«Я будто в отпуске»: Алматинка рассказала, почему эмигрировала в Канаду

32-летняя алматинка год живет в Канаде. Молодая женщина переехала туда с супругом и ребенком. Своими мыслями об эмиграции Алия поделилась с корреспондентом ИА «NewTimes.kz».

фото взято с сайта: istockphoto.com

Алия и ее супруг учились в США по программе «Болашак», но познакомились в Казахстане. Отработав положенные 5 лет на государство, пара эмигрировала в Канаду. Сейчас супруги учатся за счет университета в Монреале и воспитывают двухлетнего сына.

Мысли об эмиграции

До отъезда я работала в сфере управления человеческими ресурсами 6 лет. Начинала как специалист по рабочим разрешениям — подготовке документации для ввоза иностранной рабочей силы в Казахстан. Честно скажу, было сложно, были слезы, временами накрывали злость и апатия. Я соглашусь, что тогда у меня было мало опыта, я ошибалась.

Позже я перешла в крупную компанию, а последний год работала HR в иностранной компании для подразделения из 450 человек.

Английский язык я начала учить с 7 класса. Он давался мне легко. С 2008-го 2,5 года учила французский. Тогда я думала только о карьере, хотела поработать в Западной Европе. Я понимала, что смогу перевестись из казахстанского офиса в европейский только при условии эффективной работы и знания языков. Были конкретные преграды: нужно дослужиться до высокой должности, даже в этом случае сначала нужно несколько лет отработать в СНГ, переводы зависят от руководства, а оно часто менялось.

Я не видела результат своего труда, при этом устала постоянно доказывать, что умею работать, понимая, что моя судьба зависит от очередного начальника.

Поэтому со временем идея с корпоративным переводом отпала. Я начала думать, как стать независимой и конкурентной на международном уровне. И в 2014 году возникла идея об эмиграции в Канаду. К тому времени у меня было все — семья, опыт, языки и стремление.

Грустные моменты

Из грустных моментов — это тенденция привлечения иностранцев на разные позиции в Казахстане. Поделюсь своим видением, как человек, проходивший все круги бюрократии. Отмечу, что я не против конкурентного рынка труда, но я за то, чтобы иностранные специалисты действительно были сильными и реально приносили вклад. Не на бумаге, а на деле. Во-первых, специалисты должны быть реально редкими. Не только по квалификации, но и по результатам дел. Нам не нужны просто директора филиалов, эти люди должны показать ощутимый результат на предыдущей работе. Нам не нужен просто HR-директор, а тот, который, к примеру, провел успешно оптимизацию и смог не только не потерять прибыль, а увеличить ее в историческом разрезе 3-5 лет.

Нам не нужны кузнечики, прыгающие из страны в страну каждые 2-3 года, а нужны те, кто потом отчитаются за свои результаты в историческом масштабе.

Если иностранные специалисты средние, то нельзя брать их на работу, не изучив местный рынок, потому что местные специалисты не хуже, им просто платить нужно соответствующе, а не в 2 раза меньше.

Во-вторых, нужна инфраструктурная база, чтобы редкие специалисты приезжали в Казахстан и делились опытом. То есть если правительство хочет современный завод, сначала постройте его, а потом пригласите немца или японца, национальность в этом случае — это условность, и не мешайте ему воплощать свой замысел.

В-третьих, поставьте цель перед иностранным специалистом на время его пребывания в должности. Цели должны быть у всех. Достижение целей хорошо видно по тренерскому штабу мировых футбольных клубов. Если иностранный менеджер не справился с работой, его поменяют на более компетентного специалиста. Экспат должен предоставлять план работы на год, а нанявшая его компания не должна придумывать оправдания, чтобы оставить его.

Мне лично приходилось выдумывать вклад в развитие компании, а иностранный специалист даже не догадывался, что его рабочая виза зависит от «креативных» навыков HR-специалиста.

Важно, чтобы госорганы были абсолютно беспристрастными. Но это из мира фантастики. Потому что у нас все лоббируется. У меня была внутренняя борьба с собой. Я ведь понимала, что мне приходится приукрашивать факты, а параллельно думала, ведь я не хуже, а в чем-то даже лучше. Я моложе, с опытом, готова на риски.

Я готова к ответственности, но никто не верит в меня и не дает проявить способности. Часто меня посещали мысли о том, что у меня непривлекательный паспорт.

Вскоре эти мои мысли подтвердились, потому что на работе мне сказали об этом открытым текстом. Тогда моя мотивация спала на ноль, потому что я работала и хотела работать, а мне не давали выложиться на 100% из-за барьеров.

Ниша в Канаде

Сейчас я учусь в университете McGill по программе HR-management. Поскольку в Казахстане этому практически не учат, я решила получить фундаментальные основы этой профессии. Кстати, мой опыт очень помогает мне, но Запад есть Запад. Он очень динамичен, тут знания быстро устаревают. Поэтому адаптироваться приходится быстро. Университетская программа современная, мы изучаем и анализируем тренды, даем возможные прогнозы по будущему рынку труда.

Канада не идеальна, здесь есть проблемы. Но у меня есть надежда на светлое будущее.

Канада входит в ТОП самых благополучных стран в мире. Мне важен баланс между семьей и работой, в этом плане Канада идеальна. Еще мне нравится культура людей, их вежливость, открытость, ненавязчивость, а самое важное то, что Канада — условно безопасная страна. По статистике, здесь меньше преступлений, чем в США или в других странах Западной Европы, при сохранении высокого уровня жизни, социальных гарантий и зарплат. Экология здесь шикарная. Кстати, прохладный климат мне по душе. Я люблю наблюдать все четыре сезона в году.

Я стремлюсь занять в Канаде свою профессиональную нишу, но я буду работать только там, где меня оценят объективно.

Я получаю по два предложения о собеседовании в месяц. Меня это радует. Но пока я сосредоточена на образовании и отпуске по уходу за ребенком.

Сравнение

В Канаде я всего один год. Адаптация проходит очень плавно.

Продукты качественные, по нашей кухне я несильно скучаю, привыкла к европейской.

Что бросается в глаза — это гражданское общество и спокойствие людей.

Здесь нет стресса на бытовом уровне. Я до сих пор чувствую себя в отпуске.

Потому что здесь не выматываешься так, как в Алматы. Здесь очень спокойно, иногда это даже непривычно. Быть спокойной, оказывается, тоже нелегко. Но я заметила, что привыкаю к этому. Мыслить позитивно здесь гораздо легче, чем в Казахстане.

Канадское правительство чувствует давление и ответственность перед обществом, и ты видишь, если чиновники делают что-то, они берут во внимание человеческие нужды. Канадцы считают, что они содержат правительство за счет своих налогов, и это правда, ведь налоги здесь высокие.

Чиновники отчитываются перед населением: почему сделали именно так, а не иначе. Я вижу в этом логику. Я вижу, что здесь больше профилактики, чем борьбы с последствиями. Конечно, здесь есть и сложные для понимания моменты, например, половое воспитание с первого класса, легализация канабиса, выбор пола, но я думаю, что я, как ответственный родитель, смогу со временем объяснить своим детям, что хорошо, а что плохо.  

Возвращения в Казахстан пока в моих планах нет.

Я остаюсь на связи с родными и друзьями, всегда приглашаю их к себе. Сама буду приезжать в Казахстан раз в 2-3 года.

Будущее Казахстана

Будущее у Казахстана однозначно есть. Это образованная молодежь и сильный средний класс.

Нужно открывать дорогу молодым. Мало менять людей на местах, нужно менять систему.

Нужны честность и принципиальность, образованность и безопасность. Нужно убирать все искусственные барьеры. Нужна настоящая национальная идея. Нужно строить гражданское общество. Нужно убрать стресс на бытовом уровне. Нужны социальные гарантии от государства. Нужна достойная оплата труда всем жителям страны. Нужно, чтобы учителя, врачи, полицейские не думали о выживании, а думали о своей профессии, о том, как им повезло с их любимой работой. Нужны беспроцентные займы на обучение.

Нужно инвестировать в людей, только они способны принести глобальные изменения.

Я, HR, хорошо понимаю, на что способен мотивированный человек. В противном случае люди уйдут к конкурентам. В масштабах страны конкуренты — это другие страны.

ИА «NewTimes.kz» ЗАПРЕЩАЕТ копировать и перепечатывать материалы агентства с пометкой «Эксклюзив», а также их фрагменты. ЗАПРЕТ распространяется на все зарегистрированные СМИ, а также паблики в Instagram.