Недавно широкую огласку в соцсетях получила новость о том, что председателем ForteBank стал Бекжан Пирматов — родной брат главы Нацбанка РК Галымжана Пирматова. По этому поводу высказываются разные мнения — одни считают, что это конфликт интересов, другие — что это нормально и никаких рисков нет. Редакция ИА «NewTimes.kz» попросила экспертов оценить, есть ли признаки аффилированности в этом назначении и поделиться мнением о том, что они думают о новой должности брата главы Нацбанка РК.
«По закону все чисто, но конфликт интересов все-таки есть». Что говорят экономисты?
С точки зрения казахстанского законодательства — это не конфликт интересов, делится мнением финансовый аналитик Андрей Чеботарев, потому что надзор за банками осуществляет агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка. И формально, если говорить в терминах «руководитель» и «подчиненный», то глава частного банка не подотчетен Нацбанку, потому что надзор и регуляторную функцию выполняет агентство. Однако признаки аффилированности в подобных назначениях все-таки есть, считает он.
«Если формально, то это не нарушение. Но стоит сказать, что в любой развитой стране — в Европе, Америке или Южной Кореи — конечно, это бы считалось конфликтом интересов даже если не по закону, то, по так называемому, духу закона. Поскольку национальный банк все равно продолжает оставаться банком первого уровня, который оказывает кредитную поддержку, изымает ликвидность у банков, то есть они все равно контактируют. Кроме того, Нацбанк является ключевым игроком на валютном рынке, где также работают и банки, покупая и продавая валюту, поэтому, конечно же, соприкосновение есть.
Здесь можно провести параллели, например, с АО «КазТрансОйл», где в правлении были родные брат и сестра. И когда писали запросы о том, является ли это конфликтом интересов, то был получен ответ, что они не в подчинении друг у друга, а находятся на равных позициях, но правда потом их все равно уволили.
Мне не хочется думать и говорить ничего плохого ни о старшем, ни о младшем из братьев Пирматовых — они профессионалы, в этом плане вопросов к ним нет. ForteBank впервые поставил на руководящую позицию не экспата и это хорошо, но единственное, что бросает тень на это назначение — это то, что текущий глава банка является родным братом главы Нацбанка. Еще раз повторю, с точки зрения казахстанского закона здесь все чисто, а вот с точки зрения коммуникации, открытости и, можно сказать, совести, я считаю, что конфликт интересов есть».
В свою очередь, экономист и директор форсайтингового агентства Eximar Айман Турсынкан указывает на то, что согласно статьям 29-37 профильного закона «О Национальном банке РК» этот орган напрямую отвечает за формирование денежно-кредитной политики, от которой зависит деятельность всех субъектов финансового рынка. Поэтому наличие во главе Нацбанка и одного из крупнейших банковских конгломератов двух родных братьев – прямой конфликт интересов, но сама норма об этом (статья 73 «Конфликт интересов») была исключена из закона еще в 2003 году.
«Изначально Нацбанк не подотчетен никому, кроме президента, в составе своих директоров имеет только своих лояльных лиц, никак не несёт ответственность согласно статье 71 «Срок исковой давности» (также исключена из закона — прим.), не обязан отчитываться перед парламентом РК, сдает отчеты только лично президенту, может иметь хоть всю семью единокровных братьев в составе хоть глав крупнейших банковских конгломератов, хоть в составе руководства самого Нацбанка, по собственному желанию может подать в отставку без объяснения причин. Не работа – а сказка, ни за что не отвечаешь, но за все качаешь со всей экономики мзду по бесконтрольной доходности на свои операции с краткосрочными нотами и государственными облигациями.
Риски очевидны уже по вышеперечисленным статьям (с 29 по 37 включительно). Братишка получает за семейным ужином все сведения по любым новым операциям НБ РК в преимуществе перед другими игроками рынка. Это любые действия от искажения реальной пруденциальной отчетности с сокрытием данных по реальной финансовой устойчивости любимого банка и дефолт вкладчиков в ситуации, когда нужна была комплексная проверка и отзыв лицензии, и бесконтрольное вливание денег Нацфонда в убыточный банк с выводом через этот банк капиталов заинтересованных лиц за рубеж. Обратите внимание, что за 2012-2022 годы включительно (до 1 июля 2022) из Нацфонда было потрачено 107 млрд долларов и вопрос «куда?» завис в воздухе».
«Глава Нацбанка должен сам подать в отставку». Мнение юриста-правозащитника
Если невозможно повлиять на кадровые решения частных банков, то в отставку должен подать сам глава Нацбанка РК, делится мнением директор экспертного института Европейского права и прав человека Марат Башимов.
«Нацбанк — это ветвь власти, которая отвечает за финансовую политику в государстве. И, на мой взгляд, общество справедливо взбудоражено этой ситуацией, потому что возникают разные вопросы, связанные с доверием граждан к банковскому сектору. Исходя из той истории, которая была у нас до недавнего времени, слишком много негативного было сделано в этой сфере, чтобы ей доверять — в этом плане у нас очень печальный опыт.
Сейчас мы говорим о том, что боремся с непотизмом, даже в Конституцию внесли норму о том, что родственники президента не могут занимать должности в государственных структурах. И в этом плане, если в частном секторе никто не может повлиять на решение о назначении того или иного лица в состав правления банка, то, я считаю, что глава Нацбанка должен сам подать в отставку и честно сказать: «Да, мой брат работает в частном банке и поэтому могут возникнуть определенные моменты и появиться противоречия». Если он не уйдет, то это будет подрыв общественных интересов и доверие граждан к финансовым органам власти.
Народ должен быть уверен, что власти работают честно, что он защищен в финансовом секторе, но когда кругом обманывают, то о каком доверии может идти речь? Общество сейчас недовольно, а сама ситуация напрямую затрагивает национальные интересы, нацбезопасность и состояние защищенности конституционных прав граждан, поэтому даже с этой точки зрения вопроса — глава Нацбанка должен подать в отставку, чтобы в дальнейшем даже не возникала мысль о покушении на какие-то коррупционные вещи и преимущества в пользу кого-то. Ведь в этой сфере предоставление даже небольшого преимуществ дает возможность обогащаться и извлекать выгоду на миллионы и миллиарды тенге».