«Самое страшное – быть ненужным»: Строитель после падения с крана нашел себя в ювелирном деле

Ювелир, мастер декоративно-прикладного искусства, чеканщик, кузнец – это все об Абылайхане Асылбае, человеке с железной силой воли, который прошел через множество препятствий и нашел себя. Без него не обходится ни одна выставка «прикладников», он с завидным постоянством выигрывает всевозможные конкурсы среди ремесленников, зачастую не оставляя шансов даже более опытным коллегам по цеху. Мало кто может предположить, что история успеха началась с несчастного случая, который едва не стоил мастеру жизни. Как любимое дело помогает справляться с недугом, узнала собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Бигуль Арыстанбаева.

Фото из личного архива

В 1996 году 34-летний строитель Абылайхан Асылбай упал с крана. Позвоночник буквально рассыпался на куски. Врачи сразу поставили ему страшный диагноз и дали I группу инвалидности. «Он не будет ни сидеть, ни стоять», – предвещали безрадостное будущее люди в белых халатах.

Три года Абылайхан провел в горизонтальном положении. Его «спутниками» стали невыносимые боли и пролежни, а многие друзья и родственники отвернулись от безнадежного инвалида, первая жена и дети остались жить в Алматы, где он проживал до развода. Ухаживала за ним только сестра, у которой он поселился после переезда в Семей.

Читайте также: Семейчанка после жуткого ДТП смогла снова встать на ноги и уже 40 лет занимается йогой

Абылайхан оказался не из тех, кто сетует на судьбу и ждет помощи. В прошлом спортсмен – марафонец и дзюдоист, он и в этой, казалось бы, безнадежной ситуации проявил силу воли и начал заниматься по методу Дикуля. Превозмогая боль, каждый день терпеливо разрабатывал свое покалеченное тело, пока не достиг первых значительных результатов – заново научился сидеть. Ручки тренажера в руках потомственного ремесленника сменились инструментами. Он начал чинить соседям вышедшую из строя бытовую технику, латал обувь, мастерил игрушки для детей, вырезал фигурки из дерева, главным в тот момент для него было не сидеть без дела.

«У меня с детства была тяга к прикладному искусству. Это в крови. Ведь дед по линии матери был ювелиром, а отец всю жизнь работал кузнецом. Любовь к ремеслу передается у нас в семье из поколения в поколение», – рассказывает мастер.

Однажды наш герой увидел по телевизору передачу об известном ремесленнике Даркембае Чокпарове, после чего решил непременно поехать к нему и записаться в ученики. Так и произошло. Встреча с прославленным на весь Казахстан ремесленником оказалась судьбоносной.

В течение шести лет Абылайхан, едва передвигаясь на костылях, ездил в Алматы за знаниями, терпеливо усваивал азы казахских национальных ремесел. Вернувшись в Семей, стал применять полученные навыки на практике. Ушел в работу с головой, постепенно собирая материал для будущих поделок и инструменты. Когда наш герой только начал заниматься любимым делом, у него не было даже простейших плоскогубцев и отвертки. А сейчас в арсенале только молотков больше двух десятков.

Доспехи, кольчуги, игрушки, ювелирные украшения, сувениры, предметы быта – ассортимент работ Абылайхана весьма широк. Причем выполнены они из разнообразных материалов и в самых разных техниках. В ход идут нержавейка, дерево, кости, рога. К примеру, из советских монет прикладник создает национальные украшения, консервные банки в его руках превращаются в изящные кружевные сувениры в виде юрт и дастарханов. Барабан от стиральной машинки разрезан на тонкие пластины одной длины – это будущие браслеты в национальном стиле. Все, к чему прикасается Абылайхан, обретает вторую жизнь и радует глаз, все сырье бережно разложено по полочкам и ждет своего часа.

«Я работаю с тем, что попадается под руки. Часто нахожу материал в пунктах приема металлолома. Там недорого. Бывает, что люди сами приносят мне сырье, недавно приобрел рога архара. Хотел бы поработать с драгоценными металлами. Но это дорогое удовольствие. Может, когда-нибудь сделаю браслет из золота», – мечтает Абылайхан Асылбай.

Первая его масштабная работа – снаряжение казахского воина, кольчуга весом 25 килограммов. На ее создание ушло три года. Процесс шел по наитию, у Абылайхана не было четкой инструкции создания древних доспехов. Десятки тысяч колец из проволоки, соединяясь, образовывали незамысловатый узор, неудачные попытки сменялись успешными. Когда кольчуга была готова, Абылайхан представил свое творение на выставке.

Первый в его жизни конкурс «Самгау», состоявшийся в 2011 году, принес мастеру Гран-при. После этого о нем заговорили, его стали приглашать на мероприятия, поступили заказы. Путь к успеху длился 10 лет. Все это время Абылайхан работал по 12 часов в сутки. После сердечного приступа пришлось сбавить обороты. И теперь трудиться над кусочками металла и дерева ему разрешено по 10 часов в день. К слову, это не помешало подготовить достойную экспозицию для участия во всемирной выставке EXPO-2017 в Нур-Султане. Сейчас кольчуги и многие другие работы Абылайхана представлены в музеях по всему Казахстану.

Свои шедевры мастер создает в маленькой мастерской, которую ему помогли построить неравнодушные люди, друзья, родственники. В комнате площадью несколько квадратных метров, где раньше трудился Абылайхан, стало совсем тесно. Однако в новой мастерской нет отопления. Абылайхану приходится надевать несколько слоев одежды, чтобы без вреда для здоровья проводить заветные часы за любимой работой.
Несколько лет назад он приобрел станки для обработки дерева и металла, а также швейную машинку. В планах – расширить производство, изготавливать казахскую национальную резную посуду из дерева, привлечь для этого молодых учеников. Правда, работать полноценно нет возможности из-за отсутствия вытяжки, маленькое помещение для этого не приспособлено.

«Хотел бы расшириться, открыть мастерскую в центре города, куда могли бы приходить мои коллеги по цеху и инвалиды, потому что ездить ко мне на окраину очень неудобно. А если бы мастерская была поближе, я бы мог обучать инвалидов ремеслу, – делится мужчина своей заветной мечтой. – В нашем городе более 13 тыс инвалидов, многие из них страдают не из-за своего недуга, а от того, что им нечем заняться, они чувствуют себя ненужными и бесполезными. Я сам больше 20 лет инвалид второй группы и знаю, что у нас слабо организован досуг для людей с ограниченными возможностями. Семею нужен центр, который бы сплотил таких, как мы, который дал бы нам возможность встречаться и разговаривать друг с другом. Мне часто звонят инвалиды из разных городов – Усть-Каменогорска, Балхаша, даже из Кызылорды, и все сетуют на одну и ту же проблему. Я рекомендую им заняться любимым делом. За работой время проходит быстрее. Самое страшное в жизни – быть ненужным, знаю, потому что пережил это сам».

О том, что в жизни всего можно достичь, Абылайхан знает на личном опыте. Упорным трудом мастер добился признания, а обзавестись украшениями от него мечтают не только красавицы Семея. Большинство из них уверены, что серьги от Абылая приносят счастье.