С триумфом вернулся из Астаны Almaty Youth Jazz Band. Известный коллектив юных исполнителей джазовой музыки принял участие в международном Джазовом фестивале Astana Jazz Fest. Руководитель коллектива, отличник образования Республики Казахстан, член-корреспондент международной джазовой ассоциации преподавателей джаза Тагир Зарипов рассказал собственному корреспонденту ИА «NewTimes.kz» Нелли Адаменко о своем коллективе, который известен среди любителей джазовой музыки не только в Казахстане, но и далеко за пределами нашей страны.
— Ваши впечатления от выступления на Дне столице?
— На фестивале мы выступали вместе с мастерами джаза из таких стран как Франция и Нидерланды. И было безумно приятно, когда выход моих воспитанников то и дело прерывался аплодисментами. Мы подготовили программу, состоящую из самых лучших наших композиций. Были и очень сложные произведения и те, которые любят публика, — например «Текила», мелодии из мультсериалов. Сегодня не все понимают джаз и наша задача в том, чтобы зритель не заскучал. Поэтому исполняем и фанк, и рок, и свинг, и джаз-рок.
Мы и сами постоянно проводим фестиваль в Алматы. Благодаря этому о казахстанском джазе заговорили в США и странах Европы, а Алматы превратился в новую точку на мировой карте джазовой музыки. Если бы не два года пандемии, в этом году у нас был бы уже 25- юбилейный фестиваль.
— Сначала я организовал оркестр, с которым мы впервые отправились в 1998 году в Нью-Йорк на международную конференцию преподавателей джаза. Годом ранее мы уже вступили в эту Ассоциацию. Туда и отправили 20-минутный диск с нашим выступлением, который понравился. А в 2001 году открыли музыкальную школу. Потом перешли под крышу Дворца школьников, где мы находимся и поныне.
Сначала к нам приходило немного ребятишек, так как мы ориентировались на оркестр – бигбэнд, состоящий из 20 человек: 5 саксофонов, 4 тромбона, 4 трубы и ритм группа. Через нашу школу прошли многие музыканты, которые сегодня хорошо известны в Алматы и за пределами мегаполиса. Уже из взрослых ребят, которые обучались у меня известный музыкант Чингиз Даулетбаев организовал бигбэнд. Там работают и наши гитаристы, и тромбонисты.
В нашей школе, как мы говорим, сошлись звезды. Это одаренные и талантливые дети, и блестящие педагоги, которые являются настоящими профессионалами своего дела. Мало просто увлечь ребенка красивой мелодией, здесь еще важны и педагогические способности наставника. Даже сложно представить, сколько всего нужно запомнить ребенку, который еще даже и в обычную школу-то не пошел. Ему одновременно нужно выучить ноты и правила, познакомиться с ритмом, наладить игровой аппарат, научиться читать с листа.
В нашей школе, которая к слову, считается государственной, проходят такие предметы, которых нет в классических музыкальных школах. Джазовый музыкант может классику сыграть и джаз. А вот исполнители классики, на это, увы, не способны.
— Тагир Михайлович, какую методику преподавания джаза вы используете?
— Я привез и привожу из Америки много литературы и учебников по теории джазовой музыки, которую сам и перевожу. По ней обучаются и младший состав и средний и взрослый составы школы. У нас такой литературы н никогда не было, да и сейчас нет.
Также на Джазовой конференции в Штатах я подружился со многими музыкантами, которые пишут джазовую музыку. Для участников там бронируются самые престижные гостиницы с залами на 3 тыс мест. Туда приглашаются мировые звезды джаза, которые каждый вечер там выступают, а также дают мастер-классы. Нам посчастливилось насладиться выступлениями таких топ джазовых музыкантов, как Артуро Сандоваль, Майкл Брэкер, Пэт Метени, ансамбль Дэйв Холланд. К нам относятся в Америке с большой любовью, и музыканты охотно делятся своими нотами. В Штатах со мной всегда рядом моя дочь. Помимо того, что она прекрасно поет и ведет в нашей школе вокал, еще и прекрасно владеет английским. Так что мы делали запись всех этих мастер-классов.
— В вашем джаз-бэнде заняты только мальчики?
— Не только. Много и девочек. Например, они играют на трубе, тромбоне, саксофоне.
Кстати, когда мы были на конференции в Штатах, туда приехала команда из канадского города Квебек, где в оркестре играли только девочки. Они выступили блестяще, и я выпросил у девчат одну полюбившуюся зрителям очень красивую пьесу, которую мы также исполнили в Астане.
— Конечно, вся музыка красивая – и классика, и народные инструменты. Джаз — это стиль жизни, стиль общения, интеллект. Это красивая музыка, не знающая границ, наполненная страстью и изобретательностью. Естественно, если она исполняется профессионально и от души. Джаз для меня — смысл жизни, это мои ученики. Когда я закончил консерваторию, то не сразу посвятил себя джазу. Сначала работал в симфоническом, эстрадно-симфоническом оркестре радио и телевидения РК, где играл на трубе. Параллельно на полставки подрабатывал в музыкальной школе. Там у меня и возникла идея создать джазовый оркестр бигбэнд. В нашей школе учатся ребята от 6 до 17 лет. Из 228 выпускников школы — 102 лауреата, 45 дипломантов городских, республиканских и международных конкурсов, а 38 выбрали музыку своей профессией. У нас создан хор, где занятия ведутся на английском языке, ансамбль скрипачей. Есть классы фортепиано, скрипки, гитары, бас-гитары, ударных и духовых инструментов (труба, саксофон, тромбон, флейта), джазовый и эстрадный вокал.
Мы поставили пять мюзиклов, среди которых «Пираты», «Мы из Джаза», с которыми выступали в Казахконцерте, филармонии, других сценических площадках. Валентина познакомилась в Америке с автором этих мюзиклов. И сегодня он их нам присылает, а дочка переводит на русский.
Нас выбила из колеи пандемия. В 2019 году у нас все было готово, чтобы ехать в Нью-Йорк и выступать в Карнеги Холле. Мы уже оплатили гостиницу, авиабилеты. Но… К сожалению, у нас пока нет джазового училища. Поэтому после нашей школы многие ребята поступают в музыкальное училище, эстрадно-цирковую студию. Вот в этом году два моих мальчика закончили эстрадно-цирковую студию и поступают в академию Жургенова.
Мы стремимся каждый год проводить фестивали, на который мы привлекаем иностранцев, у которых джазовое искусство уже развивается больше ста лет. Во время мастер-классов ребята у них многому учатся. В этом году должен был состояться 25 – юбилейный такой фестиваль, но опять-таки из-а пандемии прошел только 23.
Фото из личного архива Тагира Зарипова