Искусство прошлого на экранах будущего: Каталог к 120-летию Кастеева презентовали в Алматы

В конце мая прошла презентация каталога, посвященного 120-летию родоначальника казахстанского искусства Абылхана Кастеева. Прекрасно изданный объемный фолиант включает в себя сведения о жизни и творчестве первопроходца казахстанской живописи. Он состоит из 405 произведений разных лет — от простых и незатейливых этюдов до монументальных работ, ставших классикой национального искусства, из фонда ГМИ РК им. А. Кастеева. Это прекрасный подарок как для узких специалистов, так и для широкой публики. Автор ИА «NewTimes.kz» Зитта Султанбаева посетила презентацию.

Фото автора

Торжественное событие собрало культурную общественность Алматы и родных дочерей художника. 

В альбоме можно увидеть редкие архивные фото художника, раскрывающие страницы его биографии. На этих черно-белых снимках мы видим Абылхана в окружении его «святого семейства», рядом с любимой и преданной женой Сакыш и красавицами дочерьми — Гульдарией и Гульназией. 

Очень много уникальных кадров, запечатлевших его за работой на бесконечных этюдах на лоне родной природы и в его мастерской, есть редкие фото в кругу друзей и коллег по цеху. Здесь же можно найти уникальные исторические кадры, запечатлевшие выступление молодого и страстного Кастеева на первом съезде Союза советских художников КазССР в 1940 году.

За комментариями по выпуску этого альбома мы обратились к ведущему научному сотруднику отдела по изучению изобразительного искусства Казахстана ГМИ РК им А. Кастеева, кандидату искусствоведения Амиру Джадайбаеву.


 
— Какая концепция лежала в основе выбора работ для каталога?

— Издание каталога было приурочено к 120-летнему юбилею со дня рождения А. Кастеева. В него вошло собрание ГМИ им. А. Кастеева, которое насчитывает более 400 единиц хранения (его работы). Предполагалось совместить альбом и каталог в одной книге, что представляло собой значительную трудность. В общем, были значительные дискуссии на первом этапе работы. Но их итогом стало появление этого альбом. 

— Как отбирались авторы для написания статей?

— Я автор вступительной статьи, так как несколько лет работал над монографией о Кастееве, которую сейчас готовлю к изданию. Вторая статья написана заместителем директора по научной работе Светланой Кобжановой.

— Как долго шла работа над ним?

— Работа над каталогом продолжалась год. 

— Какой был принцип в отборе работ?

— Все работы взяты из собрания ГМИ им. А. Кастеева. 

— Ваше личное отношение к Абылхану Кастееву.

— Это выдающийся казахский художник. Я полагаю, что сегодня мы, отдавая должное внимание этому мастеру, незаслуженно забываем о других художниках Казахстана, которые работали в одно с ним время. Следует, на мой взгляд, изучать эпоху и рассматривать творчество отдельных художников и течений исключительно в контексте исторического времени, учитывая теоретические, идеологические и иные объективные аспекты периода.      

— Меняется ли оно со временем?

— Взгляд на А. Кастеева, конечно, меняется, но, повторюсь, мы должны избегать излишнего возвеличивания, как и крайней критичности, воспринимать историю развития искусства Казахстана не как совокупность творчества отдельных художников, а изучать как развитие идей и устремлений народа, мысли и ощущений людей. Смотреть в контексте всей мировой истории и культуры, а не ограниченно в рамках национальной культурной парадигмы.  
В честь презентации каталога в зале периодики вновь развернулась выставка картин Кастеева, среди уже знакомых работ были представлены ожившие картины мастера.
На самом деле, ты испытываешь восторг, когда на знакомом полотне «Колхозный той» 1937 года, вдруг оживает фигура танцовщицы,  а у встречающих поезд апай и джигита на картине «Турксиб» 1969 года начинают двигаться руки, приветствующие железного коня, или на картине «На катке Медео» фигуристы трогаются с места, набирая скорость, движутся по знаменитому катку.

На мой вопрос, кто оживил картины Кастеева, искусствовед Екатерина Резникова ответила:

«Это креативная команда «Самсунг». Мы вместе отбирали работы, где можно было найти «подвижные элементы», а они уже их анимировали. И выставку, и каталог «100 шедевров» мы создавали с ними же. И там, и тут — пять картин. Только на сей раз все они Абылхана Кастеева».

Вот что написал замдиректора музея Нуржан Сатыбалды  на своей странице в Facebook:

 «В издание вошли все произведения народного художника из фондов государственного музея искусств Республики Казахстан имени Абылхана Кастеева. Роскошная, на мой взгляд, книга, которой можно гордиться. Жизнь в издание вдохнули Серик Есентаев и генеральный спонсор проекта — компания Samsung. За золотым и серебряным тиснением — огромный вклад научных сотрудников и фондовиков музея. Гулаим Жумабекова, Светлана Кобжанова, Гульзира Молдашева, Амир Джадайбаев, Екатерина Резникова, Гульнур Жубанова, Анжелика Акилбекова, Мөлдір Бигелді, Кульзипа Ескендирова и многие другие... Ну и ваш покорный слуга, как ответственный за выпуск, тоже внес свой посильный вклад». 

На своей странице в Instagram бывший директор кастеевского музея Гульмира Шалабаева оставила отклик.

«Музеем изобразительного искусства им.  А. Кастеева был презентован альбом-каталог произведений корифея, чьим именем назван музей. До этого был выпущен каталог произведений японского искусства из фондов музея. Очень красивая книга! В целом каталоги замечательные, выполнены на высоком полиграфическом уровне! Браво, ребята, Нуржан Сатыбалды и Серик Есентаев, — ответственные за фотографии, дизайн, печать, выпуск, поиск спонсоров! И, конечно, остальным сотрудникам, работавшим над этими прекрасными книгами!» — выразила она благодарность.

Проект состоялся благодаря поддержке министерства культуры и информации РК. Государственный музей искусств РК им. Абылхана Кастеева в рамках долгосрочного сотрудничества с компаниией Samsung Electronics Central Eurasia представляет интерактивную выставку произведений Абылхана Кастеева «Искусство прошлого на экранах будущего», посвященную 120-летнему юбилею художника.