Кто такие доулы смерти и как они помогают принять неизбежное

Смерть - это тема, которую многие боятся, некоторые решаются обсудить, но каждому рано или поздно придется с ней столкнуться. На постсоветском пространстве тема смерти очень табуирована - о ней не принято говорить, а если разговор все же заходит о смерти, кто-то обязательно скажет «Давай лучше о чем-нибудь веселом!» Не так давно в наших странах появилась новая профессия - доула смерти. Дарья Сирин - одна из немногих специалистов в этой теме. Автор ИА «NewTimes.kz» Аурелия Акмуллаева поговорила с ней о том, что не принято обсуждать, и узнала, о чем обычно сожалеют люди перед смертью, зачем им нужна поддержка специалиста и почему в нашем обществе искажено отношение к смерти.

Фото предоставлено Дарьей Сирин

«В 2011 году у меня остановилось сердце на три минуты. Это произошло очень быстро, но в этот момент я абсолютно ясно понимала, что происходит. Я осознавала смерть. Мне казалось, я теряю очертание слов, их значения, смыслы предметов, ускользающих от моего взора. Оставалась только я и весь мой концентрированный опыт, собранный за жизнь. Я очень хорошо помню, как тяжко было в этом находиться, и сколько сожаления было живо во мне: о том, что я не сказала что-то важное дорогим моему сердцу людям, что я не успела выйти замуж и создать свою семью, родить детей, о которых мечтала, о том, что, будто бы, совсем ничего полезного не сделала и прожила свою жизнь достаточно бездарно. Ни к чему не призываю, ни на что не намекаю, это чисто моя история. Меня вернули непрямым массажем сердца под песню Survivor - Burning Heart. Символично. Возможно, это еще одна быль о хрупкости и ценности бытия», — поделилась Дарья.

Кто такие «доулы смерти»?

Доула смерти — это человек, который взаимодействует с людьми, которые скоро покинут этот мир, и их близкими. Профессия доулы смерти появилась в начале XX века в США, но в странах СНГ она только недавно начала зарождаться. Первыми доулами смерти были работники американских хосписов. Они решили по аналогии с родовой доулой, которая помогает младенцам появиться на свет, что нужно создать специалиста, который помогает уйти из жизни и помочь пережить горе.

Дарья Сирин - доула смерти. Девушка с ранних лет пытала интерес к теме смерти, а однажды решила пройти обучение сообщества Death Foundation и начала помогать людям, которые сталкиваются со смертью. Она работает с людьми, у которых:

  • поставлен смертельный диагноз и хочется спланировать оставшуюся жизнь таким образом, чтобы концентрированно наполнить ее смыслом;
  • умирает/умер близкий человек;
  • случилась замершая беременность;
  • умерло домашнее животное

«С 7 лет точно я уже задавала бабушкам вопросы о важном и неотвратимом, на что (спасибо им большое) они охотно и развернуто отвечали, подкрепляя мой интерес. Я знала, как и где они хотят быть похоронены, какие у них есть страхи, опасения, сожаления, пожелания, какие моменты стоит учесть, какие традиции и ритуалы для них было бы важно соблюсти» — отметила Дарья.

— Дарья, расскажите, о чем обычно жалеют люди, которые вот-вот покинут этот мир?

— Обычно люди жалеют о том, что в какой-то момент не поступили так, как им хочется, не сделали свой аутентичный выбор, дав приоритет тому, что на первый взгляд выглядело выгодным или сулило стабильность в жизни, но в действительности не было интересным для этого человека. О том, что потратили длительное время своей жизни на то, что не приносило ни радости, ни удовлетворения, ни чувства собственной полезности. О том, что не сказали или не сделали что-то важное, то и дело, откладывая на потом. О том, что мало удалось посмотреть мир. Родители часто говорят, что были недостаточно хороши для своих детей, но я не думаю, что это зачастую несправедливо, и в действительности вряд ли бы прошло сверку с реальностью.

— Фраза «Зачем говорить о смерти? Давай о чем-нибудь приятном!» Что за ней кроется?

— Жутко, некрасиво, непривычно, противно. В связи с мощной медикализацией, с утратой ритуалов и традиций, связанных со смертью, зачастую люди испытывают растерянность и просто не знают, как с темой смерти быть. В ней много неизвестного, непонятного. Отвыкли. Человек умирает. Полиция и «скорая». Черный мешок. Дальше чаще всего мы видим человека уже в гробу, потому что все процедуры проводят работники морга и ритуальных компаний. Отпевание. Какое-то небольшое время попрощаться. Могила. Все очень быстро и в основном не в наших руках. Говорить о смерти нужно и важно, потому что это то, что случится с каждым. Вот ты когда-нибудь умрешь? Я - да. И к этому можно постараться подготовиться на всех уровнях. Раньше люди заранее сколачивали или покупали себе гробы, хранили у себя дома - гроб был на виду, и это могло хорошо работать на присвоение человеком своей смертности. Как я живу, и как хотел бы жить? Сколько смысла в моей жизни? Как я могу заранее позаботиться о себе и своих близких? Как бы я хотел умереть? Чем не вопрос? Возможно, сейчас добрый читатель посмеется вместе со мною и скажет «никак». Но такого варианта ответа у нас, к сожалению или счастью, нет. Зато есть великое множество других. Засим тут можно хорошенько пофантазировать, помечтать, составить wish-list или целый план. Никто не гарантирует, что движение «поезда» не отклонится от курса, и все пойдет мимо плана, однако этот план может оказаться полезной подсказкой и опорным артефактом для близких.

— Дарья, поделитесь, как проходит сеанс с человеком, который скоро умрет. Что нужно этому человеку?

— Для того, чтобы понять, что бы человеку хотелось - достаточно задавать вопросы. Давать безоценочное принимающее пространство для любых чувств и проявлений - это то, что даже самые близкие люди не всегда могут дать из-за нехватки внутреннего ресурса, например. А это очень важно.

Часто умирающий желает максимально наполнить свои дни смыслом, закрыть дела, которые оставались незавершенными, поговорить о том, что для него имеет значение, возможно, дать какие-то инструкции своим близким.

Кто-то мечтает оказаться в каком-то определённом значимом месте еще хоть раз. Не всегда это место есть на свете и по сей день (иногда это какая-то старая давно уже заброшенная деревня или дом, которого уже не существует) - есть инструменты, позволяющие работать над исполнением и таких желаний.

— А что нужно людям, которые пережили потерю? Что помогает им принять страшный факт и вернуться к жизни?

— Самое страшное - сделать шаг в боль и взглянуть туда. Но если посветить туда фонариком, то горе выйдет из сумрака и примет понятную форму. Важно осознать потерю. Увидеть тело умершего близкого, иметь возможность прикоснуться, попрощаться, увидеть место захоронения - то, что помогает осознать потерю, если это смерть. Дать потере имя - назвать то, что с тобой произошло, что ты утратил. Перепрожить свою историю, проговорить ее вслух (классно, если это будет происходить в сопровождении доулы смерти) этап за этапом - будто, бережно укладывая по полочкам сознания, аккуратно встраивая потерю в свою жизнь. На пути к принятию помогают ритуалы. Как общеизвестные и традиционные, например, омовение тела или отпевание в церкви, так и очень локальные, индивидуальные, собранные специально для конкретного клиента или всей его семейной системы. Потеря - это навсегда. Часть жизненного пути, часть нас. Постепенно она занимает свое тихое место в жизни и после иногда источает оттуда легкий свет.

— А вы сами боитесь смерти?

— Да. Я боюсь беспомощности в старости. Признаться честно, мне бы хотелось все осознавать и быть в состоянии заботиться о себе. Мне страшно думать о том, что я могу однажды обернуться тяжким бременем для своей семьи. Еще боюсь внезапной смерти, пока мои дети не выросли, не стали взрослыми, пока у них не отвалилась необходимость во мне, и они не научились справляться в своей жизни сами. И смерти детей я очень боюсь. Потому что в них мои вера, надежда и любовь, в них переплетено мое прошлое, настоящее и будущее. Я не видела за свою жизнь утрату тяжелее, чем родительская.

— О влиянии смерти на жизнь человека

— Это похоже на зеркало. Отношение к смерти во многом отражает нашу жизнь. Вглядываясь в смерть, яснее видишь, как выглядит твой путь. Осознание и присвоение своей собственной мортальности позволяет острее ощущать жизнь и значимость каждого момента, чувствовать свои истинные желания. Дарует мотивацию жить полнее и насыщеннее, пробовать новое, выбирать лучшее для себя, двигаться туда, куда приглашает внутренний зов. И это похоже на вкусное блюдо, которое ты ешь прямо сейчас, и, заметив, что оно скоро закончится, улавливаешь, как каждый следующий кусок становится еще вкуснее. Смотреть в сторону своей смерти, значит, ее видеть - вот он впереди рубеж. Переход.

Только сегодня мне рассказали, что в такой-то соцсети почти не пропускают рекламу каких-либо ритуальных услуг, объясняя это пропагандой смерти. Звучит довольно дико. Как будто бы смерть сама по себе это что-то противозаконное. К сожалению, на сегодняшний день тема смерти остается табуированной. Она до сих пор сплошь увешана домыслами и суевериями, из которых рождается множество страхов и нежелание смотреть в ее сторону - мол, «если я не буду на нее смотреть, Смерть пройдет мимо и не тронет

меня». Но однажды она не пройдет. И это никак не зависит от того, говоришь ты о ней или нет, смотришь в ее сторону или спешно отворачиваешься. Это естественный обязательный этап цикла жизни. Бояться смерти - нормально. Неизвестность страшит. Один большой страх можно разбить на несколько составляющих. Достаточно ли полно я живу свою жизнь? Все ли я сделал, что хотел? Что будет с моей душой? Есть ли и какая жизнь после смерти? Как скоро меня позабудут близкие? Буду ли я что-то помнить после? Больно ли это? И с этим уже проще работать. Не «снова на пути стена, и я ее пройти должна», а по кирпичику.

— Можете дать несколько советов людям, у которых тяжело болен или умер недавно близкий человек?

— Я не лечу, не чиню, не сужу, не говорю «как же я тебя понимаю» и не даю советов. Кто я, чтобы их давать? Доула держит безоценочное, принимающее, бережное и устойчивое пространство для тебя, всех твоих чувств и проявлений. Что является благотворной средой для работы горя. Тут можно говорить обо всем и делать все, что хочется, не боясь осуждения, косого взгляда или «Ну сколько можно горевать? Хватит уже!» Можно плакать, выть, рычать, кричать, кататься по полу. Где ты находишься сейчас? В какой точке? Каково тебе в этом? Куда бы ты хотел(а) в итоге прийти? Вопросы помогают ориентироваться на местности, исследовать мысли, чувства, состояния, горе, находить решения. Но доула не про советы. Самое прекрасное в доульстве то, что это история о целительности качественного бережного внимательного человеческого контакта. «Когда человеческое во мне встречается с человеческим в тебе» - так звучит девиз доульства смерти. Я здесь для тебя.