В период, когда мы живем в нескончаемом потоке информации, когда через мессенджеры сиюминутно можно отправлять сообщения на другой конец света, как соблюдать информационную гигиену? И, что важнее, как не верить ложной информации, которую особенно любят присылать в различные чаты? Редакция ИА «NewTimes.kz» решила разобраться в вопросе, почему некоторые юзеры так верят фейкам и рассылают ложную информацию. В этом нам помог заместитель президента ассоциации психологов Казахстана Нурлан Нургазиев.
Ассоциация психологов Казахстана была создана в 2000 году для оказания психологической помощи населению. В данное время в ее составе свыше 500 психологов из различных регионов страны. Все они прошли послевузовское обучение и переподготовку в различных техниках и специализациях. Ассоциация принимает участие в проекте «Бақытты отбасы» и проводит обучающие циклы и практические семинары для сотрудников местной исполнительной власти, судов и НПО.
Фейки будоражат общественное мнение, отметил заместитель президента ассоциации, особенно если люди психологически не подготовлены.
— Почему люди склонны верить непроверенной информации и зачастую рассылку в чате принимают за истину?
— Людям постоянно приходится решать, доверять или не доверять информации, которую они получают. И нередко их суждения оказываются ошибочными. Одна из причин этого — эффект иллюзии правды, которая возникает при повторе информации. Ведь одна и та же новость может повторяться не один день. Кстати, на этом эффекте строится реклама, а также пропаганда и распространение различных фейков.
Даже СМИ порой отражают недостоверную информацию, но большинство людей привыкли доверять данным из этих источников и принимают эти сведения за чистую монету. Нам даже не приходит в голову, что СМИ порой выдают непроверенную информацию или искажают факты. Поэтому на наших курсах мы учим слушателей полагаться на свое мнение, слушать здравый смысл и интуицию. Ведь если каждый человек будет добросовестно заниматься своим делом, прислушиваться к разуму, общество сможет, таким образом, более эффективно противостоять фейкам, харрасменту, буллингу и моббингу.
— Как в век интернета и доступности информации бороться с фейками? Есть ли методы информационной гигиены?
— Для эффективной борьбы с заведомо недостоверной информацией необходимо объединение усилий всех участников средств массовой информации, их руководства, а также развитие культуры фактчекинга — тщательной проверки информационных данных на достоверность и правдивость.
Иногда СМИ сами могут ошибаться и публиковать новости из непроверенных источников.
Также есть понятие «дипфейк» (глубинная подделка) — относительно новый способ введения людей в заблуждение, получил распространение с появлением цифровых нейросетей — программ, которые могут подделывать что угодно (голос, внешность или заменить на фото или видео лицо человека).
Выходом здесь является ужесточение норм о распространении заведомо ложной информации. Взять, к примеру, опыт Германии, где за распространение ложной информации издание могут наказать штрафом свыше 50 млн евро, а за клевету с использованием СМИ грозит лишение свободы сроком до пяти лет.
Строгие меры — самая эффективная преграда для распространения фейков для тех людей, которые пытаются вводить в заблуждение общество.
— Как взрослому сознательному человеку отличить ложную информацию? Зависит ли это от типа личности?
— Если человек тревожно-мнительный, то, конечно, он будет подвержен восприятию ложной информации. Как проверить, является ли информация ложной? Нужно сначала проверить источник — веб-адрес страницы. Также важно оценить автора, найти о нем информацию в интернете: какой он, заслуживает ли доверия, какова его репутация. Проверить другие источники, что сообщают об этом событии другие авторитетные новостные СМИ. Также нужно сохранять критическое мышление: многие фейковые новости составляют с целью спровоцировать сильные эмоциональные реакции, например, страх, гнев, агрессию. Надо сохранять критическое мышление и спрашивать себя: а с какой целью написана эта статья?
Проверить статью на множество фактов: приводятся ли в статье данные, статистика, цитаты экспертов. Если все это отсутствует, то задайтесь вопросом «Почему?». Также нужно оценить комментарии к материалу. Реальная, на первый взгляд, статья или видео может не иметь комментариев. Часто ссылки и комментарии могут создаваться ботами, здесь нужно подключить интуицию: одинаково ли написаны комментарии? Есть ли ощущение, что это написал реальный человек, а не бот? Существует еще оценка собственных убеждений — интуиция. Чем больше информации из разных источников и разных точек зрения получает человек, тем выше вероятность сделать разумные выводы.
— По вашему мнению, с точки зрения поведения людей, в чем причина возрастания фейковых новостей и нелепых слухов в кризисные моменты?
— Одним из основных факторов появления фейковых новостей является элементарная погоня за сенсацией некоторых журналистов. Фейковые новости распространяются вследствие экономических, коммерческих, финансовых либо даже политических интересов. Также одной из причин распространения фейковых новостей в социальных сетях является отсутствие какой-либо проверки фактов их пользователями. Поэтому мошенники действуют так открыто и нагло. Отсутствие наказания порождает вседозволенность.
— Есть немало сторонников теорий заговора. Как, по вашему мнению, это связано с психическим здоровьем человека?
— Вере в теорию заговора подвержены не те, кто не получил никакого образования или, скажем, люмпены. Напротив, это люди, которые обладают базовым образованием, имеют общее представление о структуре исследования. Как правило, они считают себя неплохо эрудированными и способными делать самостоятельные выводы, умеют читать, искать информацию. Однако когда пытаются осознать какие-то непростые вещи, не повышая систематически уровень собственного образования, то пользуются готовыми точками зрения других людей, которые можно найти в Интернете. Также вера в теорию заговора может быть связана с другими факторами, например, уровнем повышенной тревожности, невротическими состояниями.
— Есть мнение, что старшее поколение больше верит непроверенной рассылке в чатах? Так ли это? Если да, то с чем связано?
— Старшее поколение больше подвержено влиянию верить фейкам, ведь привычка верить всему, что пишут средства массовой информации, только способствует этому. Это доверие к СМИ берет начало еще с советских времен. Пожилые люди привыкли верить телевидению, газетам, радио. Фейковые сообщения они также воспринимают, как и обычные новости. Не будем забывать, что одиночество делает эту группу людей информационно уязвимой: в условиях информационного вакуума иногда единственным источником общения для пожилых людей становятся мессенджеры или социальные сети, поэтому люди старшего поколения очень часто становятся жертвами манипуляторов.