За вовлечением казахстанцев в массовый спорт из своих кабинетов следят члены правительства и 156 депутатов парламента. А еще два президента одновременно. В понедельник, 24 февраля, на правчасе в Мажилисе о мерах по развитию массового спорта парламентарии цитировали обоих. Особенно все запомнили высказывание Касым-Жомарта Токаева о том, что развитие массовой физкультуры должно стать пирамидой, на вершине которой — чемпионы, а у основания — здоровая нация. Только выступающие упоминали его, когда хотели показать, насколько пирамида эта перевернута с ног на голову. Точнее, с основания на вершину, пишет автор ИА «NewTimes.kz» Анар Бекбасова.
Если бы за утренней атмосферой в зале пленарных заседаний следила молодежь, здоровьем и досугом которой, согласно повестке, сильно обеспокоились депутаты, они бы поставили в своих смартфонах смайлик «ми-ми-ми».
Все эти долгие рукопожатия и поцелуи щека к щеке со стороны, действительно, казались настолько милыми, что человек несведущий так сразу бы и не догадался, что встреча эта с министром культуры и спорта Актоты Раимкуловой исключительно деловая.
Ровно четыре года назад, когда депутаты в этом же зале обсуждали проблемы вовлечения граждан в массовый спорт, достижения правительства совсем не впечатляли. С тех пор ситуация не только не улучшилась, а как признаются сами парламентарии, стала только хуже.
На этот раз министр культуры и спорта принесла на суд депутатов позорную статистику: по итогам прошлого года охват населения, систематически занимающегося физкультурой и спортом, составил 30,6% от общего населения. В Канаде, Австралии и Японии этот показатель превышает 60%. Даже в соседней России массовым спортом занимается больше половины всех граждан. Если оценивать динамику, в Казахстане рост вовлеченности населения в массовый спорт в сравнении с 2014 годом составил всего лишь 5%.
«1970 школ (27% — А.Б.) не имеют спортивных залов. Сеть спортивных и спортивно-оздоровительных сооружений на селе удовлетворяет запросы сельского населения только на 30%. Данное положение не позволяет полностью обеспечить проведение обязательных уроков по физическому воспитанию, не говоря уже о работе спортивных секций», — честно сообщила министр Актоты Раимкулова во время выступления на правчасе.
Если в чем-то не хватает стабильности в нашей стране, то только не в делах массового спорта. Как и четыре года назад, в селах, да и в городах тоже, не хватает тренеров и спортивно-оздоровительных комплексов. Оснащенность спортивной инфраструктурой, оборудованием такая же низкая. Депутаты констатируют: с 2018 по 2022 годы в стране должны построить 100 физкультурно-оздоровительных комплексов.
Но темпы возведения совсем не те, что обозначены в стратегических планах.
В 2019 году вместо запланированных 22 комплексов возвели только 13. В этом году рассчитывали построить 32 комплекса, но стройка идет только на семи объектах.
Министр же настроена оптимистично и все еще верит, что обещанную гражданам сотню физкультурно-оздоровительных комплексов до конца 2021 года все же построят, даже если для этого придется привлечь средства областных акиматов.
Во время обсуждения вице-спикер мажилиса Гульмира Исимбаева усомнилась в том, что в региональных бюджетах хватит денег.
«Гульмира Истайбековна, большая часть расходов на спорт в государственном бюджете именно у местных бюджетов, — поспешила объяснить вице-министр финансов Татьяна Савельева. — В 2019 году 124,6 млрд тенге потрачено регионами, и здесь я отмечу, из этих денег 83,6 млрд тенге тратится на подготовку и участие сборных команд в международных, республиканских соревнованиях. То есть то, что сказал Елбасы (на самом деле президент Токаев — А.Б.) о том, что необходимо выстроить пирамиду, у нас пирамида немножко перевернутая (получается — А.Б.). Поэтому здесь нужно менять, и как раз таки за счет этих денег, за счет того, что мы не будем покупать готовых спортсменов, а будем своих растить, здесь возможно исправить ситуацию.
Растить своих спортсменов у правительства не получается. И дело не только в том, что на физкультуру и спорт государство тратит только 1,4 процента от ВВП. Большая часть денег уходит на финансирование профессионального спорта».
«Мы считаем, что нужно законодательно запретить акимам финансировать профессиональный спорт из бюджетных средств. Хватит уже! До 80% в регионах выделяющихся средств уходит на футболистов. Сколько можно? Я приведу пример. Недавно информация была: за 5 миллионов евро подписал какой-то клуб какого-то спортсмена (зарубежного — А.Б.). Это бюджет от 10 до 20 детско-юношеских школ! Это сотни наших детей! (...) Сколько можно?» — ругался акжоловский депутат Азат Перуашев, будто только сегодня узнал об этой проблеме.
На этом правчасе заботу о населении максимально красноречиво хотел проявить каждый, благо позволял регламент. Вспомнили даже о том, что больше 50% школьной мебели не соответствует санитарным требованиям, благодаря чему растет число детей со сколиозом и проблемами зрения. Рояль в кустах был даже у вице-спикера Гульмиры Исимбаевой.
«Только 26 школ в Казахстане имеют три спортивных зала, у них есть возможность вести три часа физкультуры, — сказала она, когда речь зашла о проблемах нехватки спортзалов, и дальше зачитала с листа:
Вот мне прислали из региона: в типовых зданиях имеется один спортзал от 132 до 300 квадратных метров, он ежедневно пропускает 40 классов в день, что составляет 20 классов за одну смену. В результате в среднем одновременно в одном зале занимаются четыре класса, или 100-120 учащихся. Вот подсчитайте, какие это условия. В спортивных залах четыре класса в четырех углах занимаются физкультурой. Кроме разминки на месте и бега на месте, что можно сделать? Это невыполнение стандарта. По большому счету, просто идет профанация урока физкультуры!»
Вице-министр образования и науки Шолпан Каринова тут же посчитала, что один час физкультуры в школах обходится бюджету в 17 млрд тенге в год. Проблему переполненных школ с одним спортзалом, в которых дети учатся в три смены, депутаты предпочли не упоминать.
Читайте также: «Смотрите, чтобы не было как в Кызылагаше»: Кто виноват в ежегодных паводках
Плохи дела с физкультурой не только в селах, но и в крупных городах. По показателям вовлеченности населения в массовый спорт в списке хронических аутсайдеров оказался даже Нур-Султан.
«При большом количестве фитнес-центров почему низкий охват — 29,2 %?» — не понимал депутат Фахриддин Каратаев.
Заместитель руководителя столичного управления культуры и спорта Берик Маржикпаев начал было неуверенно отвечать, что на показатели влияет рост городского населения. Но потом вдруг решил защищаться:
«По статистике, наши показатели — 29,5%, а у вас — 29,2. Почему так? Это непонятно».
«Ну всего 0,3% расхождение, — рассмеялась Гульмира Исимбаева. — Мы вам задаем вопрос: почему ваш показатель ниже республиканского?»
«Чтобы вовлечь население города Нур-Султана, много у нас работы проводится, — парировал чиновник. — (…) Я уверенно заявляю, что к концу этого года 30-31 процент систематически занимающихся физической культурой и спортом будет».
«Вы статистику под нее подведете, да? — тут же поймала его Исимбаева. — На развитие массового спорта у вас какая сумма выделена?»
«229 миллионов. Утвержденный бюджет — 7 млрд, из них 4 млрд уходит на подготовку и участие…»
Исимбаева с раздражением перебила его:
«На массовый спорт только назовите выделяемую сумму из 7 миллиардов».
«На проведение спортивно-массовых мероприятий выделено 229 миллионов», — наконец-то признался Маржикпаев.
«Вот и пожалуйста — перевернутая пирамида! — победоносно констатировала вице-спикер. — Вы хотя бы один процент можете из этой суммы на массовый спорт выделить — 1-2 миллиарда?»
Маржикпаев набрал в легкие воздуха и хотел было пообещать невесть каких результатов. Но Исимбаева уже не замечала этого.
«В городе Нур-Султане финансирование массового спорта — на предпоследнем месте. На последнем — Западный Казахстан. Для столицы, я думаю все согласятся, это неприемлемые подходы. Ваши 229 миллионов уходят только на содержание спортивных учреждений», — с каменным выражением лица ругала Маржикпаева вице-спикер.
Слушать его аргументы вице-спикер больше не могла. Даже когда Маржикпаеву задали еще один вопрос и он путано начал отвечать, Исимбаева сделала ему замечание за невнимательность. Чиновник, ссутулившись, так и просидел до конца правчаса, исписав целый лист бумаги.
В выступлениях депутаты что только не предлагали: от создания отдельного министерства спорта, как раньше, до усиления контрольных функций действующего министерства, которым руководит Актоты Раимкулова.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Под занавес словами из популярного хита I like to move it в своем выступлении повеселил публику депутат Бекболат Тлеухан.
Таким креативом он хотел всего лишь сказать, что для вовлечения молодежи в массовый спорт нужно усилить пропаганду, совсем как в шоу-бизнесе.
«Ведь благодаря пропаганде не осталось непоющих людей. Есть голос или нет — все равно. Сейчас певцами считаются все, у кого есть рот», — с нескрываемым удовольствием читал Тлеухан свой текст, явно придуманный только что. И парламентарии громко засмеялись.
Строки из его экспромта можно, конечно, подвергнуть сомнению. Но в одном Тлеухан прав безусловно: пропаганда действительно творит чудеса. Может, без нее он и не стал бы депутатом.