Вернется ли Казахстан к дистанционному обучению в сентябре – мнение экспертов

С марта казахстанские школьники и студенты обучаются дистанционно. Разговоры о том, что такой формат останется и в следующем учебном году, не утихают до сих пор. В беседе с ИА «NewTimes.kz» эксперты дали свою оценку дистанционному обучению в Казахстане и размышляли, продолжится ли в будущем этот формат.

Фото с сайта pixabay.com

Депутат мажилиса парламента РК Ирина Смирнова считает, что электронные учебники и цифровизация оказались совсем не на том уровне, который требовался для дистанционного обучения. Оказалось, что никто и ничего не готово к таким вызовам, как ЧП и карантин.

«Дистанционное обучение вынесли на своих плечах педагоги, часто выходя из ситуации самостоятельно, находя ресурсы, составляя уроки, задания, обеспечивая непрерывную обратную связь с учениками. Родители также взяли на себя большую ответственность за получение знаний детьми. Вся семья включилась в процесс познания и обучения. Квартира стала школой, особенно когда в семье несколько детей»,  подвела итоги карантинной учебной четверти Ирина Смирнова.

Депутат полагает: как бы мы не корили дистанционный формат обучения, он появился сразу и для всех. Для многих такое обучение стало не только вызовом, но и отсутствием возможности доступа к образованию. Нет интернета, скорость низкая, нет компьютера или телефона, позволяющего присутствовать на уроке, и это только несколько причин.

«Мне рассказали такую историю. В семье, где несколько детей, все взрослые распределились в помощь каждому ребенку. Бабушке определили внучку-второклассницу. Позанимавшись, бабушка поняла, что не может помочь в обучении английскому языку, и записалась на онлайн-курсы английского языка. За лето собирается обучиться, чтобы в следующей подобной ситуации помочь внучке. И это в 75 лет новые горизонты!»  поделилась опытом одной семьи депутат. 

Ирина Смирнова отмечает, что опыт дистанционного образования тоже принес пользу — в изучении IT-технологий, в том, как можно разнообразить урок, в том, как можно выполнять домашние проектные работы, и так далее.

«Части учеников понравился формат дистанционного обучения, такие тоже есть. И они хотят продолжить учиться так и далее. Многие ребята увидели возможность получать дополнительное образование в дистанционном формате: занятие музыкой, кулинария, дизайн и другое. Так что польза тоже была. О том, как сложатся дела дальше, в новом учебном году, никто точно не знает. Это зависит от эпидемиологической ситуации. Хочу пожелать всем здоровья, усмирения COVID-19 и обучения в любимых учебных заведениях»,  подытожила Ирина Смирнова.

Консультант BTS-Education Бауыржан Абуов рассуждает, что в дистанционном формате обучения многое было некорректным и несвоевременным. Родители и учителя жаловались изначально, в итоге смирились. Например, помимо частных инициатив, не было никаких курсов для родителей или учителей.

«Смею предположить, что если провести исследование по замеру академических достижений учащихся за 4-ю четверть, мы увидим огромную пропасть. Особенно для учащихся начального и среднего звена (1-9 классы). Те инструменты («Кунделик», «БилимЛенд» и другие), к которым имело доступ большинство учителей, оказались не совсем эффективными. Они постоянно «падали», а родители и дети не понимали, что надо делать», — говорит Бауыржан Абуов.

Еще одной причиной относительного провала стала общая слаборазвитая цифровая грамотность населения, включая учителей, учащихся и родителей. Казахстанцы не смогли в полной мере воспользоваться крутыми инструментами, имеющими известность во всем мире. Свидетельством цифровой малограмотности могут послужить уже ранее озвученные результаты международных исследований PIAAC и ICILS.

«При этом министерство образования в текущей ситуации сделало многое. Например, были прописаны рекомендации от международных организаций по переходу на дистанционное обучение. Я читал руководство от Всемирного банка. И, согласно их инструкциям, профильное ведомство проделало немалую работу: сняли базовый учебный контент на видео и транслировали его по ТВ и интернету. Также довольно уместно подключили к образовательному процессу радио и почту, как бы это смешно ни звучало, что было в числе рекомендаций и четко продемонстрировало статус развития инфраструктуры и образования в нашей стране на данный момент», — считает эксперт.

По мнению Бауыржана Абуова, министерству образования и науки РК стоит и дальше развивать дистанционный формат обучения. Основные причины — две: первая — наверняка есть еще достаточно большое количество вирусов, о которых мы и не подозреваем, и подобная ситуация может повториться.

«Даже если убрать в сторону вирусные заболевания, то надо учитывать, что из-за экстремальных погодных условий мы ежегодно теряем огромное количество учебных дней. Например, некоторые зимы настолько суровы, что занятия для учащихся 1-4 классов отменяются чуть ли не на протяжении всей 3-й четверти (январь–февраль) в северных регионах. Также есть сегмент детей, которые учатся на дому постоянно, для них это тоже потенциально крутое решение. Также надо понять, что если у нас будет функциональный и рабочий инструмент или платформа для дистанционного обучения, то школьники из далеких населенных пунктов будут иметь доступ к качественному учебному материалу и учителям», — сказал Бауыржан Абуов.

Он отметил, что в ряде государств уже идет подготовка к началу следующего учебного года в дистанционном формате. Что касается Казахстана, то сейчас никто не может сказать, как в сентябре развернутся события. Решение — за государственными органами.

Показатели заболеваемости лишь растут. И в целях безопасности нам нужно быть готовыми к любому развитию событий.

Ранее министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов ответил на петицию «За традиционные очные школы». Он заверил, что никто очное образование отменять не собирается. Однако нужно быть готовыми к различным ситуациям, поэтому дистанционный формат также будет прорабатываться.