В разгар болдинской осени российские музыканты перебрались в Алматы. В мегаполисе на днях открылся первый профессиональный джаз-клуб, прародителем которого стал джазовый центр Ever Jazz из Екатеринбурга. Что же привело в наш город иностранных любителей импровизации в разгар частичной мобилизации в России, выясняла собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Нелли Адаменко.
Среди тех, кто обосновался в алматинском джаз-клубе, гитарист Антон Антонов — уроженец Уфы, который ранее играл в джаз-бэнде.
«Приезд в Алматы — вопрос идеи. Потому что мне, молодому человеку, тяжело существовать в такое время, — признался Антон. — Я хочу жить в свободном мире и быть там, где тихо и спокойно, и делать то, что мне нравится».
Директор джаз-клуба Ever Jazz в Екатеринбурге Ирина Щетникова призналась, что нынешний приезд в Алматы для нее далеко не первый.
«Всегда, когда нахожусь в вашем городе, чувствую тепло и отзывчивость людей. Алматы очень гостеприимный и дружелюбный город. Вот и недавно, когда я прогуливалась в парке им. 28 гвардейцев-панфиловцев, ко мне подошли местные девушки и угостили шоколадкой. Это было очень трогательно и приятно! Привлекает, что в вашем городе насыщенная культурная жизнь. Здесь есть музеи, великолепные музыкальные и классические, экспериментальные театры, филармония…И единственное, чего здесь только не хватало, — джаз-клуба! Он призван стать катализатором музыкальной жизни в городе и будет способствовать появлению здесь конкурса авторского джаза, который многие годы уже проходит в России. Мы надеемся, что и у вас также появятся фестивали, проекты с детьми, которые обучаются джазовому мастерству в музыкальных училищах. Сегодня в Екатеринбурге все больше молодых людей профессионально увлекается джазом. За последние годы в нашем городе в разы увеличилось количество детей, поступающих в колледжи с джазовым направлением. Одаренные ребята успешно участвуют во многих как российских, так и международных конкурсах», — отметила Ирина Щетникова.
«Люди, которые приходят в джаз-клуб, разного уровня образования, разных возрастов — от 20 до лет 80 лет. На наших концертах даже отмечались золотые свадьбы, — делится Глазырин. — Джазовая музыка — музыка свободы, импровизации, которая не признает никаких рамок. Это живая и саморазвивающаяся музыка. Ведь на каждом концерте, как в некой звуковой лаборатории создается новое произведение. Здесь могут встречаться незнакомые музыканты из разных стран и тут же на ходу на сцене рождать удивительные мелодии. Любителей джаза объединяет любовь к нестандартным ритмам, импровизации. Когда ты сидишь за своим столиком, понимаешь, что за соседним — человек, с которым всегда есть о чем поговорить».
По мнению Глазырина, сегодня всем нам важно в любой ситуации иметь свое мнение. И именно джазовая музыка позволяет делать это в отношении многих вещей — в культуре, политике, в целом в жизни.
«Настоящая свобода — это когда ты не присоединяешься к общему хору, который кричит, что это хорошо, — считает российский продюсер. — Мнение большинства не всегда означает, что это правда».
В джаз-клубе Ever Jazz будут выступать российские джазисты Ростислав Голивец, Денис Сон, Александр Рудовский. К ним присоединятся звезды казахстанской джазовой сцены Ирэна Аравина, Диана Макина, Гаухар Саттарова, Вадим Оленин. Пока это будет на одной из ресторанных площадок Арбата.
Но до конца этого года у клуба появится собственная площадка, где будут проходить концерты не только по вечерам, но и днем.
Джазовая вокалистка, музыковед Ирэна Аравина уверена, что основная миссия джазового клуба — поддержка молодых музыкантов, которые получат возможность творить и ошибаться, чтобы в итоге создавать гениальные композиции.
«Первый джаз-клуб открылся в Алматы в 60-е годы, — говорит Ирэна. — Впрочем, эта музыка в те годы набирала популярность по всему Советскому Союзу. Сюда, в наш город, по распределению приезжали музыканты из Москвы, Горького, Тбилиси. Алма-Ата в буквальном смысле слова была охвачена джазовой лихорадкой. Это стало самым популярным местом в городе. В клубе можно было обмениваться информацией, записями, энергией. Но сегодня джаз в городе не так популярен, как бы того хотелось. Конечно, в городе время от времени проводятся фестивали, концерты, но все это разрозненные попытки. Теперь все мероприятия объединяться в стенах джаз-клуба».
В ближайшее время в Алматы планируется организовать гастроли Kiki-джаз-оркестра, который как раз выступает в новоорлеанском стиле. Сюда также приедут известные солисты из Америки и Европы.
Ирэна считает, что музыка и военные действия — две несовместимые вещи.
«Во время второй мировой войны было решено отправить на фронт многих музыкантов, — говорит Аравина. — В том числе коллектив известного американского оркестра Гленна Миллера. Он записался добровольцем на флот. Однако из-за возраста его прошение было отклонено. Тогда он предложил Минобороны создать армейский оркестр для работы в войсках. Предложение джазмена было принято, и оркестр выступал в войсках, а также принимал участие в серии пропагандистских музыкальных радиопередач для немецких войск. Как известно, джаз был запрещен в нацистской Германии. 15 декабря 1944 года Миллер вылетел во Францию. Самолет так и не достиг пункта, его след затерялся где-то над Ла-Маншем. Ни тело музыканта, ни остатки самолета так и не были найдены».
Его назвали героем, а оркестр — легендарным, добавила джазовая вокалистка. Есть предположение, что Миллер все же добрался до Франции, но был серьезно ранен и не мог стоять, чтобы дирижировать оркестром. Миллер решил себя как бы заживо похоронить. Все это очень грустно, так как музыка призвана нести важную весть людям, что мы созданы для высшей цели, а не для военных конфликтов.