнергию — три. При девальвации национальной валюты у них тоже предусмотрены меры господдержки: субсидирование рабочих мест, ноль таможенных пошлин на ввозимое из зарубежных стран сырье. Соответственно, им выгодно работать. А мы не можем с ними конкурировать, даже несмотря на то, что наша продукция гораздо лучше качеством», — поясняет суть проблемы Умар Шоназаров.
По его мнению, падение курса рубля может серьезно ослабить позиции казахстанских производителей. В связи с западными санкциями правительство России будет наращивать поддержку отечественных производителей, соответственно, и цена у них будет ниже. Более того, они будут стараться перекрывать потребности не только внутреннего рынка, но и могут завалить своей дешевой продукцией и страны ЕАЭС, в том числе и Казахстан.
Бизнесмен отмечает, что компании сейчас интересен закуп полипропилена из других стран, но они должны платить пошлину за растаможку плюс 12 процентов НДС. Есть еще ряд других расходов, в том числе за электроэнергию, которая в Кокшетау на порядок выше, чем в других регионах.
В качестве примера подобного взаимовыгодного сотрудничества Шоназаров приводит Таджикистан.
«У них два завода по производству такой же продукции, как у нас. И чтобы сохранить отечественных производителей и увеличить рабочие места, таджики пересмотрели договоры в отношении Узбекистана, Туркмении и Китая, подняв пошлину на ввоз готовой продукции до 25%. На сегодняшний день там значительно увеличились количество рабочих мест, вся отечественная продукция на 80% уходит на экспорт в собственной отечественной упаковке. Это же плюс. Чем мы хуже?» — вопрошает бизнесмен.
При этом, как подчеркивает Шоназаров, продукция ТОО «Новопэк» по качеству гораздо выше ввозимой. Во-первых, она биоразлагаемая, а значит, экологически чистая. Во-вторых, в ТОО «Новопэк» развит полный цикл производства — от изготовления нитей до готовых изделий любого размера. При шитье бигбегов здесь используются полипропиленовые нитки, которые отличаются особой прочностью. Вся продукция под воздействием солнца и дождя разлагается, не приносит вреда экологии. Компания имеет две линии по переработке, то есть может закупать старые использованные мешки и перерабатывать их. Фактически производство безотходное.
«На сегодняшний день мы ничего не просим у государства, единственное, что попросили у министерства торговли и других курирующих нас ведомств, — пересмотреть договоры свободной торговли в рамках ЕАЭС и поднять пошлины в отношении стран — импортеров данной продукции, чтобы сохранить отечественных производителей», — подчеркивает Умар Файзудинович.
За 20 лет существования ТОО «Новопэк» неоднократно получало господдержку в виде субсидирования процентной ставки кредитов через фонд «Даму» в банках второго уровня. Средства эти шли в основном на закуп оборудования и модернизацию производства, за что компания благодарна государству. По словам Шоназарова, мощную поддержку оказывают и местные власти в лице акима области Ермека Маржикпаева.
«Когда мы строим, расширяем производство, нам выделяют земельные участки, подводят коммуникации, инфраструктуру, если есть какие-то административные барьеры, Ермек Боранбаевич помогает нам. Даже кредиты под 6% от «Даму» нам помогают получить МИО. Также привлечение рабочей силы: со всеми районными и сельскими акиматами у нас налажены тесные связи. А вот до министерства торговли мы реально не можем достучаться», — констатирует Шоназаров.
Говоря о влиянии ковидных ограничений, а теперь и нестабильности на валютном рынке, Умар Шоназаров отмечает, что все это время компания хоть и работает в ущерб, старается не сокращать рабочие места, хотя на это были реальные причины из-за уменьшения объемов производства.
«Мы шьем бигбеги для горно-металлургических, цементных, зерновых компаний, которые работают на экспорт. Есть вкладыши для полукрытых вагонов. Мешки делаем на заказ, в основном работаем с мельничными комплексами. Продукция завода реализуется не только в Казахстане, но и экспортируется в Россию, Беларусь, Украину, Армению. Сейчас, к сожалению, уже не работаем с Украиной из-за логистики, но у них не такая большая потребность была в нашей продукции», — говорит заместитель генерального директора ТОО «Асыл-Арман».
Средняя заработная плата на заводе, по словам Шоназарова, составляет 180 тыс тенге, но оплата здесь сдельная и зависит от выработки. Есть специалисты, которые получают и по 300-400 тыс тенге. В компании созданы хорошие условия для обучения и роста персонала.
«У нас любой человек без образования, который ранее не работал на производстве, может пройти в нашем центре обучения курсы. Обучение длится месяц, за этот период мы платим работнику 60 тыс тенге, потом уже все зависит от желания человека. Есть такие, кто зарабатывает и 400 тыс тенге, все зависит от объема выполненной работы. Производство максимально автоматизировано, роботизировано. Для молодых специалистов, а также жителей других регионов страны, желающих приехать и работать, мы предоставляем бесплатно комфортабельное жилье. Квартиры-студии площадью 52 квадрата оборудованы современной бытовой техникой и мебелью. В этом году на первом этаже дома запустим детский сад бесплатно для детей работников», — говорит бизнесмен о преимуществах ТОО «Новопэк».
Словом, учредители стараются создавать максимально комфортные условия, чтобы не потерять рабочих. При этом среди персонала порядка 60% — женщины, в том числе предпенсионного и пенсионного возраста, 30% — молодежь.
«Новопэк» активно занимается благотворительностью, оказывая поддержку различным слоям населения: волонтерским организациям, спортсменам, пожилым людям и инвалидам в покупке дорогостоящих лекарств, проведении операций. Также обращаются родители детей с ограниченными возможностями. Ежегодно 50 детей из многодетных и малообеспеченных семей компания собирает в школу.
Сегодня предприятие способно выпускать до 21 тыс тонн продукции в месяц, а реально производит 10 500 тонн, то есть работает на 48% от мощности. Компания готова расширить производство и заполнить имеющиеся вакансии, если проблема импорта будет решена на государственном уровне.