После 10 лет в Великобритании инженер стал собирать электромобили в Шымкенте

Мода на электрическую тягу не обошла стороной Шымкент. Трое энтузиастов пару лет назад создали мастерскую, где авто с двигателем внутреннего сгорания после долгих и сложных манипуляций превращается в электромобиль. Он появился намного раньше машин с ДВС. В 1837 году шотландец Роберт Дэвидсон собрал двухместную самодвижущуюся коляску с электродвигателем, работающим от одноразовой гальванической батареи. Несмотря на что работа штучная, электромобили ручной сборки обходятся гораздо дешевле аналогичной серийной продукции автозаводов. Такая трансформация в мастерской Нурсултана Сейсембаева обойдется в зависимости от модели-исходника в пределах 5 млн тенге. Об этом подробнее — в материале собственного корреспондента ИА «NewTimes.kz» Игоря Лунина.

Фото автора

«Чудес в механике не бывает, — уточняет руководитель проекта Нурсултан Сейсембаев. — То, что вы называете превращением, на самом деле требует полного переоборудования автомашины. От прототипа в общем-то остается только кузов, если нет желания привнести в экстерьер что-то индивидуальное. Процесс непростой, требующий специальных знаний и высокой квалификации. Но дело вполне выполнимое даже в условиях небольшой мастерской. Были бы специалисты, оборудование, ну и, конечно, большое желание».

Нурсултан вернулся работать в Шымкент после десяти лет учебы и работы в Великобритании. Инженер-механик по специальности электромобилями заинтересовался еще во время учебы.

«Первая Tesla, — рассказывает он, — которую удалось ощупать руками, произвела на меня неизгладимое впечатление. Практически бесшумная машина без привычного нам выхлопа с потрясающе плавным ходом и хорошей приемистостью. Этот показатель, кстати, долго был самым большим минусом электрических двигателей. Сегодня динамика разгона электромобиля вполне сопоставима с лучшими вариантами ДВС. Собранный нами электрический Ford Taunus разгоняется до 100 километров/час за шесть секунд! А видели бы, в каком состоянии машина была, когда попала в наши руки. Практически металлолом. Такие сейчас на утилизацию сдают. Автомобиль не только сменил силовую установку, но и был полностью восстановлен. Не считая того, что под капотом, внешний вид — как с заводского конвейера, только гораздо лучше. Внутри кожа и дерево. Получилось очень крутое ретро с начинкой из будущего. Все сделано руками наших мастеров, с любовью».

Последний по времени пик оптимизма фанатов электромобиля пришелся на предковидный 2019-й. Тогда эйфория захлестнула даже прагматичных китайских коммунистов: «Правительство КНР заключило соглашение с компанией Tesla о поставке до 2022 года 780 млн электромобилей. К концу этого года с автодорог страны должны полностью исчезнуть машины с ДВС». На дворе уже вторая половина 2023-го...

Дело, которое для Нурсултана изначально было скорее хобби, сегодня коммерчески вполне состоятельно. На продажу, кроме Ford, выставлены еще два электромобиля — BMW Z3 и раллевый BMW X1. Четвертый — Volkswagen Golf — ждет своего хозяина в качестве приза национальной лотереи Avto Loto. Есть первый зарубежный заказ. И сразу очень серьезный, что говорит о высокой репутации совсем молодого производства. Из Токио в Шымкент доставили Rolls-Royce 1991 года. Коллекционный экземпляр у нас превратят в электромобиль и восстановят салон. Дальше машина совершит путешествие в Бангкок, где проведут кузовные работы по индивидуальному заказу.

Преимущества автомобильных электродвигателей перед старым добрым ДВС Нурсултан считает неоспоримыми. Многие мировые автогиганты выпускают сегодня электромоторы и оборудование для установки на свои серийные машины. Во многих странах законодательно регламентировано такое переоборудование. Как говорится, были бы деньги. Ну и кое-что еще.

Инфраструктуры для электромобилей в Казахстане нет по причине их ничтожно малого количества, а мало по причине отсутствия законодательства.Собрать электромобиль можно и в Шымкенте. Но ездить на нем по дорогам страны будет невозможно. Установка электрической силовой установки на автомашины казахстанским законодательством не предусмотрена. В этой сфере юридическое правило «все, что не запрещено, разрешено» не действует. Все технические характеристики авто- и мототранспорта подробно прописаны, и инициатива в этом деле наказуема. Автомобиль ведь не только средство передвижения, но и источник повышенной опасности. Тут наши законотворцы, обычно бегущие куда-то впереди планеты всей, откровенно проспали.

Переоборудование ДВС с бензина на сжиженный газ можно сделать вполне легально и относительно недорого. Установить электродвигатель — нет. Проблему шымкентские энтузиасты электрификации автопарка страны решают в ручном режиме.

«Решили задействовать ресурс «Слышащее государство», — говорит Нурсултан. — Поехал в Астану. Был на приеме у нескольких ответственных руководителей министерства индустрии и инфраструктурного развития. Убеждал их с цифрами и фактами в руках, что переоборудование автомобилей на электрическую тягу необходимо узаконить. Разработать и ввести четкие техрегламенты. Делать это надо было вчера. Сегодня еще не поздно. Завтра нам придется опять догонять других. Меня услышали. Дальше пока без комментариев».

Зная скорость работы нашей государственной машины, придется набраться терпения. Иногда возникает подозрение, что работает она еще на паровом двигателе с соответствующим КПД. Но Нурсултан и его единомышленники смотрят в будущее с оптимизмом.

«Оно, — уверен Нурсултан, — все равно за электромобилем. Думаю, что это не такое уж и далекое будущее. Пока там решают и согласовывают вопросы их легализации, мы будем делать свое дело, потому что будущее не надо ждать. Его нужно приближать своим ежедневным трудом. Тогда мечты станут реальностью!»