Философия формы, пространства и времени в архитектурных объектах Сакена Нарынова

В 2022 году автор ИА «NewTimes.kz» Зитта Султанбаева и фотограф Абликим Акмуллаев побывали в мастерской у известного архитектора и художника профессора КазГАСА Сакена Нарынова, которая расположилась на дальней стороне «Атакента», в доме его мечты, воплощенной в камне. Готическую форму этого строения предопределили несущие конструкции арок, которые художник купил по бросовой цене. И в этом он весь с его демиурговским началом человека-творца, апеллирующего к миру космических идей, воодушевленно и легко играющего с формой, временем и пространством. При этом мастер умел воплощать свои сложные пространственно-временные и конструктивно-пластичные идеи в материальные формы и в жизнь, что для архитектора в эпоху тотальной коммерциализации непростая задача.

Фото Абликима Акмуллаева

После его кончины осталось большое количество нереализованных проектов, остались дом его мечты, из которого он грезил сделать музей, и выставка «12 моментов Любви»…
Привожу формулировку о сути творческой  концепции Сакена Жомартовича искусствоведа Екатерины Резниковой: 

«Скульптура неразрывно связана с архитектурой, дизайном и точными науками. Математика, предстающая в художественном аспекте, становится искусством. В своем стремлении воплотить красоту, точность и соразмерность математических законов в художественном произведении Сакен Нарынов созвучен творчеству известного голландского графика Маурица Эшера — создателя удивительных оптических иллюзий. Обращение к точным наукам как к основе художественного мышления, попытка создать визуальную интерпретацию математических законов присущи им обоим. Только Эшер делает это в плоскости графического листа, а Сакен Нарынов — в трехмерном пространстве. Значение разработок Сакена в области топологии высоко оценил ученик и последователь А. Эйнштейна, известный американский ученый Мартин Гарднер, отметив в личной переписке, что Нарынов «…заглянул так далеко, как никто другой…»

Сакен завел нас в свой ледокол, раздвигая перед нами белый целлофан портьеры.

— Этот узел, — начал архитектор с объекта из металла, — относится к узелкам письменам, которые древние индейцы писали. Это был их алфавит. Они делали узелок у дверей и, когда гость приходил, он считывал сообщения, допустим, такого порядка: «У меня родилась дочь!» Это было узелковое письмо. И наши тюрки тоже так шли, но потом стали делать рунику. Но я не говорю, что это было точно так. Но мы это прослеживаем по артефактам культуры. На казахском кочевом флаге есть такое изображение.

Лет 30 назад примерно с этих вещей я и начал. В геометрии есть такой раздел, который называется топология. Он изучает пространство, его свойства и историю. Это одна из моих первых работ, которую я сделал. В ней четыре стороны, которые перекручиваются между собой. В археологических находках такие вещи находят. Они были сделаны из веревки или бронзы. Совсем недавно археолог Крым Алтынбеков представил миру такую находку. Что же она подразумевала? Это была модель пространства у многих народов и служила символом единства племен и имела космогонические модели, где нижний мир связан с землей и верхним миром. Когда мы начинали работать, именно такой вещи не было. Узел был, но так, чтобы он был так заверчен в пространстве, нет! 

Моим первым изобретением стала работа «Разъемное, жесткое соединение труб», вторым — «Головоломка». Но мы сделали из нее «Ленту Мебиуса».


— Как у Ма́урица Корне́лиса Эшера?

— Да! Эшер был моим кумиром. С детства я им восторгался, изучал и разгадывал его загадки.

Из «Википедии»: Ма́уриц Корне́лис Э́шер (нидерл. Maurits Cornelis Escher [ˈmʌu̯rɪts kɔrˈneːlɪs ˈɛʃər̥]; 17 июня 1898, Леуварден, Нидерланды — 27 марта, 1972 г., Хилверсюм, Нидерланды) — нидерландский художник-график. Известен прежде всего своими концептуальными литографиями, гравюрами на дереве и металле, в которых он мастерски исследовал пластические аспекты понятий бесконечности и симметрии, а также особенности психологического восприятия сложных трехмерных объектов, самый яркий представитель имп-арта.

Я учился неидеально. Но когда надо, я ставил перед собой цель и достигал ее во что бы то ни стало. Школу я закончил хорошо, а защитился на тройку. Потом мне поручили проектировать промышленные здания.

До 1986 я преподавал в КазГАСА и ААСИ. Меня гоняли с предмета на предмет: с истории архитектуры на проектирование, и потом на начертательную геометрию. Зарплата была мизерная у преподавателей. В то время я уже был не молод. Моя семья страдала, и я ушел. Я стал арендовать здесь (на территории «Атакента», где ранее находился ВДНХ — прим.) небольшую мастерскую (Сакен показал на одно из зданий). Работал в гараже, выполнял разные заказы. Отличался тем, что у меня на тот момент уже был багаж в голове, свои проекты. Я знал, что это все не касается меня.

— В первый раз я увидела вас на телевидении в конце 80-х. Вы говорили о городах будущего.

— Это я в институте сделал. Мобильный жилой блок С.Ж. Нарынова. Но недавно его цитировали. Дом состоял из рубашки, свитера и пальто по принципу матрешки. А летом все снималось и разбиралось.

— Сакен, а вы хорошо понимаете в вопросах математики и физики, чтобы производить расчеты своих работ? 

— Кстати, — тут Сакен задумчиво поднял голову и пристально посмотрел на нас с Абликимом, — я никогда не делаю расчетов, сразу представляю свои объекты целиком. 

— Вау, как Лида Блинова?

— Лида Блинова — мой учитель. Хотя она моложе меня. Мы с ней имели беседы, она приходила, мы с ней подолгу разговаривали. А в самые тяжелые, 90-е годы я приобрел горки из самоцветов и держал у себя. А потом Лида пришла и говорит: «Ух ты, какой самоцвет!» Я говорю: «Лида, я тебе подарю». Она эти куски разбила и начала из них кольца делать. Я рад, что ей помог. Они с Рустамом (Хальфиным) в те годы, с конца 80-х — начале 90-х, голодали вообще, и ее ювелирные изделия их спасали.

 Лида Блинова, фото Ларисы Андреевой и Сакен Нарынов, фото Алмаса Ордабаева

Из «Википедии»: Лидия Алексеевна Блинова — советский казахстанский архитектор, дизайнер, художница, поэтесса, скульптор, ювелир, художница-оформитель книг, спектаклей, кино. Alter Ego — так называл Лидию супруг — известный казахстанский художник Рустам Хальфин, с которым она развивала совместно идеи.

Сакен Жомартович с вдохновением показывал нам свои работы, проводя экскурсию от одного объекта к другому, вышагивая по холодной мастерской.

Вот монумент врачам, погибшим во время пандемии коронавируса, выполненный по спецзаказу, а это работа, посвященная Аралу…

Дальше переходим к его фонтану с животными из тюркского гороскопа, расположенными на круге, каждый из которых в заданной последовательности восседает на шаре. Сакен Жомартович раскручивает его, показывает и разъясняет принцип его работы.

— Здесь будут сопла, — показывает он на свой многофигурный объект и продолжает: —  А в воде конструкция будет крутиться. А вот эта работа относится к «Двенадцати документам Любви». Это самка и самец в одном теле. Это как бы найденный артефакт в виде скелета мужа и жены, зачавших два яйца. По сказаниям греков, Зевс их разделил, и с тех пор каждый мужчина ищет свою драгоценную половинку и не может найти, вспоминая, что когда-то он был с нею вместе.

Архитектор повернулся к столику, на котором стояли два сосуда. По его словам, работа тоже относится к этой выставке и называется «Анатомия Любви». Пузатый кувшин олицетворяет мужчину, а стройный — женщину. Их взаимоотношения регулируются уровнем воды по принципу переливающихся сосудов. Как только гармония между ними нарушается, вода переливается. 

— Я даже планирую сделать выставку, которая будет называться «12 документов Любви». Хотел бы раскрыть тему любви. И, конечно, пространство и время меня интересуют. А это моя будущая работа под названием «Адам и Ева», — показал Сакен фигуру обнаженной языческой богини с грудями ниже пояса и рядом стоящий металлический макет остроугольной закрученной формы и продолжил: — Это виллендорфская мадонна.

— Копия? 

— Да, это моя реплика на нее.

— Это  Ева, — мастер указал на скульптуру языческой женщины и затем глазами, посверкивающими через бликующие стеклышки своих очков, показав на остроугольный объект, добавил: — А это Адам. Есть такое выражение: «Острые углы семейного круга», где семейным кругом является женщина, потому что она держит и бережет всех членов всей семьи, и еще потому, что у нее такие обтекающие формы. Женская фигура будет выполнена из керамики. Она олицетворяет Землю, а мы, мужчины, — Небо.

В этой работе я совмещаю и современное искусство, и архаичное первобытное искусство, и ряд разных симметричных образов. Это будет очень хорошая работа! Дай бог, чтобы мы ее закончили! Она будет олицетворять противоположные и взаимодополняющие начала. Здесь заложено движение и спокойствие, земля и небо, острое и плавное. Мы, мужчины, являемся инициаторами разных действий, начиная от полового акта и до изобретения разных вещей. Мы являемся стрелками, охотниками и преобразователями этого мира. А женщина, наоборот, говорит: давайте жить вместе с природой, давайте оберегать этот очаг и наш мир.  Это те самые плюс и минус, которые я проповедую.

Свой взгляд у Сакена и на вопрос о технократии, он его видел как ответ на цикличные законы космоса.

— Взаимодействие противоположных сил дает нам развитие. И я считаю, что каждый раз, когда одно состояние переходит в другое, оно критикует и сомневается в структуре и правильности первого, предыдущего состояния. И так в одной точке можно увидеть Вселенную, а во всей Вселенной одну точку. И для меня движение этих противоположностей неостановимо сменяет друг друга. 

Вчера господствовало эмоциональное состояние духа и были неандертальцы, затем пришли кроманьонцы, и началось рациональное мышление, которое продолжилось у греков античности. После греков снова наступила эпоха процветания правого полушария, а затем опять стало доминировать левое. И сейчас мир также движется к рационализации, оптимизации своих процессов, но в какой-то момент, когда это развитие достигнет своего предела, все снова перевернется в эмоциональную сторону. Всегда у любого явления есть конец, апогей, который приводит к новому, противоположном ему качеству. И это составляет ритм и пульс Вселенной. Мир цикличен, ритмичен и замкнут. И даже если сейчас происходит переход к рациональному, прагматичному мышлению, то это сменится в недалеком будущем на стремление к свободе от рамок и интуитивно-эмоциональному мироощущению. Ведь одно явление есть подтверждение движения к другому. Просто я страстный человек.

— Откуда у вас такая страсть к архитектуре?

— Я работаю со всей страстью, потому что мне 75 лет, и, как всякий человек, я конечен. А  я должен еще  многое успеть.

Биография архитектора: в 1970 году окончил архитектурный факультет Казахского политехнического института. С 1976 по 1987 год — преподаватель кафедры теории и истории архитектуры Алма-Атинского архитектурно-строительного института.

Автор пяти изобретений и 34 научных статей (на темы теории и истории мобильной архитектуры, топологии в приложении к архитектуре), опубликованных в отечественной и зарубежной печати, создал более 80 проектных разработок в различных областях архитектуры, строительства, прикладной геометрии и топологии, промышленного дизайна, создатель и руководитель лаборатории проектного прогнозирования Союза дизайнеров Казахстана (сейчас она именуется мастерской Сакена Нарынова «Копкырлы» («Многогранный»).

Объекты и проекты мастера экспонировались более чем на 30 выставках и конкурсах в России, Болгарии, Туркмении, Японии, Германии, Франции, Перу, Копенгагене, в Казахстане (Астане, Алматы, Кокшетау). Умер 5 августа 2023 года на 77-м году жизни.

Работы Сакена Нарынова реализованы в скульптурных композициях, чаще бронзовых фигурах, символизирующих единство и взаимосвязь внешних и внутренних сторон окружающего мира. Они украшают многие города Казахстана. Например, только в Алматы установлено пять его работ. В их числе «Пространственная композиция», установленная на улице Тулебаева, перед центром современного искусства, «Асык удачи», которым алматинцы любуются на проспекте Сейфуллина, перед музеем спорта и туризма, «Глобализация», украшающая улицу имени Сатпаева.