Все еще нет жилищного кодекса: Эксперты о проблеме ипотечников и аренде квартир в РК

Сфера жилищных отношений на протяжении десятилетий продолжает оставаться одной из самых конфликтных в Казахстане. Как может изменить ситуацию новый жилищный кодекс, разбиралась собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Нелли Адаменко, поприсутствовав на круглом столе фонда развития парламентаризма в Казахстане. Встреча прошла с участием депутатов, общественных советов столицы и группы экспертов.

Фото ИА «NewTimes.kz»

В настоящее время в парламенте рассматривается проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам реформирования жилищной политики».

«Предлагаемые нормы проекта закона вызывают острую дискуссию в обществе, — начала заседание круглого стола руководитель фонда развития парламентаризма в Казахстане Зауреш Батталова. — Основная проблема в том, что социально значимые законы принимаются с минимальным участием граждан и организаций гражданского общества. В решении этого вопроса вполне может помочь наш фонд. Мы активно занимаемся вопросами жилищных отношений. Вместе с дольщиками, ипотечниками провели ряд исследований, дискуссий, адвокационных мероприятий. Была создана межведомственная комиссия, поддерживающая людей, которые насильно выселялись из жилья, когда заемщики оказывались неплатежеспособными. Помогали и дольщикам, вложившим свои средства в приобретение жилья, а в результате оказавшимся на улице».

По словам Батталовой, сегодня в Астане и других городах Казахстана уровень социального напряжения значительно ниже, чем это было несколько лет назад. Это достигнуто благодаря позитивным решениям в сфере законодательства и финансирования жилищных проблем. Были выделены средства для рефинансирования банковских займов, завершения объектов строительства. Следующие шаги должны быть направлены на то, чтобы в стране приняли соответствующий международным нормам и стандартам закон, обеспечивающий равную защиту граждан от принудительного выселения, влияния на них чрезвычайных положений, которые, в частности, возникли во время пандемии коронавируса.

«В 2020 году мы разработали первый проект внесения дополнений и изменений в некоторые законодательные акты по вопросам принудительного выселения, — отметила спикер. — В  2021 году фонд разработал  проект консолидированного закона о жилищных отношениях. Все эти документы согласовывались с госструктурами, парламентариями. Некоторые из них вошли в законопроекты, которые рассматривались в парламенте. Но основная часть, касающаяся права на достаточное жилище, до сих пор не регламентирована национальным законодательством».

Руководитель фонда развития парламентаризма в Казахстане подчеркнула, что Казахстан является единственной страной в Центральной Азии, в которой нет жилищного кодекса. В то же время он существует в Узбекистане, Таджикистане, Туркменистане и Кыргызстане.

«В 1997 году был принят закон о жилищных отношениях, и до сих пор не можем преобразовать его в жилищный кодекс», — уточнила она.  

Кандидат юридических наук, руководитель рабочей группы фонда развития парламентаризма в Казахстане Мереке Галиев изучал проблемы жилья в Центральной Азии, посетив практически все страны региона.

«Мы хотим решить важный вопрос о принудительном выселении из жилья граждан и принудительных отчуждениях жилья у предпринимателей, если там находится их объект недвижимости. Не секрет, что в каждом регионе возникают вопросы, которые так или иначе затрагивают право на жилье, будь то государственная очередь на квартиру, аренда жилья, его отчуждение или право ребенка на жилье. Мы хотим все эти вопросы регулировать в одном консолидированном законе. В первую очередь предлагаем внести поправки в закон о правовых актах. Наш жилищный кодекс построен на концептуально новой позиции. Казахстан ратифицировал международный пакт об экономических социальных и культурных правах, где по-иному понимается право на достаточное жилище», — выразил мнение спикер.

Дело в том, что само понятие на это право строится вокруг следующих важных компонентов: защита от принудительного выселения, произвольного разрушения, уничтожения жилища, свободный выбор и определение места жительства и передвижения, гарантирование проживания, институция жилья. Также важны такие моменты, как доступ граждан к благоустройству, питьевой воде, канализации, электроэнергии, позволяющие поддержать стандарты тепла, гигиены. Другими важными моментами являются физическая безопасность, защита от холода, сырости, ветра, других угроз для здоровья и рисков, связанных с дефектами строительства. Важно и место нахождения жилища, его доступность к социальным, медицинским, дошкольным и школьным учреждениям, а также безопасное расстояние от загрязненных, экологически опасных для проживания зон.

«В этом плане закон о жилищных отношений 1997 года морально устарел и не готов к тем новшествам и вызовам, которые сегодня будоражат наше общество. Это прежде всего закон о долевом и жилищном строительстве, закон о жилищном строительстве и сбережении РК», — отметил Галиев.

Представители фонда акцентировали внимание на правах бездомных граждан: любой человек имеет право на жилье вне зависимости от тяжелой ситуации, в которой  находится. 

 

Руководитель рабочей группы фонда развития парламентаризма в Казахстане обратил внимание участников встречи на ситуацию с одним из общежитий Уральска, где в комнатах отсутствуют канализация и туалеты. Санузел находится на первом этаже в удручающем состоянии. Отопление работает ужасно. По его словам, 85 процентов жильцов общежитий  Казахстана находятся в тяжелой жизненной ситуации. Получается, что у людей вроде бы и есть крыша над головой, но нет возможности элементарно согреться и помыться. В то же время городские власти не собираются решать эти вопросы, объявив их проблемами самих жильцов.  

«Но люди, что живут в таком жилье, не могут собрать 500 тенге, чтобы купить хлеб, элементарные продукты питания, не говоря уже о том, чтобы поменять канализацию и так далее, — акцентировал внимание на пробелеме Галиев. — Как депутат, я отправил несколько запросов уполномоченным по правам человека, акиму в отношении граждан, проживающих в неблагоустроенных общежитиях.  В ответ получил лишь отписки о том, что они не могут решить эти вопросы. Если отношение местных властей к жильцам не изменится, думаю, что это скажется на социальной напряженности в обществе. Очевидно, что без законодательного регламентирования статуса общежития, трущоб мы не решим проблемы жильцов. В проект жилищного кодекса нужно внести необходимость подготовки доклада о праве на достаточное жилище в РК, насколько им обеспечены казахстанцы в этом и следующих годах, то есть обнародовать, какой  в стране на данный момент жилищный фонд, какое у него состояние.

Мы ошибочно полагаем, что если у человека есть крыша над головой, у него нет других проблем. А как быть тем гражданам, у которых 75 процентов дохода уходит на погашение кредита в течение 25 лет? То есть вроде бы у человека есть жилье, но у него нарушаются другие права. В 2019 году мы были в Австрии и видели, что ежемесячная оплата  гражданина, который живет в апартаментах,  составляет 8 евро. Примечательно, что раньше там жил его прадед и в то время квартплата составляла примерно ту же сумму.  При этом собственник жилища не может поднять плату за аренду или выселить человека без его согласия. Вот так там защищаются права людей. У нас в стране ситуация другая. Казахстанское законодательство защищает арендодателей, а не арендаторов. Мы поднимали эту проблему в прошлом году, когда уклонившиеся от мобилизации граждане России приехали в Казахстан. Собственники квартир зачастую выселяли многодетные семьи, госслужащих в Астане и других городах, чтобы сдать квартиры россиянам и получить сверхприбыль, и тем самым нарушали права людей, которые там ранее арендовали квартиры».

Спикер также привел пример с недавним пожаром в хостеле Алматы, где погибли люди, учащиеся колледжей, которые не обеспечены жильем со стороны учебных заведений. Никто не заботился о пожарной безопасности. И подобные случаи, по его мнению, будут возникать, пока мы не начнем придерживаться международных стандартов.

«Мы предлагаем в новом законе отменить такие нормы, как принудительное выселение в отопительный сезон, непогоду, ночное время, во время государственных праздников, школьных экзаменов и перед выборами. Запретить принудительное отключение электроэнергии, водоснабжения, канализации за неуплату. Нужно различать недобросовестного исполнителя обязательств и добросовестного. Недобросовестный — тот, который является должником и скрывает свой доход и намерение оплачивать. А человек, который находится в тяжелой жизненной ситуации, у которого нет даже дохода, чтобы прокормить себя и свою семью, — другая история. Еще и лишить электроэнергии и других благ мы не можем и не должны, так как тем самым  нарушим его жилищные права. Мы предлагаем, чтобы закон о защите прав потребителей распространялся на наймодателей и нанимателей. Чтобы законом не нарушались права нанимателей жилища, и они не бежали покупать жилье за баснословные деньги, не боялись, что их  выселят на протяжении долгого времени. В Европе люди живут, арендуя жилье по 20-30 лет. При этом они не покупают его, потому что им это невыгодно», — резюмировал Галиев.  

В числе других предложений в жилищный кодекс представители фонда просят внести гарантию прав лицам, которые воспитывают детей-инвалидов. Таким детям должна выделяться дополнительная комната и чтобы эта площадь не считалась излишней. Граждане, которые имеют степени кандидатов и докторов наук, также должны иметь отдельные комнаты. Если мы не будем поддерживать наших ученых, то о каком экономическом развитии Казахстана может идти речь?

Фонд развития парламентаризма также предлагает лицензировать деятельность риелторов, чтобы они обязательно имели юридическое образование, стаж работы по своей специальности не менее двух лет и у них отсутствовала судимость. Их тарифы за услуги также должны быть регламентированы, как, впрочем, и штрафные санкции, которые они хотят взыскивать с услугополучателей.

Не менее важно закрепить в законе понятие «социальное жилье», которое в данный момент отсутствует.

«Мы не понимаем, почему сотрудники бюджетных организаций и госслужащие причисляются к лицам, имеющим право на получение жилья, — считают представители гражданского общества. — Если эти граждане не относятся к категории лиц, имеющих какие-то заболевания, являются дееспособными, имеющими достойную оплату за работу, то и не должны пользоваться какими-то благами. Они вполне могут покупать жилье на общих основаниях, по той же ипотеке, как и обычные казахстанцы».

На основании  этих и других предложений, которые поступили во время обсуждения за круглым столом, будут разработаны рекомендации по совершенствованию действующего закона РК «О жилищных отношениях» и для рабочей группы мажилиса по разработке проекта жилищного кодекса Казахстана.