Как сохранить и приумножить свои накопления, когда курс доллара и евро непредсказуем, а темпы инфляции зашкаливают? Многие решили попытать удачу, вложив деньги в криптобизнес. Стоит ли доверять этому способу сохранения и приумножения сбережений, разбиралась собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Нелли Адаменко.
Корреспондент NT пообщалась с участниками первой международной конференции Blockchain Cryptofuture по блокчейну, криптовалютам и майнингу, которая прошла в Алматы. В форуме участвовали как профессионалы, так и те, кто только начинает свой бизнес в этой сфере.
«За последние 11-12 лет в мире произошел рост криптовалюты, — говорит организатор мероприятия Таир Каримов. — Новые цифровые технологии могут применяться и в области финансов, и в образовательной структуре, и в медицине, и в логистике. Аналог традиционным финансовым инструментам DeFi решает проблемы в тех странах, где доступ к финансовым инструментам сильно ограничен. Также можно отдать в ликвидность DeFi свой актив и получать за это пассивный доход. NFT — цифровой аналог документа, который удостоверяет ваши права на объект. Он может быть применен в искусстве, коллекционировании, компьютерных играх. NFT можно использовать и в цепи поставок, с его помощью реально создать некий недвижимый объект с уникальным кадастровым номером».
Наши законы, увы, не поспевают за большим всплеском этих новых, быстро развивающихся технологий. И здесь предстоит работа правительства, различных структур.
С другой стороны, по словам специалиста, сегодня возникла необходимость повысить грамотность в области криптобизнеса населения, где много мошенничества, скама и, соответственно, потерянных средств.
Плакали ваши денежкиРынок криптовалют, как, впрочем, и любой другой, дает возможности не только увеличить капитал, но и потерять их. Лишиться своих вложений можно в результате неудачных сделок в цифровые активы. Нередко причиной убытков становятся и непредсказуемые события, например, ошибки пользователей при отправке средств. Подобное на себе испытал и Таир Каримов.
«В 2016 году я заинтересовался биткоинами и первым делом зашел в соцсети и YouТube, — говорит Таир. — Там выходила информация, что это скамы, пузырь, который лопнет, что это проект от ФБР и так далее. Но все же чаша весов перевесила в сторону приобретения мною криптовалюты. Я старался найти информацию и людей, которые бы мне что-то рассказали об этом новом для меня способе заработать, но не смог. И стал действовать самостоятельно. В 2018 году воспользовался одним проектом и отправил туда все свои 100 тыс долларов. В какой-то момент я понял, что все это небезопасно, и решил перевести деньги на «холодный кошелек». И моя транзакция просто зависла в Сети на 14 дней! За это время я буквально поседел. Я не знал, что с этим делать, потому что слышал, что акции с биткоином необратимы и если ты предпринял какие-то неправильные действия, то ничего невозможно вернуть назад. Тогда уже думал не о том, чтобы заработать, а элементарно просил Всевышнего просто вернуть мои деньги обратно».
К счастью, Таиру удалось выкрутиться из этой ситуации, и он продолжил свою дружбу с криптовалютой.
«Кто-то рассматривает биткоин как перспективный товар, потому что имеет высокую волатильность, — говорит бизнесмен. — Торговать криптовалютой очень удобно. Это можно сделать, подключившись в любой точке мира, где есть интернет. Лично я вижу в биткоине хорошее средство сбережения, так как его эмиссия ограничена».
Потерять свои средства можно и при банкротстве торговых площадок или передаче денег в доверительное управление злоумышленникам. Вероятность, что пользователям удастся вернуть свои средства, в таких случаях крайне мала, как, впрочем, и в случае банкротства биржи перспективы судебных тяжб весьма туманны. Для этого необходимо воспользоваться услугами юриста в стране регистрации биржи, а это весьма непросто.
Как показывает практика, далеко не все держатели криптовалюты, приходящие на рынок за заработком, умеют ею торговать с прибылью. Неопытные пользователи передают свой капитал трейдерам, которые торгуют им. А полученную от сделок прибыль делят пополам. И здесь поле непаханое для мошенников.
Альтернатива SWIFT есть«Обналичить криптовалюту тоже проблематично, — говорит игрок рынка Сергей. — По идее, это можно сделать через обменник. Однако в случае ошибки в данных при заполнении заявки криптовалюта, скорее всего, будет безвозвратно потеряна. Что со мной и произошло. К тому же полно мошенников, которые создают фишинговые сайты. Но даже если вы сможете забрать свои средства назад, придется заплатить комиссию, размер которой в среднем может достигать 10%. Помимо комиссии самого обменника, часть сборов придется на внешние платежные системы, например «Яндекс. Деньги».
Итальянец Андреа Кабамуро, архитектор по образованию, вот уже 10 лет работает в области криптовалюты. Его активно поддерживает супруга — жительница нашей страны Дамира Кенесарин. Пара создала компанию Prоmeteo chain system.
«Криптовалюта является для разных стран поистине революционной технологией. Но криптоактивы только одна из частей получения технологий. Блокчейн-технология вполне может стать реальной коммуникацией между обычными людьми и организациями как способ оплаты. В целом ее можно использовать повсеместно. Сейчас мы разрабатываем четыре такие технологии. Одна из них — альтернатива системе SWIFT. То есть все люди без банков и посредников смогут производить между собой оплату товаров, услуг, кредитов и так далее. Криптовалюта является для разных стран революционной технологией. Если правительства поймут, что это удобно и выгодно, они на законодательном уровне закрепят использование технологии блокчейн. Особенно это актуально для России, где в связи с событиями в Украине заблокировали SWIFT. Раньше этот путь для коммуникации с другими странами использовал подвергшийся санкциям Иран».
По мнению итальянца, многие проекты, связанные с криптобизнесом, похожи на пирамиду. Компании проводят большие рекламные компании, обещая неслыханные прибыли, и граждане на это ведутся.
«У людей, к сожалению, нет понимания того, как работает криптовалюта. Если они слышат, что где-то что-то растет, значит, они тоже хотят в этом участвовать и заработать. Нужно понимать, что никто в мире не может дать вам просто так свои деньги. Но почему-то люди зачастую следуют советам в Instagram, YouTube, Facebook. Каждый день я вижу, как они вкладывают 20, 30 тыс долларов в какие-то проекты, просто потому что там им обещают 20-30% ежемесячно. Лично я никогда не покупаю «фантики». Прежде чем сделать какой-то шаг, тщательно изучаю, какие технологии стоят за тем или иным проектом», — пояснил он.
В то же время Андреа весьма скептически относится к торговле за большие деньги изображениями NFT. Некоторые такие картинки тянут до 2 млн долларов.
«Это модно, но за этим ничего не стоит, — говорит бизнесмен. — Когда вы идете к нотариусу, вы заверяете целый документ, а не одну страницу, а NFT- картинка и смарт-контракт никак не связаны между собой. Это не больше чем пустая придумка в красивой обертке, на которую ведутся люди. Фактически тратя огромные деньги, они не приобретают право собственности на изображение. И такое обладание никакой ценности не имеет. Любой человек может зайти на сайт, сделать скрин, скопировать точно такую же картинку и считать своей, причем совершенно бесплатно».
10 дней назад супруги посетили EXPO в Дубае, где на международном конгрессе презентовали четыре своих проекта. Министры многих государств, в том числе и Казахстана, ими заинтересовались. В данное время предложения бизнесменов рассматривают венчурные фонды и правительства разных государств.
«Мы хотим поменять парадигму платежной системы, чтобы она была более независима и безопасна, — говорит Дамира Кенесарин. — Сейчас мы пользуемся американской системой SWIFT и GPS. То есть зависим от США. Своих таких систем у Казахстана и других постсоветских стран нет. Нужно понимать, что это вопрос нашей безопасности и элементарной жизнедеятельности. Если, не дай Бог, у нас что-то случится и отключат GPS, это значит, что все банки, банкоматы, электро- и железнодорожные станции, фондовый рынок, все стратегически важные объекты нашей страны остановятся».
У пары амбициозные планы — они зарегистрировали свою компанию в США и открыли представительство в МФЦА. Они уверены, что у Казахстана есть все возможности иметь у себя такие технологии.