Первопроходец в современном искусстве Казахстана

31 декабря 2008 года ушел из жизни легендарный казахстанский художник с мировым именем — Рустам Хальфин. В память о нем автор ИА «NewTimes.kz» Ася Нуриева публикует этот материал из книги «Арт Атмосферы Алматы».

Фото Абликима Акмуллаенва из архива ZITABL

Разряд высокого напряжения исходил от его картин, рисунков, фотографий, объектов и, главное, от него самого, обладавшего тем, что уже давно растеряли и о чем позабыли другие художники, а именно страстью.

Когда в галерее «Тенгри-Умай» открылась персональная выставка Рустама Хальфина, ощущение некоего взрыва после зимней спячки было у многих.

Рустам плакал. Нет, не плакал, а беззвучно рыдал во время открытия выставки, пока о нем говорили ораторы. Это был плач из запредельного. Это были невысказанные слезы художника, чья жизнь была всецело отдана искусству.

Так сложилось, что художник, чье творчество выстроено из непрерывного диалога с европейской культурой, только теперь, возможно, будет представлен на Венецианской биеннале.

Время все расставляет по своим местам. И это мы видим на примере его жизни, на наших глазах обретающей легендарное значение.

На открытии говорили о том, что Хальфин, презрев все «человеческое» в себе, сумел достичь в своем искусстве такого потрясающего результата, ценой каких жертв и усилий, знает только он сам.

Его работы светятся так же, как светятся его удивительные глаза. И это может почувствовать самый неискушенный зритель, которому неведомы понятия и термины, из которых вырастало и которое порождало само его искусство, такие как «прибавочный элемент» или «пулота».

Мне вспоминается текст Владимира Стерлигова из его манифеста о том, что он, прежде чем подходить к живописи, призывал в себе культивировать чистое дыхание, основанное на сознании верующего человека. И хотя Рустам считает себя атеистом, он, безусловно, обладает этих дыханием.

Эпатаж никогда не был целью его искусства, как это было сказано в одной из наших бойких телепередач. А было лишь стремление поймать истину, которая, возможно, существует вне рамок субъективности.

— Как все начиналось, Рустам?

— Я начинал с Корбюзье. Его слова о том, что через один натюрморт можно передать идею всего мира, стали ключевыми для меня и моего творчества. Я начинал учиться в Алма-Ате и на третьем курсе перевелся в Московский архитектурный институт.
Мое настоящее увлечение живописью началось в 1985 году. Я только что приехал из Ленинграда, где занимался под руководством Геннадия Зубкова по системе Стерлигова. Вернувшись в Алма-Ату, начал проводить занятия прямо у себя дома. Это же нормально. Ходили и Боря Якуб, и Саша Ророкин, и Аблай Карпыков, и Назипа Еженова. Была определенная программа, выработанная Стерлиговым с 1926 года в ГИНХУКе.

Методика была отработана. Три способа формообразования: деление, формовычетание, форма делает форму. Если Стерлигов брал за основу своего творчества чаше-купольную систему, основанную на христианстве, то мне хотелось бы взять за основу культуру кочевников и создать нечто свое. И я уже знаю, что можно взять за ее основу. Но я хотел бы подчеркнуть, что меня волнует не противопоставление, а соприкосновение этих традиций и взаимное дополнение друг друга. Если Стерлигов брал сакральный, подчеркиваю, купол, то у нас юрта, обычный дом кочевника. А понятию чаши в его чаше-купольной системе у нас соответствует пиала.

— В основу этой выставки привезены работы, которые долгое время находились в Москве. Кто же сумел-таки вернуть их автору?

— Владимир Филатов, наш герой.

— Из каких работ или серий сложилась эта выставка?

— Здесь есть несколько сильных вещей. В частности, три работы из серии «В честь Веласкеса». Я даже такую выставку хотел сделать в Москве, но не успел. Здесь я умудрился переплюнуть даже Пикассо.

Если в первой работе из этой серии мы еще видим инфанту и придворных дам, то во второй уже все растворилась, остался лишь намек на силуэты и занавес. Здесь нет ни инфанты, ни придворных дам. Третья же работа являет нам пример почти полного исчезновения. Все свелось лишь к двум тонким и абстрактным цветным линиям.

— Почему Веласкес?

— Магия его искусства велика.

— Тема размытости и раздробленности современной культуры нашла свое продолжение в вашей серии «Осколки».

— Серия «Осколки» пришла мне в голову в то время, когда я колол грецкий орех. Я же вообще собирал тогда осколки. И, как теперь мне кажется, этим я притянул к себе болезнь.

— Затем был «Глиняный проект» из Евразийского проекта и драматичная история галереи LOOK.

— Это одна из лучших моих работ. «Фигура расчлененного героя — метафора разобщенности людей в сегодняшнем мире и, в частности, нашего художественного сообщества. Она призывала к консолидации, осмыслению ситуации и выработке стратегии, которая могла бы достойно представить Казахстан международному культурному сообществу».

Мы с Жорой (Георгий Трякин-Бухаров — прим.), конечно, это сделали, но не сумели сохранить. Это была такая боль, которая и спровоцировала мою болезнь.

Я ведь сам ломал, нанимал рабочих и свое произведение превратил в мусор буквально за один день! Вообще, ужасно. И все эти слова, что «надо было отнестись философски», — это всего лишь слова. Когда полгода строил, а потом ломал... Я, вообще, по знаку зодиака Весы, стараюсь все решения принимать взвешенно, но в этом случае не получилось. Хозяева помещения, где находился мой объект, начали повышать арендную плату. Грант закончился. Искусство никаких денег не давало. И я, не выдержав, написал в газету. Это было последней каплей, и они, хозяева, на меня жутко обиделись. Но я не дипломат. Я не умею подлизываться, подхалимничать. И эта моя жесткость... Ситуация нас загнала в угол. Первый инсульт был после того, как я поломал фигуру.

— Можно ли назвать вас верующим человеком в понятии Владимира Стерлигова?

— Нет, я атеист.

— Бойс, Подорога — как каждый из них повлиял на вас?

— В истории с Бойсом для меня была привлекательна история о том, как он из врага превратился в друга. Бойс — мастер великий. Ну а вообще, я носил, подражая ему, широкополую черную шляпу.

Подорога для меня — очень значимая фигура. Он мой антипод. В своем символическом письме к Подороге я перечеркнул его текст. Он очень глубокий мыслитель. Но я слову не очень доверяю.

— Как возник термин «пулота»?

— Это мой неологизм. Но придумал это не я. Господь Бог через меня.

— Расскажите о серии рисунков, представленных на выставке.

— Все свои работы я начинаю с рисунков. Эти рисунки выбрал Мезиано для Венецианской биеннале. Вместе с рисунками здесь представлены три фотографии, сделанные Репинским. Это «пулота», «щепоть» и «палочка». В этих рисунках заложены идеи моих живописных работ.

— Кроме живописи и рисунков, на выставке представлена ваша видеоработа «Любовные скачки». Почему только одна эта работа?

— Потому что мне за нее не стыдно. Это была единственная работа, которой я остался доволен.

— На открытии говорили о том, что вы, презрев все «человеческое» в себе, сумели достичь в своем искусстве такого потрясающего результата.

— Не верьте. Это все вранье. Ничего я не достиг. Я многого не успел.

— Сложилась бы ваша карьера как-то иначе, если бы вы остались жить и работать в Москве?

— Большие города — это большие соблазны.

— Как вам кажется, проиграли ли мы эту «Охоту на мамонта»* в нашем недолгом пути по так старательно вытоптанной вами тропе к интеграции в художественное мировое пространство? Почему так быстро рассыпалось то, что строилось с таким трудом?

— Материя не может вечно находиться в одном и том же состоянии. Она имеет свойство рассыпаться и трансформироваться. Это закономерный процесс. Другое дело, что для большой материи нужно большое дыхание, а нам его не хватило.

Фото Абликима Акмуллаева из архива ZITABL