В январе 2020 года производство сигарет и прочей табачной продукции увеличилось на 26,5% за год и составило 521,2 млн штук. При этом в соответствующем периоде 2019 года производство показывало спад на 33,5% — до 412 млн штук, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на energyprom.kz.
В целом за январь — декабрь 2019 года производство сигарет составило 17,4 млрд штук — на 4,1% меньше, чем по итогам 2018 года (18,1 млрд штук).
Крупные производители табачной продукции в Казахстане — JTI Kazakhstan и «Филип Моррис Казахстан». Обе компании осуществляют деятельность в Алматинской области и входят в топ-15 крупных налогоплательщиков страны.
В январе этого года наблюдается рост цен на сигареты. Средняя цена одной пачки сигарет увеличилась на 10,4% за год и составила 452,5 тенге.
Напомним, с 1 января 2020 года ставки акцизов на сигареты повышены на 13,8% — до 9 900 тенге за 1 000 штук (в 2019 году — 8 700 тенге/1 000 штук), что является одной из главных причин роста цен на сигареты.
Дороже всего пачка сигарет обходится жителям Актобе — 485 тенге. Раскошелиться больше всех придется также жителям Нур-Султана (478 тенге за пачку), Костаная (476 тенге), Актау (471 тенге) и Кокшетау (468 тенге).
В целом в восьми из 18 крупных городов страны цены на сигареты выше среднего значения.
Дешевле всего пачка сигарет обходится жителям Талдыкоргана (423 тенге), Атырау (433 тенге) и Петропавловска (439 тенге).
Стоит отметить: табачная эпидемия является одной из самых значительных угроз для здоровья населения, когда-либо возникавших в мире. По данным всемирной организации здравоохранения, ежегодно от нее гибнет более 8 млн человек.
Более 7 млн случаев смерти происходит среди потребителей и бывших потребителей табака и более 1,2 млн — среди некурящих людей, подвергающихся воздействию вторичного табачного дыма.
Из 1,1 млрд курильщиков в мире 80% живут в странах с низким и средним уровнем дохода, для которых характерно наиболее тяжелое бремя болезни, обусловленное употреблением табака.
В Казахстане доля расходов населения на табачные изделия значительно выросла за последние пять лет: если в 2014 году показатель составлял 0,9% от общей суммы расходов населения, то в 2019-м — уже 1,5%.
Сумма расходов казахстанцев на табачные изделия за последние пять лет растет в среднем на 19,8%. То есть рост цен в секторе скорее повышает расходы, чем снижает уровень продаж.