Паводки и наводнения каждый год мучают казахстанцев. Чтобы бороться с ними, в правительстве даже приняли дорожную карту «Комплекс мер по предупреждению и устранению паводковых угроз на 2017-2020 годы» с 70-миллиардным бюджетом. Но изменить весенний сценарий все равно не получается, пишет автор ИА «NewTimes.kz» Анар Бекбасова.
Во вторник, 11 февраля, вице-министр внутренних дел Юрий Ильин сообщил на заседании комитета экологии и природопользования мажилиса, что в этом году половодье грозит Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской, Павлодарской, Северо-Казахстанской областям.
«С 2017-го по 2019 год реализовано 412 мероприятий дорожной карты на сумму более 30 млрд тенге. Вызывает опасения, что в 2019 году у нас невыполненными остались 36 мероприятий (больше всего в Туркестанской области — 11 — А.Б.) Причины — недофинансирование, неразработка проектно-сметной документации, поздняя реализация дорожной карты», — пожаловался депутатам Ильин.
По данным МВД, за три года реализации дорожной карты правительство минимизировало угрозы паводков в 724 населенных пунктах (уровень минимума не уточняется) из 1046, находящихся в зонах риска. Это значит, что жители 322 поселков и городов сейчас со страхом ждут весны.
Фото автора
Во время обсуждения депутат Галина Баймаханова заметила, что всего в стране 463 гидротехнических сооружения требуют ремонта. Большая их часть — в коммунальной собственности.
«Это чрезвычайно опасно для населенных пунктов, для промышленных предприятий. Отвечать-то, наверное, придется все-таки вам перед народом, перед людьми пострадавшими?» — предположила Галина Баймаханова.
«Мы не говорим, что не ответственны за любые происшествия, которые происходят в стране , — отвечал Ильин. — Но, к сожалению, можем констатировать факт: когда гидротехнические сооружения находились на балансе, в том числе республиканской собственности, подразделения комитета водного хозяйства не несли уголовную ответственность, когда происходила гибель людей. Получили сроки, в том числе сотрудники подразделений министерства по ЧС (когда было это ведомство — А.Б.). А Казводхоз оставалось в стороне. Я считаю, что в корне это не совсем правильно. Потому что каждый должен нести ответственность за свои мероприятия».
Представителей ни предприятия «Казводхоз», ни комитета по водным ресурсам на заседании не было.
Депутаты выделили на обсуждение проблем паводков только один час. Поэтому торопили друг друга, когда кто-то поднимал руку, чтобы задать вопрос.
«По Казводхозу регулярно претензии есть, но изменений мы не видим. Мне непонятно, почему это происходит, — призналась депутат Ирина Унжакова. — Если предприятие не работает и дорожная карта не выполняется, к нему же должны приниматься какие-то меры. На системном уровне присутствует этот процесс?»
«В 2019 году из 91 мероприятия выполнено 55, — словно статист отвечал Юрий Ильин. — Ответственность должностных лиц, курирующих замакимов, будет рассмотрена на заседании с участием вице-премьера».
Во время обсуждения депутаты заметили, что предстоящие паводки могут снова обострить проблему строительства объектов в водоохранной полосе.
Читайте также: Как соратники Елбасы восхищались, ностальгировали и даже немного обижались
Счет домов, построенных на таких участках, идет на десятки тысяч. В случае их затопления владельцы не смогут рассчитывать на компенсации.
«Сейчас проводится анализ, сколько населенных пунктов и какое количество домовладений (расположены в водоохранной зоне — А.Б.). Они составят, я думаю, многие десятки тысяч домовладений, которые оказались построенными, и сейчас экономическая целесообразность и возможность провести переселение и перенос этих хозяйствующих субъектов из водоохранных полос не представляется возможным», — сказал Ильин.
Депутат Марат Бопазов долго тянул руку и, когда ему наконец-то дали слово, сильно разволновался. Что он хотел сказать, понять было невозможно. Участники заседания разобрали только:
— Смотрите, чтобы не было как в Кызылагаше!
В этом году спасателям придется поработать не только в регионах, но и в столице. Нур-Султан завален снегом, даже в районах левобережных достопримечательностей.
Читайте также: «Вчера поплыл, сегодня замерз»: Астанчане жалуются на акимат
В кулуарах, во время интервью, Юрий Ильин всячески пытался избегать критических оценок состояния столичных улиц, но журналисты продолжали донимать его вопросами.
«Акимат реализует программы свои, финансирует эти мероприятия. Я вам сегодня как обыватель говорю, что пока недостаточно эффективно вывозится снег с территории города Нур-Султана. Есть объективные причины — выпало большое количество осадков, и не успевают — техника и люди устают. Есть и субъективные причины: может быть, неправильно была налажена работа коммунальных служб на определенных участках?» — наконец заключил вице-министр.
В конце заседания, когда депутаты договорились больше не задавать вопросы, чтобы не сильно нарушать запланированный регламент, мажилисмена Шавхата Утемисова осенила идея.
«Каждый год мы боремся с последствиями и не принимаем превентивных мер, — решительно сказал депутат. — Почему бы нам не разработать программу по строительству плотин?»
Анар Бекбасова