Управление авторскими правами хотят передать российским организациям?

Эксперты и авторы считают незаконными новые поправки в закон РК «Об авторском праве и смежных правах». По их мнению, новый закон создавался с целью отдать рынок авторского права российским организациям. Кому мешают казахстанские организации по защите авторских и смежных прав? В этом разбиралась собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Нелли Адаменко.

Фото: unsplash.com

Несколько недель назад депутаты мажилиса и сената Парламента РК, а также представители департамента по правам интеллектуальной собственности министерства юстиции РК  представили проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан в целях поддержки и развития креативных индустрий», в том числе в закон РК «Об авторском праве и смежных правах».

«Этот проект предлагал полностью устранить существующие организации по защите авторских и смежных прав и передать их функции компании «Казпатент», созданной государством в апреле 1993  года, — говорит  руководитель РОО «Казахстанское авторское общество», писатель, заслуженный деятель РК  Байгали Есеналиев. — При этом нет никакой альтернативы создаваемому единственному государственному органу в лице РГП «Казпатент» на праве хозяйственного ведения. Так, создатели законопроекта в нарушение существующего законодательства хотели вообще исключить право авторов самим защищать свои права. Хотя, согласно нынешнему казахстанскому и международному законодательству, авторы и правообладатели в целях практического осуществления их имущественных прав вправе создавать организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе. Причем руководство деятельностью такими организациями осуществляют обладатели этих прав. На глазах казахстанцев создавалась новая монополия».

 

Отечественные авторы также считают, что это нарушает ряд действующих законов страны, игнорируя требования Конституции РК, а также принципы и нормы международного права. По их мнению, новый закон создавался с целью отдать рынок авторского права, а также управление авторскими правами и интеллектуальной собственностью российским организациям в ущерб интересам сотен тысяч казахстанцев, вызывая социальную напряженность и принося ущерб экономике страны.

Также, как считают казахстанские авторы, тем самым дискредитировалась политика президента РК, нацеленная на развитие креативной индустрии. Во всем мире она строится путем увеличения количества организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе по различным направлениям.

По словам участников брифинга, принятие поправок в закон приведет к лишению авторов их гонораров, сокращению рабочих мест сотен сотрудников авторских организаций, в результате без средств к существованию останутся тысячи членов их семей.

Председатель авторского совета РОО «Казахстанское авторское общество», композитор, лауреат государственной премии РК Балнур Кадырбек со своей стороны отметила, что агентство по защите и развитию конкуренции РК и другие  организации уже высказали свое мнение об этом законопроекте. Он был признан незаконным. Однако сегодня предлагаемые сомнительные пункты все-таки могут попасть в закон, уже в виде поправок к нему.

«После того как законопроект был отклонен, выяснилось, что радость была преждевременной, потому что его разработчики решили его раскидать разными поправками в разные места, — говорит Кадырбек. — Но в итоге суть от этого совершенно не меняется. Поправки, которые ввели разработчики, заново находятся в межведомственной комиссии, где ключевую позицию занимает департамент интеллектуальной собственности министерства юстиции».

Балнур Кадырбек  считает, что  департамент интеллектуальной собственности Минюста РК работает исключительно по  двойным стандартам, и привела аргументы в пользу своих умозаключений.

«Ранее  в Минюст поступило письмо от российских авторских обществ, что все права на российский контент имеет только частное учреждение «Аманат», — говорит Кадырбек. — Министерство юстиции за подписью вице-министра в течение двух дней направило напутствие всем радиоканалам страны, чтобы они немедленно расторгли договор с казахстанским авторским обществом. Получив такое же письмо из «Сизак»  и других международных и зарубежных организаций о передаче прав этих организаций на территории РК только казахстанскому авторскому обществу, департамент сделал вид, что такого вообще не существует. Другой случай произошел осенью прошлого года, когда на наш запрос, почему частное учреждение «Аманат» передало свою аккредитацию ТОО «Фонмикс», нами был получен ответ, что это законно. Дескать кому хочет «Аманат», тому и передает свою аккредитацию. А спустя полгода тот же департамент интеллектуальной собственности отправляет письмо другому республиканскому общественному объединению, что он не имеет права передавать свою аккредитацию казахстанскому авторскому обществу. В связи с этим данное  ОО было вынуждено расторгнуть договор КазАО.

 В то же время департамент интеллектуальной собственности Минюста РК не устает «кошмарить»  Казахстанское авторское общество, устраивая бесконечные внеплановые проверки организации. Это произошло даже по время  карантина в пандемию, когда офис организации пустовал и сотрудники работали на удаленке.  Организация от проверки не отказалась и была готова прислать все требуемые документы по электронной почте. Однако департамент интеллектуальной собственности это не устроило, и на организацию был подан иск в суд».

За последние девять месяцев Балнур написала несколько писем с проблемами в разные инстанции, включая жалобы на департамент интеллектуальной собственности. Все они были перенаправлены в министерство юстиции. В свою очередь руководство Минюста спустило их в… департамент интеллектуальной собственности. Оттуда, как и следовало ожидать, никакого ответа не последовало. Однако департамент экстренно принимает меры по письму-жалобе на Казахстанское авторское общество, подписанное рядом авторов, которые не являются  членами данной организации.

«Во всем этом прослеживается лоббирование чьих-то интересов, в частности «Аманата», «Фонмикса» и тех, кто за ними стоит, а за ними стоят российские авторские общества, — считает Балнур. — По заключению антикоррупционной службы РК «принятие законопроекта в изложенной редакции само по себе является дисциплинарным проступком, дискредитирующим государственную службу РК в виде оказания неправомерного предпочтения конкретному юридическому лицу».

Балнур уверена, что пришло время обратиться в  прокуратуру, агентства по делам государственной службы,  финансового мониторинга и даже комитет национальной безопасности. Пришло время этим органам проверить департамент интеллектуальной собственности Минюста РК как в целом, так и всех сотрудников в частности на соответствие юристов  их квалификации и профессиональному уровню.

Фото unsplash.com