Столичные стражи порядка разработали секретный алгоритм помощи жертвам бытового насилия, всего лишь нужно позвонить на 102 и произнести кодовое слово. ИА «NewTimes.kz» рассказывает о том, помогло ли нововведение защитить женщин, оставшихся одни на один с тираном в запертой квартире.
Начиная с 26 марта, казахстанцы ушли на вынужденную самоизоляцию. За последние два месяца случаи бытового насилия в стране увеличились. Столица не стала исключением.
«В основном во время карантина семья находится в изоляции и, как правило, представители сильного пола злоупотребляют алкогольными напитками и на этом фоне возникают семейно-бытовые конфликты. Звонки, поступающие на канал 102, в основном доказывают это. В нетрезвом состоянии — 85% и 10-15% — на фоне ревности», — рассказали пресс-службе департамента полиции Нур-Султана.
В этой связи столичный департамент полиции предложил алгоритм действий для защиты жертв домашнего насилия. Женщина может обратиться в полицию по телефону 102, назвав кодовое предложение «Поступили маски и антисептики?» и назвать адрес проживания. Но на сегодняшний день по коду к правоохранителям обратилась только одна пострадавшая.
«Мы со своей стороны также обеспечили распространение памяток по алгоритму действий пострадавших от бытового насилия среди продавцов продовольственных магазинов и аптек. Они могут звонить на канал 102, телефон доверие 150 или на whatsapp 87081060810, телефон доверие кризисного центра работает круглосуточно 87172497889, телефон доверие ПЗЖН работает в рабочее время 87172716063.Анонимность гарантируется», — прокомментировали в полиции.
При этом в полиции отметили, во время ЧП число правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений незначительно увеличилось. «Звонков на канал 102 стало больше. Но, все они не являются правонарушениями, которые в последующим направляются в суд», — добавили в пресс-службе ДП.
Глава фонда «Не молчи» Дина Смаилова уверена, что женщины, которые сейчас находятся на самоизоляции из-за карантина, более уязвимы, и обращения в полицию в этой ситуации не особо помогут.
«Мы столкнулись с тем, что женщинам просто некуда пойти, она вот вышла и к родственникам нельзя или ехать далеко, она может пересечь блокпост. Полиция его забирает на три часа и возвращает, как правило, они после этого становятся еще более агрессивными, то если поступил вызов в полицию, то удвоенная агрессия или женщина выразила окончательное решение расстаться, то это усиливает трагедию в разы», — отмечает она.
Собеседница признается, у казахстанских женщин единственным способом защититься является открытое обращение в соцсетях и СМИ.
«Люди дома сидят, устали, конечно, от изоляции и напряжения. Поэтому конфликты возникают даже в таких семьях, где всегда было относительно благополучно. В нашей стране особое место занимает безнаказанность, потому что человек чувствует, что когда он после конфликта приедет в полицию, все будут на его стороне, похлопают по плечу: «братишка, ты так больше не делай». И ему выпишут бумажку, и, как правило, у нас первый раз проводят профилактическую беседу и все обходится бумажками. Мы в обществе не замечаем, как взращиваем такого человека, каждый раз, давая ему, реализовать себя через насилие и это уже становится потребностью», — рассказывает Смаилова.
«Закон позволяет женщин бить, совершать преступления, когда побои перенесли в административные нарушения, то есть это можно сравнить с выброшенным окурком. Настолько личность женщина обесценили, как человека», — заключила она.