Почему казахстанцы все чаще недовольны стоматологической помощью и что должны изменить врачи и государство, чтобы вернуть доверие пациентов? Эти вопросы корреспондент ИА «NewTimes.kz» Нелли Адаменко задала президенту Экспертного сообщества стоматологов, врачу-стоматологу, кандидату медицинских наук, доктору PhD Мейраму Раганину.
— Мейрам Уахитович, как сегодня обстоят дела со здоровьем зубов у казахстанцев?
— К сожалению, состояние зубов у наших граждан оставляет желать лучшего. Распространенность кариеса среди детей очень высокая. Несмотря на то что лечение детей до 18 лет финансируется из средств Фонда социального медицинского страхования, проблема не решается. Возможно, это связано с тем, что программа ОСМС направлена на лечение заболеваний, таких как кариес, пульпит, периодонтит, а профилактика недостаточно освещена. Хотя профилактика заболеваний проще и дешевле, чем лечение.
— Как вы оцениваете уровень подготовки казахстанских стоматологов?
— Наши медицинские университеты делают все возможное для качественного обучения студентов, исходя из имеющихся ресурсов. Вижу, как преподаватели, включая деканов, искренне переживают за уровень подготовки своих выпускников, например, Сауле Сериковна Есембаева в Казахском национальном медицинском университете и Виолета Робертовна Деточкина в Медицинском университете «Астана». Высокий уровень преподавания также отмечается в карагандинском и семипалатинском медвузах. Хороших специалистов выпускает и Актюбинский медицинский университет.
Базовые знания в наших вузах даются на достойном уровне, но это только основа. Молодым врачам предстоит учиться дальше на практике, совершенствуя свои навыки. Здесь мы сталкиваемся с проблемой — отсутствием наставничества. Выпускник проходит интернатуру и получает сертификат, который позволяет ему лечить пациентов, но далеко не все молодые врачи могут объективно оценить свои возможности. Опыт приходит со временем, и очень важно, чтобы рядом был наставник, который поможет избежать ошибок. В Советском Союзе система наставничества была обязательной, и она действительно работала: молодые врачи всегда находились под присмотром опытных коллег, к которым можно было обратиться за советом.
Сейчас Национальный комитет по стоматологии поднимает этот вопрос. Многие молодые врачи понимают важность наставничества и стараются найти себе учителя, но удается это не всем. Считаю, что в системе постдипломного образования наставничество должно быть обязательным элементом. Об этом говорят и преподаватели медицинских вузов, и практикующие врачи. Первые два-три года работы рядом с молодым врачом должен находиться опытный коллега — это необходимо прописать в стандартах медицинской помощи. Однако на практике мало кто из опытных врачей готов тратить свое время на наставничество, так как они очень востребованы пациентами и их расписание часто занято на недели вперед.
— Для чего было создано Экспертное сообщество стоматологов и как оно помогает казахстанцам?
— Сообщество было создано в 2019 году по инициативе ведущих стоматологов страны. Основная его цель — повышение уровня системы экспертной службы в Казахстане и помощь гражданам в решении проблем, возникающих в результате оказания стоматологической помощи.
Большинство пациентов недостаточно осведомлены в медицинских вопросах. Мы предоставляем им экспертов, которые помогут защитить их интересы в случае спорных ситуаций. Стараемся увеличить количество экспертов-стоматологов из числа опытных врачей, обучая их экспертной работе, в том числе через Единую казахстанскую ассоциацию стоматологов. Эти специалисты затем включаются в реестр независимых экспертов Министерства здравоохранения.
— С какими вопросами чаще всего сталкиваются пациенты? Куда им жаловаться, если они пострадали от действий стоматологов?
— В любом конфликте между врачом и пациентом, как правило, есть какая-то врачебная ошибка. Доверие пациента к врачу составляет 50% успеха лечения. Недоверие возникает, когда пациент не получает ожидаемого результата и начинает сомневаться в компетентности врача. Это не всегда вина специалиста, иногда причина в особенностях организма пациента.
Конфликты могут возникать из-за недопонимания между стоматологом и пациентом. Врач мог неправильно отреагировать на сомнение или просьбу пациента. Важно помнить, что врачи тоже люди и часто работают в стрессовых условиях. Бывают и реальные ошибки из-за недостаточной квалификации, а также случаи врачебной халатности. К сожалению, иногда возникают ситуации, когда пациент сознательно пытается разыграть конфликт и требует возврата денег и компенсации морального ущерба. Но решение о возврате средств и компенсации принимает только суд.
Читайте также: Женщина выиграла суд против решившего вылечить все зубы за один раз стоматолога
Пострадавший пациент может обратиться к нам напрямую или написать жалобу в Комитет контроля качества медуслуг при Минздраве, который затем направляет дело к нам. Мы создаем консилиум, в который входят лечащий врач, наши эксперты и доктор, предложенный пациентом. Обычно в комиссию входят как минимум три врача-эксперта — терапевт, хирург и ортопед или ортодонт-стоматолог. Комплексный подход помогает объективно оценить ситуацию и предложить выход. Мы предлагаем пациенту продолжить лечение у более опытного врача, который сможет исправить ошибку. В случае необходимости расходы на лечение обсуждаются между клиниками.
Существует и другой путь — судебное разбирательство, но это долгий и дорогостоящий процесс. В итоге пациент может столкнуться с тем, что его требования не будут удовлетворены и ему придется оплачивать судебные издержки.
Как президент Экспертного сообщества стоматологов, я призываю граждан Казахстана стремиться решать вопросы мирным путем.
— Возможно ли, что врачи не захотят исправлять ошибки своих коллег или избегать взаимодействия с конфликтными пациентами? Как избежать ошибок в лечении и протезировании зубов?
— Чтобы избежать подобных ситуаций, необходимо придерживаться нескольких правил. Прежде всего нужно тщательно выбирать врача, а не клинику. Самым надежным способом является рекомендация близких и отзывы пациентов.
Пациент имеет право запросить лицензию клиники и сертификаты врача. Сегодня многие пациенты обращаются к имплантации зубов — процедура это дорогая. Важно, чтобы с пациентом был заключен договор и подписано информационное согласие на инвазивное вмешательство. На пациента должна быть заведена медицинская карта, и это касается не только имплантации, но и любого другого стоматологического лечения. Часто врачи игнорируют эти обязательные формальности, но без них пациенту будет сложно доказать факт оказания помощи в случае конфликта.
Если у пациента возникают сомнения в методике лечения, он должен сначала обсудить это с врачом. Если вопрос не решен, можно обратиться к руководству клиники, которое в большинстве случаев реагирует оперативно. Если и это не помогает, пациент может обратиться в Комитет контроля качества медуслуг при Минздраве РК. Представители проведут проверку клиники и оценку оказанной помощи. В случае выявления нарушений будут приняты соответствующие меры в отношении клиники и доктора.