Предприниматели, пострадавшие от рейдерского захвата рынка «Кенжехан» в Алматы, представители общественных организаций и юристы объявили о проведении законных и санкционированных акций протестов по всей стране. Что побудило граждан прибегнуть к столь радикальным мерам и насколько они оправданы, разбиралась собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Нелли Адаменко.
Общественники также призывают к повсеместным митингам для защиты прав граждан и реформирования правоохранительной и судебной системы в Республики Казахстан.
«К акциям протеста присоединятся крестьяне из Северо-Казахстанской области, а также другие потерпевшие из разных уголков Казахстана, — отметил общественный деятель Жаркын Курентаев. — Вся страна уже долгое время наблюдает за бездействием правоохранителей и судов в делах, где фигурируют члены семьи Назарбаева, на других уголовных и судебных процессах, а в особенности где нарушаются интересы Республики Казахстан. Смена руководителей силовых органов и акима Мангистауской области служит тому подтверждением».
Курентаев уверен, что подобная иллюстрация необходима по всей стране и повсеместно, особенно глубинные реформы необходимы в правоохранительной и судебной системах.
По его словам, хотя в этих уголовных делах существуют фактические доказательства, ни суды, ни правоохранители не хотят их видеть.
«Таким образом, ни один гражданин Республики Казахстан не чувствует защищенности, справедливости от тех, кто по долгу службы обязан это делать. А ведь правоохранительная и судебная системы — это линия соприкосновения власти и общества. Людей лишают земли и имущества, а уголовные дела не возбуждаются или закрываются под разными предлогами», — резюмировал правозащитник.
Каждый имеет право
«Когда в марте у рынка «Кенжехан» появился новый хозяин, нам сменили договор и фактически ущемили в правах, — говорит лидер инициативной группы рынка «Кенжехан» («Султан-Курган»), заместитель председателя РОО «По защите прав торговцев рынка и торговых домов» Елена Садвокасова. — После того как в знак протеста люди пришли на собрание, их обвинили в несанкционированном митинге. Подписывая новые договоры, мы должны были представить имеющиеся на торговое место документы. Ранее при покупке контейнеров Назарбаева выдавала нам паспорта. Но новый хозяин, Сергей Ким, заявил, что эти документы недействительны и теперь мы должны выкупить у него свою же собственность. Тогда 120 человек обратились с заявлениями в Алатауский РУВД, ответа они так и не получили. Потом мы наняли юриста и написали генеральному прокурору. Но опять-таки дело ничем не закончилось. В целом мы написали более 20 заявлений и тоже получили отписки. После обратились к президенту. Ответа опять, увы, не получили».
После этих шагов новая администрация рынка предприняла шаги — опечатала контейнеры и не пускала предпринимателей на рабочие места, пока не будет оплачена аренда земли. И люди начали платить.
«Новое руководство рынка приводило аргументы, что новые павильоны строит за свой счет. После этого трижды была поднята арендная плата, — продолжает Елена. — В зависимости от площади стоимость бутика в здании, которое появится на территории рынка «Кенжехан», составляет от 4 до 6 млн тенге. Сегодня нас штрафуют за малейшие нарушения, даже за то, что неровно установлен манекен. При этом чеки никому не выдаются, следовательно, налицо уклонение от налогов. После того как на рынок пришли с девятью проверками, прокурор Алатауского района сказал, что наши законы нарушены, но воз, как говорится, и ныне там. Куда мы только ни обращались, но в итоге получали только отписки...»
Лишившаяся бизнеса женщина призналась, что испытывает сложное финансовое положение и не имеет возможности нанять адвокатов. Ее полный запчастей контейнер на рынке «Кенжехан» в данное время опечатан. Садвокасова не имеет к нему доступа, но вывозить его не собирается, «чтобы у других предпринимателей оставалась надежда, что они могут отстоять свои интересы». Сегодня она бьется за свои права одна, в то время как другие предприниматели, по ее словам, просто опустили руки. Кроме того, как заверяет женщина, в нарушение закона сотрудником полиции были обнародованы ее персональные данные, чем был нанесен вред ее репутации.
«Сегодня я с коллегами по бизнесу поставлена на колени и, по сути, бесправна перед поставленными «законными правилами» новых владельцев», — сказала предпринимательница.
С чего все началось?
Истории рынка «Кенжехан» — порядка 20 лет. С хронологией событий познакомил юрист Олжас Әбілқаир.
«Изначально рынок «Кенжехан» вместе с другими бизнесменами организовывает Куаныш Джамбурбаев, который также участвует в нынешней пресс-конференции и полон решимости восстановить свои права, — рассказывает Әбілқаир. — Затем Анипа Назарбаева путем рейдерского захвата забирает этот бизнес. Когда Куаныш находился в больнице, происходит процедура искусственного банкротства и рынок переходит в собственность другого владельца. В 2022 году на фоне событий Кантара Куаныша вызывает Анипа Назарбаева и предлагает ему вернуть его часть бизнеса. Но в течение года появляется некий господин Сергей Ким, который становится руководителем «Кенжехана» и заставляет людей заново выкупать торговые места».
То есть руководство рынка, по словам юриста, продает контейнеры как рабочее место, при этом никаких прав на это не имея.
«По сути, рынок был действительно им выкуплен, — продолжает юрист, — но сумма выкупа была занижена. Участок, где расположен базар, стоит несколько миллиардов тенге, но был продан в разы дешевле. Мы подозреваем, что это была искусственно оформленная сделка, чтобы таким образом узаконить правообладание базаром. В итоге 2 тысячи человек, которые работали на этом рынке, сегодня вынуждены заново выкупать свои места».
По мнению участников этой запутанной истории, четко прослеживается связь С. Кима с некими аффилированными лицами.
Чтобы прояснить сложную ситуацию вокруг рынка «Кенжехан», редакция NT обратилась к его новому владельцу, Сергею Киму, чтобы выслушать его точку зрения.
«Согласно закону о модернизации универсальных рынков, который вышел, если я не ошибаюсь, в 2015 году, дано два года для проведения модернизации. Исходя из этого, если до конца следующего года рынок не будет модернизирован, его закроют, — говорит Сергей Ким. — В настоящее время мы полностью оплатили и заказали проект, закупили комплектующие, привлекли генподрядчика. Ведется строительство зданий согласно санитарным нормам , требованиям ЧС, пожарной безопасности, сейсмоустойчивости. Все делается для удобства арендаторов и посетителей рынка».
По словам Сергея, в настоящее время на рынке торгуют в контейнерах, которые фактически используются как тара для перевозки грузов. Собственно в Алматы, да и по всему Казахстану большая часть рынков состояла из контейнеров. Но на сегодняшний день это запрещено законодательством нашей страны, поскольку условия торговли для посетителей рынка должны быть цивилизованными.
«И законы надо исполнять, — уверен Ким. — Сегодня мы фактически ведем строительство на земле, где стоят контейнеры. По необходимости их переносим, тем самым даем возможность сохранить свои рабочие места самозанятым гражданам. Впоследствии эти граждане смогут работать в оборудованных по всем необходимым нормам помещениях. На сегодняшний день практически все арендаторы рынка платят за аренду земельного участка».
Ответил Сергей Ким и на вопрос о том, почему торговцы платят за уже оплаченные места.
«Конечно, они платили, потому что работают здесь по 20 лет, — аргументировал бизнесмен. — Если они один раз и заплатили за аренду, это ни о чем не говорит. Ведь, снимая в торговом месте магазин, так же как арендуя квартиру, человек платит ежемесячно. Да, предприниматели купили контейнеры, торговали. Но в связи с новым законом о модернизации рынок либо закроется и тогда пострадают те, кто хочет работать, либо будет перестроен по новым требованиям. Есть группа лиц, которые не хотят работать, а вот уже два года, как хотят дестабилизировать ситуацию на рынке. Они хотят нанести ущерб бизнесу и действуют в интересах определенной группы лиц. И почему- то правоохранительные органы не предпринимают к ним меры. Насколько я знаю, у торгующих с бывшей владелицей рынка не было никаких договоров, во всяком случае, я их не видел. У них есть только паспорт на контейнер, который им продали. Но они должны ежемесячно платить арендную плату. Условия торговли изменились. Сейчас на территории рынка строится новое здание, у которого есть собственник. И те, кто хочет приобрести бутики, может это сделать. Мы дали право сделать это в первую очередь арендаторам рынка «Кенжехан». Но к нам сегодня приходят и предприниматели с других рынков, которые подписывают договоры и покупают бутики».