В государственном музее искусств им. Абылхана Кастеева открылась персональная юбилейная выставка «Город, забравший мое сердце навсегда» Алексея Уткина. Масштаб экспозиции впечатляет – более 120 живописных и графических работ. И кто бы мог подумать, что элегантному и энергичному Алексею Федоровичу 8 марта исполнится 75 лет. Автор ИА «NewTimes.kz» Зитта Султанбаева посетила экспозицию и в материале расскажет об уникальном художнике.
Энергией любви, трепетного отношения к жизни, пульсацией каждого мазка, Солнцем, накрененными изумрудными или припорошенными снегом, кронами извилистых дерев, поддерживающих голубое небо, великолепными видами горных пейзажей, переливающимися бликами, разливами оттенков, силуэтами современными кубических зданий и старинных домиков желто-бирюзовых, наполняющих бесконечно уютные виды алматинского пейзажа, напоминающего пестрые улочки Парижа поделился в день своего триумфального вернисажа виртуозный маэстро кисточки и карандаша Алексей Уткин.
На открытии его масштабной выставки собралось много ценителей его творчества, которые с удовольствием поделились своими впечатлениями.
«В жизни Алексея Федоровича Уткина было столько персональных выставок, что я не знаю другого художника, который мог бы так часто делать персональные выставки. То есть, Алексей Федорович – это художник, который совершенно не останавливается на своем пути, не замечая никаких трудностей, препятствий и сложных времен, когда они бывают легкие, да?
Он во все времена транслирует свое главное: Мир прекрасен, люди – удивительны, все будет хорошо! Я видела такую интонацию его работ и в 90-е годы, когда все было мрачно и непредсказуемо, но его пейзажи и картины и тогда светились. В них было солнце, пространство свободы и настроения», — выразила искусствовед, кандидат искусствоведения, профессор кафедры «История и теория изобразительного искусства» КазНАИ имени Темирбека Ольга Батурина.
Алексей Уткин – это большое явление в отечественном искусстве. И сегодня ничего не поменялось. И если посмотреть, как много он экспериментируют, как он не боится быть другим, как он от нарратива и пленера уходит в декоративность и очень смелую стилизацию, он работает с цифровыми инструментами и там тоже видит главное и добивается остроты и выразительности образа.
«И я точно знаю, что для художника самая важная оценка, это когда тебя одобряют и любят твои собратья. Вот сегодня я вижу, что среди, сюда пришедших зрителей, большая половина – это художники, причем хорошие художники, которые преодолели большие расстояния через снег и пургу. Это значит, что вас любят и ценят. Это значит, что ваш путь – подлинный и настоящий.
Я очень рада быть здесь, рядом с вами. Выражаю благодарность музею, который является домом для художников, где работают настоящие хранители и служители, которые, тоже, не взирая ни на что, остаются людьми, любящими искусство, несмотря на наш коммерческий век.
И хотя в наше консьюмиристкое время быть художником – это абсолютный подвиг и надо иметь такой запас прочности. И у Алексея Федоровича он есть», — отметила искусствовед.
Она добавила, что живет недалеко от мастерской художника.
«Я часто хожу на Сайран, а потом я вижу картины Алексея Федоровича, где изображен Сайран. И я понимаю, что надо иметь особое зрение, чтобы так увидеть наш город. Он пишет наш город так, каким он был придуман создателем, и каким построен был многими поколениями людей, любящими этот город, Это лучшая версия нашего города и людей, живущих здесь», — заключила Ольга Батурина.
Куратор выставки Анжелика Акилбаева представила супругу Алексея Федоровича, Лидию, добавив к ее речи, что она его первый друг, соратник и знаток его творчества, знающая наизусть все его работы.
«Я очень рада, что есть такие выставки. Здесь я бы хотела говорить о творческом пути, вот в чем вопрос. Дело в том, что Алеша не вчера начал рисовать. Я посчитала и посмотрела все его картины, которые есть. Я искала этапы его творческого пути. И я заметила, что больше 25 лет он рисовал работы, посвященные только Алма-Ате. А до этого, после распада Советского Союза, он рисовал портреты батыров и ханов. Это была выставка в галерее «Улар». Эти работы распродали. Тогда была очень трудная жизнь», — сказала супруга художника Лидия.
К слову, музей провел выставку на безвозмездной основе при содействии акимата и союза художников РК.
«Было бы здорово, если бы Алексею присвоение звание почетного гражданин города Алма-Аты. Не нужно стыдиться, что он глухой. Потому что все права у людей одинаковы. В искусстве очень строгие требования. Нужно смотреть только на произведения, на работы — на картины. Как можно сказать, что эту картину написал глухой художник? В искусстве все равны! Не думайте, что я его жена и его поэтому защищаю. Нет, я очень строгий судья, и я очень справедлива. Он это действительно заслужил! Спасибо всем, кто пришел! Наша большая семья очень благодарна. Спасибо куратору Анжелике Руслановне, спасибо директору музея», — выразила Лидия.
Небольшой экскурс в историю творческого пути мастера решила сделать искусствовед Мария Жумагулова.
«А 75 лет – это сакральная дата и время подведения итогов. Я хочу вспомнить один эпизод, когда Владимир Филатов провел такую камерную выставку в здании французского консульства. Там был такой ажиотаж, за которым последовало любовь французов, которые стали большими поклонниками творчества Алексея Уткина. И уже в те времена ими было куплено очень много работ. Секрет этого успеха можно понять, потому что французы, это люди, которые давно живут в мегаполисах и любят городскую культуру, и они весьма ценят городской пейзаж и в произведениях Алексея они находят нечто созвучное для себя. Творчество Алексея, не взирая на его возраст, очень современно. Когда смотришь на его работы, то замечаешь, горячий импульс нашего города, ритмы которого меняются соответственно времени. Потому что город до недавнего времени был рассчитан на 700 тыс человек, а сейчас он растет и вширь и ввысь. Это показатель урбанизации, стремительного ритма жизни. Что меня еще удивляет в Алексее, то, что иногда он пользуется, на наш взгляд, такими вызывающими люминесцентными красками. Но, мне кажется, что он идет в ногу с современной молодежью, которая любит такие цвета и такую динамику. И он умудряется из года в год догонять и перегонять ритм нашего растущего города и адекватно их воспроизвести», — обозначила Мария Жумагулова.
Искусствовед добавила, что знает художника как человека невероятного юмора, начитанного и насмотренного, а также большого философа.
«Я больше иду впереди в своей живописи, чем в словах. Самое главное проблема – это нехватка времени, я быстро-быстро стремлюсь вперед! Откуда у меня силы? Не знаю! Просто бог дает! Всем спасибо! Приглашаю вас посетить мою выставку!» — сказал по завершении торжественного открытия выставки Алексей Уткин.
О художнике: Алексей Уткин в 1969 году окончил Алматинскую школу-интернат для глухих детей №1, а в 1974 году политехникум Ленинградского восстановительного центра всероссийского общества глухих. Затем, в 1985 году Алматинский театрально-художественный институт, где получает образование наравне со слышащими студентами. Долгое время он работал в родной школе-интернате для глухих детей №1 – учителем рисования. В 1995 году учредил творческую ассоциацию глухих художников Казахстана, в 1997 году открыл изостудию для глухих детей. В эти годы активно сотрудничал с сатирическими журналами «Шмель» и «Крокодил» в качестве карикатуриста. Член союза художников Казахстана с 1999 года. Принимал участие в международных выставках глухих художников в Риме, Москве. Участвовал на международном фестивале искусств «Путь глухих II» в Вашингтоне, а также на международном фестивале искусств «Тюльпан и Человек», на международном фестивале искусств «Тенгри – Умай 2002». Уткин является признанным мастером жанра «Городской пейзаж». Работы Алексея Уткина занимают достойное место в частных коллекциях Казахстана, России, США, Италии, Турции, Франции, Испании, Нидерландов.
Фото Абликима Акмуллаева