«Отставка правительства – это самый легкий вариант»: Чего ожидать от послания Токаева

Глава государства Касым-Жомарт Токаев анонсировал, что послание этого года затронет в основном социально-экономические темы. Проблем здесь накопилось немало, в обществе даже есть ожидания отставки правительства либо некоторых министров. Свою версию развития событий представил политолог Данияр Ашимбаев в интервью корреспонденту ИА «NewTimes.kz».

Фото ИА «NewTimes.kz»

По словам эксперта, несмотря на некоторые ожидания в обществе, отставка правительства – это самый легкий вариант.

«На данный момент Алихан Смаилов как премьер-министр очень слабый, но альтернатив ему мало. На самом деле, вопрос даже не в премьере, а в системе принятия контрольных решений. Если жестко контролировать исполнение госпрограмм и бюджета, то и нынешнее правительство может заработать лучше, а пока у него просто нет стимула и желания», — заявил Ашимбаев.

Проблема в том, считает политолог, что на данный момент практически нет фигур, которые могли бы возглавить правительство, улучшить работу исполнительной власти и имели бы какую-то адекватную экономическую стратегию.

«Практически все фигуры, которые обсуждаются — это носители идеологии и культуры неисполнения программных документов. Поэтому замена правительства сама по себе никакого смысла не имеет. Да, президент анонсировал осенние кадровые перестановки, но это не означает, что они будут сделаны именно 1 сентября во время послания. Скорее всего, они будут растянуты во времени, ведь глава государства уже показал, что не любит менять все пачками. Возможно, кто-то уйдет в октябре, кто-то в ноябре и так далее. Но, я сомневаюсь, что он сейчас сразу всех скопом поменяет», — высказался аналитик.

По его мнению, сегодня имеются серьезные нарекания в адрес министерства труда и социальной занятости населения, которые могли бы найти свое отражение в послании.

«Глава ведомства Тамара Дуйсенова работала в этой должности уже несколько раз, при этом особых достижений ей приписать сложно. Сейчас ведомство больше занимается социальным обеспечением, нежели регулированием рынка труда. Рынок труда — это не просто пристраивать безработных, это также вопросы, связанные с функционированием промышленности и сельского хозяйства, которые находятся в других ведомствах», — пояснил он.

В стране недавно приняли программу повышения доходов населения до 2025 года, в ее рамках заместитель премьер-министра Ералы Тугжанов обещает создать 2 млн рабочих мест.

«Но мы помним, что по той же Дорожной карте занятости президент неоднократно ставил вопрос о том, что создаваемые рабочие места в основном временные, либо фиктивные. В начале лета была проверка счетного комитета, который сообщил, что по сути никаких рабочих мест не создано. Даже назывался факт, когда правительство сообщило, что некое предприятие активно работает, а по данным счетного комитета оказалось, что оно прекратило деятельность еще 2 года назад. То есть, мы видим, что правительство живет в мире своих цифр и в нем все программы выполняются, все создается, запускаются новые производства», — пояснил Ашимбаев.

В целом, по его мнению, в стране сейчас сложилась ситуация, когда правительство живет в мире фиктивной статистики, и по разным документам практически нет каких-либо форм публичного обсуждения, отчетности и открытого подведения итогов.

«В таком случае результативность государственной экономической политики стремится к нулю. Мы помним, что в течение многих лет не проводились слушания по госпрограммам, не подводились никакие итоги. Получается, что одна госпрограмма заканчивается и далее принимается новая. Ни работы, ни отчетности, ни обсуждения нет. Проекты, которые периодически возникают, например строительство тех же оптово-распределительных центров, они очень бюджетоемкие и изначально с отсутствующим смыслом. И потом сказать, чтобы что-то изменилось было бы очень сложно», — считает эксперт.

На портале «Открытые НПА» уже появился проект бюджета на следующий год, где видно огромное количество бессмысленных расходов, продолжил он.

«При этом недавно появившиеся поправки в бюджетное законодательство дают правительству еще больше автономности в этих вопросах. Если раньше можно было 5% средств в рамках бюджетной программы перекидывать туда-сюда, потом 10%, сейчас предлагается увеличить до 15%. Получается, что внутри бюджета исполнителям даются огромные полномочия для перекидывания денег из одного кармана в другой. При этом какой-либо отчетности мы не видим», — подчеркнул аналитик.

На деле получается, что какие бы планы не ставились, отсутствие системы и культуры их исполнения превращает все это в труху, посетовал он. Потому что все понимают, независимо от того, что написано в госпрограмме, потом можно будет все подкорректировать и подогнать бюджет.

«А даже если ревизоры установят нарушения, то на это можно никак не реагировать, потому что по ним редко бывают организационные выводы или уголовные дела. Поэтому в условиях отсутствия системы жесткого контроля качества работы правительства, смысла в каких-либо стратегических изменениях нет, так как никто не заинтересован в результатах. На мой взгляд, это ключевой момент проблемы экономической политики», — отметил политолог.

Читайте также: Политолог о предстоящем послании президента: «Токаев не привык замалчивать острые темы»

В целом получается, что каждое министерство отвечает по отдельности за каждый отдельный блок, а общий результат растворился между ведомствами и акиматами, добавил он.

«Поэтому власть было бы неплохо консолидировать, чтобы правительство и акиматы работали не по отдельности, а в связке. Иначе получается, что правительство создает определенные проблемы, а виновными называют акиматы, хотя за экономику в целом отвечает именно Кабмин. Поэтому каждый раз говорить, что виноваты акиматы — это достаточно глупо. Их работу нужно синхронизировать, от чего те и другие уклоняются», — пояснил Ашимбаев.

В Казахстане какую сферу не «копни», везде есть проблемы, поэтому у президента довольно широкий диапазон для акцентов или критики во время послания, считает эксперт. Особенно серьезно стоит вопрос с дисциплиной и качеством исполнения госпрограмм и национальных проектов.

Сегодня, по словам Ашимбаева, администрация президента многие вопросы держит на контроле. При этом общественность видит нелицеприятные отчеты счетного комитета, материалы ревизионных комиссий, даже депутаты немало острых вопросов поднимают, но правительство практически не реагирует, регулярно перекладывая вину на какие-то внешние факторы.