«Телибеков — уйгур, стукач и шпион!»: Глава СМК о ярлыках, сатире и отношении религии к этому

Глава незарегистрированного Союза мусульман Казахстана и несуществующего Мусульманского комитета по правам человека в Центральной Азии, как следует из wikipedia.org, Мурат Телибеков дал интервью корреспонденту ИА «NewTimes.kz».

фото: Адил соз

Расскажите, что же это за организация такая — Союз мусульман Казахстана? Чем она занимается, для каких целей была создана?

— Во всем мире о Союзе мусульман Казахстана слагают мифы и легенды. И только на родине приходится объяснять журналистам, что такое СМК и с чем его едят. Воистину нет пророка в своем отечестве. Однако в знак уважения к Вам объясню нашу историю более подробно.

Начну с незапамятных времен. Когда на Земле появились первые люди, они решили сгруппироваться, чтобы противостоять мамонтам и саблезубым тиграм. Многим приматам это не понравилось. Они сидели на деревьях, ели бананы и кричали во все горло: «СМК нигде не зарегистрирован! Это самозванцы! Телибеков — уйгур! Он сектант, стукач, шпион!». Однако люди не обращали на них внимания и занимались своим делом. С тех пор прошло примерно 100 тыс лет. Многое изменилось. Приматы спустились на землю, надели смокинги и башмаки. СМК зарегистрировался в юстиции и продолжил сеять разумное, доброе, вечное.

В 2017 году от Рождения Христова наш ДУМК возглавил новый муфтий Серик Ораз. Приглядевшись к нему, я понял, что это толковый парень, и решил передать ему бразды правления. Таким образом, выполнив свою историческую миссию, Союз мусульман закончил свое существование. А Серику Оразу я строго наказал: «Делай все по уму и совести, чтобы не было стыдно за тебя!».

Сейчас перед нами стоят другие задачи. С министерством по делам религий мы готовим еженедельную телевизионную передачу, посвященную борьбе с религиозным экстремизмом. Обратились за помощью к министру информации Даурену Абаеву. Надеемся, что, будучи прогрессивным руководителем, он поддержит этот проект.

Будучи главой вроде бы серьезной организации, Вы зачастую распространяете насмешливые и порой провокационные высказывания. Как юмор и сатира сочетаются с религией?

— Люди выхолостили религию, превратили ее в скучную, аскетичную идеологию. Все основатели великих религий, будь то Христос или пророк Мухаммад, были веселыми, жизнерадостным людьми, которые не чурались земных радостей. Тот, кто не умеет смеяться, не умеет жить. Не понимающий юмора, не понимает Бога.

Видимо, именно поэтому на любое резонансное событие у Вас всегда есть свое мнение, обычно сатирической направленности. Так проявляется Ваша гражданская позиция? Или Вы считаете себя борцом за справедливость, высмеивателем пороков?

Больше всего я не люблю, когда на меня навешивают ярлыки, пытаются классифицировать, поместить в определенную нишу. Я не считаю себя борцом. Я не знаю, что такое гражданская позиция. Еще в детстве родители научили меня тому, что такое хорошо и что такое плохо. С тех пор пытаюсь придерживаться этих правил.

Тем не менее сатира — главный способ выражения Вашего мнения. Какую цель Вы преследуете?

У меня нет цели. Я просто живу и выполняю свой долг. Нет здесь ничего мудреного. Мне надо вырастить детей, дать им необходимые знания, научить элементарным правилам выживания.

Кроме того, я должен следить за чистотой в доме и за его пределами, помогать тем, кто нуждаются в помощи.

То, что вы называете сатирой — это моя рефлексия, естественная человеческая реакция на события, которые происходят вокруг. Если в мире много смешного, в этом не моя вина.

Как считаете, Ваши высказывания что-нибудь меняют? Чиновники прислушиваются?

— Не знаю. Я не думаю о последствиях.

Знаете, иногда я чувствую себя землепашцем. Хожу и разбрасываю зерна по сторонам. Где-то они взойдут, где-то их съедят вороны, кто-то затопчет сапогами…

А как народ реагирует, замечаете?

— Социальные сети позволяют наблюдать за реакцией общества воочию. Часто на улице подходят люди и просят разъяснить им то или иное мое высказывание. Приходится разъяснять вплоть до мелочей: где смеяться, где хмуриться…

Почему так?

— По-разному. Чаще встречаюсь с откровенным непониманием. Однако не расстраиваюсь. Не все сразу. Не всем дарованы ум и проницательность в достаточной мере.

 А не боитесь шутить? Мало ли…

— Больше всего я боюсь бессмысленности в жизни. Именно это убивает чаще всего.

Какое-то время назад Вы сообщили: «Аллах осуждает взяточничество и мошенничество и, читая Коран в домах грешников, мы тем самым поощряем пороки». Потом, однако, заявили, что это высказывание было поспешным. Что заставило Вас изменить мнение?

— Искренние страдания людей, которые попали в беду. Я ненароком причинил им боль и постарался загладить свою вину.

Кто или что еще влияют на Ваше мнение?

— В первую очередь это самые близкие мне люди: жена, пятилетняя дочь, домашний кот, рыбки в аквариуме. Потом друзья, соседи, знакомые. На мое мнение влияют погода, деревья во дворе, прохожие, машины… Живой человек не может от всего этого отрешиться.

Вы удовлетворены своей деятельностью?

— Я знаю, что такое удовлетворить чувство голода или жажды. Быть удовлетворенным своей деятельностью?.. Ну, не знаю... Стараюсь не мучить себя риторическими

вопросами: «Что такое счастье? В чем смысл жизни?». Пусть об этом думаю другие. Мне это неинтересно. Для меня важен процесс, а не результат.

ИА «NewTimes.kz» ЗАПРЕЩАЕТ копировать и перепечатывать материалы агентства с пометкой «Эксклюзив», а также их фрагменты. ЗАПРЕТ распространяется на все зарегистрированные СМИ, а также паблики в Instagram.