«Дочкин папик». Премьера спектакля под таким названием состоялась в независимом экспериментальном театре «Арт-убежище Bunker». По аналогии со скандальным романом Владимира Набокова «Лолита». Как и сам легендарный роман, постановка вызвала неоднозначные оценки. Как относится к любви 18-летней девушки из детдома и 40-летнего гениального программиста, разбиралась собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Нелли Адаменко.
Я отправилась в экспериментальный театр. Представление начиналось поздно вечером, и найти «Арт-убежище» оказалось непросто. Путеводитель 2ГИС и парочка экстравагантных молодых людей привели меня в один из темных алматинских дворов. Тусклый красный фонарь освещал лестницу, ведущую в подвал. Как выяснилось, здесь и обосновался театр.
Обстановка в «Арт-убежище Bunker», честно говоря, не располагала к приятному времяпровождению. Поднять настроение, судя по всему, должно было употребление алкоголя, который разливали всем желающим в небольшом буфете. В зал зрителей пригласили нетрадиционно. «Роль» звонков на спектакль «исполнили» двое в стельку пьяных персонажей, которые, как выяснилось позже, оказались занятые в спектакле артисты.
Такая предварительная моральная подготовка к просмотру спектакля оказалась весьма кстати. История любви наркомана со стажем и девушки с неокрепшей психикой сопровождалась сценами бурных возлияний горячительных напитков, употребления наркотиков и последующих за этим отвратительных драк. Картину «маслом» дополняли бесконечные маты.
Как выяснилось, «Дочкин папик» — не первая пьеса драматурга и актрисы Алиной Абилкаламовой. Ученица Рашида Нугманова стала автором сценария постановки «Сеанс», который стал победителем пятой культурной премии «Тикетон» 2022 года. А ее пьесы «Связной», «Праздник любви», «Самурай и Сасай» запомнились зрителю своей оригинальностью. В нынешнем спектакле Алина также поставила хореографические номера и исполнила роль запойной дамы.
Алина Абилкаламова:
«В пьесе нет ни одного выдуманного слова. «Дочкин папик» — документальная мелодрама, созданная на основе личной переписки реальных людей.
Главный герой пьесы — друг из моей ранней неформальной тусовки – гениальный программист, сибирский диссидент и последний панк — Слава Ощинский. Мы познакомились со Славой, когда я училась в Томске. Потом наши пути разошлись. Но, когда я приехала в Алматы, мы стали с ним переписываться. Он был со мной откровенен, потому что я пыталась его понять. Последнее, что Слава мне написал – «у меня нет ни одного близкого человека»…Главный герой Ощ согласился на очень смелый эксперимент: написать пьесу своей жизнью. Он решил сыграть роль «адепта света» — человека, который своими поступками пытается взломать матрицу, хакнуть эту реальность для того, чтобы «великая несправедливость превратилась в невиданное в этом мире добро».
«Мы больше месяца работали над этой постановкой, когда пришло известие, что Ощ умер. Его во время путешествия автостопом сбила машина на трассе. Он очень хотел приехать в Алматы, но не дожил до премьеры каких-то две недели. Мне очень жаль, что Слава не увидит спектакль. Его смерть полностью перевернула мое восприятие текста пьесы и понимание главного героя. Многие вещи зазвучали по-другому».
— Честно говоря, на меня эта история произвела впечатление некой безнадежности и полного отторжения того, что я увидела на сцене… Что вы хотели сказать этой постановкой?
Алина: — Мы хотели рассказать о том, какой бывает любовь в одиночестве. У него высшее образование, богатый интеллект. У нее за плечами только детский дом. Их объединяет щемящее чувство непонимания, некое отчаяние, тоска. Они хотят помочь друг другу, но в итоге только глубже загоняют себя в эту ситуацию. Я считаю, что эта постановка рассказывает о том, что благими намерениями вымощена дорога в ад. Он хотел ее спасти и в итоге сгубил. Это хорошо видно по ходу пьесы. В начале истории девочка стремилась к лучшей жизни, мечтает уехать из Зыряновки в Москву, выучиться. Она не употребляла алкоголь, наркотики…
Алина: — Я не вижу здесь никакой аналогии. Роман «Лолита», на мой взгляд, самый большой обман в истории литературы. Маленькая девочка предстает перед читателем некой соблазнительницей. Но мало кто понимает, что история эта написана взрослым мужчиной, готовым выставлять ее в таком виде. У нас героиня уже совершеннолетняя и по своему развитию к тому же значительно опережает своих сверстников. Она всячески хочет помочь Ощинскому, стремится вытащить его из наркотического омута. Но, к сожалению, в итоге, сама приобщается к этому злу.
Артур: — Когда я вижу связь между взрослым мужчиной и девочкой, практически ребенком, это ненормально. Тем более, если этот мужчина еще и злостный наркоман. Мы хотели показать зрителю, что это не то, к чему нужно стремиться. Надеюсь, у нас это получилось.
Алина: — Набоков не хотел, чтобы его роман считали порнографическим. Писатель характеризовал произведение так: «Это книга о печальной судьбе ребенка: вполне обыкновенной маленькой девочки, захваченной отвратительным и бессердечным человеком». Ощинский — не извращенец, не отрицательный персонаж, а скорее запутавшийся в себе человек, который хватался за любовь к юной девушке как за соломинку. К счастью, с героиней моей пьесы сегодня все нормально. Общаясь с ней, я поняла, что, несмотря на все жизненные передряги, она сумела остаться добрым и искренним человеком. Она вышла замуж, родила ребенка. Я надеюсь, что это на нее хорошо повлияет. Кстати, во время январских событий она решила, что мне нужно спасаться, писала, приглашала приехать.