Ювелир, мастер декоративно-прикладного искусства, чеканщик, кузнец – это все об Абылайхане Асылбае, человеке с железной силой воли, который прошел через множество препятствий и нашел себя. Без него не обходится ни одна выставка «прикладников», он с завидным постоянством выигрывает всевозможные конкурсы среди ремесленников, зачастую не оставляя шансов даже более опытным коллегам по цеху. Мало кто может предположить, что история успеха началась с несчастного случая, который едва не стоил мастеру жизни. Как любимое дело помогает справляться с недугом, узнала собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Бигуль Арыстанбаева.
В 1996 году 34-летний строитель Абылайхан Асылбай упал с крана. Позвоночник буквально рассыпался на куски. Врачи сразу поставили ему страшный диагноз и дали I группу инвалидности. «Он не будет ни сидеть, ни стоять», – предвещали безрадостное будущее люди в белых халатах.
Три года Абылайхан провел в горизонтальном положении. Его «спутниками» стали невыносимые боли и пролежни, а многие друзья и родственники отвернулись от безнадежного инвалида, первая жена и дети остались жить в Алматы, где он проживал до развода. Ухаживала за ним только сестра, у которой он поселился после переезда в Семей.
Читайте также: Семейчанка после жуткого ДТП смогла снова встать на ноги и уже 40 лет занимается йогой
Абылайхан оказался не из тех, кто сетует на судьбу и ждет помощи. В прошлом спортсмен – марафонец и дзюдоист, он и в этой, казалось бы, безнадежной ситуации проявил силу воли и начал заниматься по методу Дикуля. Превозмогая боль, каждый день терпеливо разрабатывал свое покалеченное тело, пока не достиг первых значительных результатов – заново научился сидеть. Ручки тренажера в руках потомственного ремесленника сменились инструментами. Он начал чинить соседям вышедшую из строя бытовую технику, латал обувь, мастерил игрушки для детей, вырезал фигурки из дерева, главным в тот момент для него было не сидеть без дела.
«У меня с детства была тяга к прикладному искусству. Это в крови. Ведь дед по линии матери был ювелиром, а отец всю жизнь работал кузнецом. Любовь к ремеслу передается у нас в семье из поколения в поколение», – рассказывает мастер.
В течение шести лет Абылайхан, едва передвигаясь на костылях, ездил в Алматы за знаниями, терпеливо усваивал азы казахских национальных ремесел. Вернувшись в Семей, стал применять полученные навыки на практике. Ушел в работу с головой, постепенно собирая материал для будущих поделок и инструменты. Когда наш герой только начал заниматься любимым делом, у него не было даже простейших плоскогубцев и отвертки. А сейчас в арсенале только молотков больше двух десятков.
«Я работаю с тем, что попадается под руки. Часто нахожу материал в пунктах приема металлолома. Там недорого. Бывает, что люди сами приносят мне сырье, недавно приобрел рога архара. Хотел бы поработать с драгоценными металлами. Но это дорогое удовольствие. Может, когда-нибудь сделаю браслет из золота», – мечтает Абылайхан Асылбай.
Первый в его жизни конкурс «Самгау», состоявшийся в 2011 году, принес мастеру Гран-при. После этого о нем заговорили, его стали приглашать на мероприятия, поступили заказы. Путь к успеху длился 10 лет. Все это время Абылайхан работал по 12 часов в сутки. После сердечного приступа пришлось сбавить обороты. И теперь трудиться над кусочками металла и дерева ему разрешено по 10 часов в день. К слову, это не помешало подготовить достойную экспозицию для участия во всемирной выставке EXPO-2017 в Нур-Султане. Сейчас кольчуги и многие другие работы Абылайхана представлены в музеях по всему Казахстану.
Несколько лет назад он приобрел станки для обработки дерева и металла, а также швейную машинку. В планах – расширить производство, изготавливать казахскую национальную резную посуду из дерева, привлечь для этого молодых учеников. Правда, работать полноценно нет возможности из-за отсутствия вытяжки, маленькое помещение для этого не приспособлено.
«Хотел бы расшириться, открыть мастерскую в центре города, куда могли бы приходить мои коллеги по цеху и инвалиды, потому что ездить ко мне на окраину очень неудобно. А если бы мастерская была поближе, я бы мог обучать инвалидов ремеслу, – делится мужчина своей заветной мечтой. – В нашем городе более 13 тыс инвалидов, многие из них страдают не из-за своего недуга, а от того, что им нечем заняться, они чувствуют себя ненужными и бесполезными. Я сам больше 20 лет инвалид второй группы и знаю, что у нас слабо организован досуг для людей с ограниченными возможностями. Семею нужен центр, который бы сплотил таких, как мы, который дал бы нам возможность встречаться и разговаривать друг с другом. Мне часто звонят инвалиды из разных городов – Усть-Каменогорска, Балхаша, даже из Кызылорды, и все сетуют на одну и ту же проблему. Я рекомендую им заняться любимым делом. За работой время проходит быстрее. Самое страшное в жизни – быть ненужным, знаю, потому что пережил это сам».