В свободное от работы время пожарный с 20-летним опытом Валерий Сидельников рисует. Вместе со знакомыми художниками он разрисовывает стены многоэтажек в знак протеста рекламе синтетических наркотиков и пытается улучшить архитектуру родного города. Собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Айша Куанышбек побеседовала с представителем благородной профессии об опасных ситуациях на работе, отношении к искусству и о том, как общее благоустройство города влияет на скорость тушения пожаров.
Валерий Сидельников стал пожарным еще во время срочной службы в танковой дивизии в поселке Отар под Алматы. По возвращении со службы мужчина решил продолжить работать в сфере пожарной охраны.
«До армии я учился в колледже на художника прикладного искусства и всегда любил рисовать. В армии, до того как меня взяли в пожарную команду, как раз занимался тем, что оформлял часть — стенгазеты, лозунги, делал стенды с государственной символикой. Мне предлагали остаться служить по контракту, я хотел, с одной стороны, а с другой стороны, очень далеко от семьи. Так живопись вместе с пожаротушением и сопровождает меня по сей день», — рассказывает Валерий Сидельников.
«Сейчас распространилась реклама синтетических наркотиков. Прямо на домах пишут адреса каналов, где можно распространить. Молодежь покупает, а взрослые даже не понимают, о чем речь в надписи. Мы решили поддержать полицию и стали закрашивать эти надписи красивыми рисунками — космонавтов, котят, девушки с беркутом, различными абстракциями. Помимо этой акции, в свободное время рисую муралы на стенах домов, знаменитый уральский жираф — это моя работа. Недавно приглашали разрисовать сцену ко Дню защиты детей. Искусство для меня — это и отдых и творчество, я люблю делать что-то своими руками. Раньше это было распространено, сейчас, к сожалению, телефоны и планшеты заменили людям все это», — поделился Валерий Сидельников.
Но на деле получается больше работы: их привлекают ходить по дворам, сообщать людям об угрозе наводнения или патрулировать пляжи, чтобы люди не плавали в неположенных местах. Кроме того, пожарный — это всегда спортивный и подтянутый мужчина, поэтому в выходные они собираются в части, чтобы тренироваться. Валерий Сидельников отмечает, что каждый вызов на пожар — это огромный стресс для огнеборцев.
«Мы видим чужую боль, видим страшные случаи. Особенно когда дети остаются одни дома, потому что их одинокая мама ушла зарабатывать, а они играют со спичками и поджигают что-то. Недавно был такой случай, но им повезло, сосед увидел, как дети подожгли занавески, забежал в квартиру и потушил все. Когда мы приехали, уже не было пожара. Меня старшие товарищи учили: первым делом, заходя в горящую квартиру, нужно бежать смотреть под ванной или в шкафу, потому что дети пугаются и чаще всего прячутся именно в таких местах. Страшные случаи происходят с неходячими людьми. Например, мужчина с инвалидностью выпил, закурил, от бычка начался пожар, а спастись никак не может. Недавно мы вытаскивали из квартиры двоих таких мужчин, у них обгорели ноги — страшное зрелище», — делится Валерий Сидельников.
«Помню, как приехали на вызов в магазин, а там начали взрываться газовые баллоны. Мы потом еще несколько дней сидели с ребятами в части и вздрагивали от любого удара. Опасно бывает на природных пожарах, когда горит степь или лес. В прошлом году мы сами попали в огненную ловушку, когда пожар окружил нас в кольцо. Тогда нам удалось выбраться из нее. Большую опасность представляют различные бензобаки, газовые баллоны и электрический ток. Приезжаем тушить гараж, а хозяин забыл, что у него там газовые баллоны, а они ведь могут взорваться. Люди забывают, отключено ли электричество. Недавно молодой коллега взял пожарный рукав, пошел тушить огонь в производственном помещении. Я его толкнул, начал ругаться, а он в недоумении на меня смотрит, и в этот момент буквально в паре метров начал искрить провод. Если бы я не толкнул его, от него одни сапоги бы и остались», — говорит пожарный.
«У нас, например, бывает так, начинают строить дорогу внутри двора и не уведомляют пожарную службу. Приезжая на вызов, пожарная машина не может проехать. Или люди сами устанавливают бетонные ограждения, чтобы машины не ездили по двору. Или на дачных массивах — дорога узкая, проехать невозможно. Мы, конечно, можем объехать или присоединить дополнительный рукав и тушить, но все равно напор воды уже не тот, плюс теряется время. В целом современное пространство небезопасно — те же самые натяжные потолки: стоит сделать пару глотков ядовитого дыма и можно умереть. Опять же, сейчас многие переводят машины на газовые установки — они вспыхивают моментально», — отметил Валерий Сидельников.