«Не отказывайтесь от своих детей»: Создавшие бизнес в Астане близнецы-инвалиды благодарны матери за ее силу воли

Братья-близнецы Ильдар и Ильнар Айтняковы родились с диагнозом ДЦП. Но это не помешало им выучиться по гранту, создать семью и к 27 годам открыть собственный бизнес в Астане, передает корреспондент ИА «NewTimes.kz».

Близнецы родились и выросли в Павлодаре. У них есть старшая сестра. Мать воспитывала троих детей в одиночку.

Сейчас Ильдар и Ильнар арендуют небольшой, но уютный офис по улице Жирентаева в Астане. Здесь молодые люди и поведали о своем пути к большой победе за жизнь.

СТЕРЖЕНЬ

Ильдар: Мы не жалуемся. Нет смысла обижаться и жалеть себя. Нас так воспитала мама — надо всегда вырабатывать в себе силу воли. С детства нам говорили, что внутри должен быть жесткий стержень.

Я не могу сказать, что мы росли без отца, он был, но участия в нашей жизни не принимал. Мама сыграла большую роль. Даже не знаю, что было бы, если бы не она. Посмотришь на других людей, у кого дети-инвалиды, они наплевательски относятся к ним: есть и есть, лежат и лежат. А у нас другой случай.

МУЗЫКАНТ И ИНЖЕНЕР

Ильдар: Школу окончили в Павлодаре, обучались на дому 11 лет. Без поблажек сдали ЕНТ, поступили на грант. Мы тогда были первыми инвалидами, поступившими по гранту в Павлодарский государственный университет. В итоге я преподаватель музыки по образованию. Играю на домбре, окончил музыкальную школу с красным аттестатом.

Брат окончил медицинское приборостроение, он инженер.

Самый сложный период — это преодоление домашней обстановки. Когда началась студенческая жизнь, были свои преграды… Да всякое было, конечно. Но сейчас вспоминается только хорошее.

ЗАЯВИТЬ О СЕБЕ

Ильдар: Долго ждали квартиры от государства. И не дождались. Не дали нам ее. В Павлодаре терять было нечего. Решили переехать в Астану и начать жизнь с чистого листа. Это всего два года назад случилось. Сейчас я живу с мамой, а брат с семьей снимает квартиру — у него двое детей.

Было время, когда мы ходить не могли. Несколько лет назад съездили на операцию, после этого стало легче. Я передвигаюсь на костылях. Брат, правда, в инвалидном кресле.

Получаем пенсию по инвалидности — это 54 тыс тенге. Но мы не просим ни у кого денег, мы хотим заявить о себе.

БИЗНЕС

Ильдар: В 2003 году нам подарили компьютер, тогда мы и начали самостоятельно изучать IT.

В 2006 году появились первые наброски своего сайта. Идея создания сервисного центра возникла давно. Просто не было финансов, чтобы воплотить ее. Честно скажем, нам помог очень хороший человек. Он поверил в нас и дал деньги. Я считаю, что на пути нам всегда встречались только хорошие люди. Они поддерживали нас, помогали.
Мы работаем четвертый месяц. До этого мы сидели в другом офисе, но туда люди не шли. Долго искали другое помещение, были проблемы, где-то нас не принимали, дескать, зачем нам инвалиды. А здесь приняли. Тяжело по этим лестницам ходить, но мы работаем, приносим пользу людям, а это главное.

Основная задача нашей компании — ремонт техники: компьютеров, ноутбуков, принтеров, сотовых телефонов. Уже клиенты пишут о нас в соцсетях, рекомендуют. Это очень приятно.

В будущем мы хотим предоставлять рабочие места инвалидам, чтобы ребята работали. Сколько их в центрах занятости, а работу найти не могут.

Была такая очень занятная история с моим братом: центр занятости устроил его в дочернюю компанию крупной стройкомпании, но надолго там не задержался — его попросили уволиться якобы по собственному желанию. Центр занятости — это фикция, показуха.

ПО ВСТРЕЧНОЙ

Ильнар: В Казахстане нет условий для инвалидов. Пандусы по 90 градусов, пороги, которые невозможно переехать, бордюры высокие, тротуары… Я на своей коляске езжу по дороге, по встречной полосе.

Это очень печально, что из всего, что говорят наши власти, делается мизер. Такие люди не поймут, пока сами не сядут в коляску. Я состою в партии «Нур Отан», и что? Сколько раз я ходил туда, писал им о своей каждодневной боли… Не поймут депутаты… В акимате на нас даже внимания не обращают.

Как-то поехал в государственную больницу, руку повредил. Меня отправили на платную процедуру. Сказали, что у них операционная чистая. А я, получается, грязный?

ЖЕНЩИНЫ-ГЕРОИНИ

Ильдар: Матери, воспитывающие детей-инвалидов, — это женщины-героини. Это женщины из разряда русских женщин у Некрасова, или портрет жен декабристов. Я бы так охарактеризовал. Здоровых детей бросают, а они своих нет. Я хочу пожелать им терпения. Не отказывайтесь от своих детей. Мама всегда говорила нам: здорового ребенка жалеть нельзя, а больного ДЦП или страдающего другим отклонением жалеть нельзя вдвойне.