Умирающая рыба, ртуть в воде, пожары на свалках. Что переживает природа Казахстана?

Сегодня, 5 июня, весь мир отмечает День окружающей среды. Увы, мы часто не вникаем, насколько важно состояние природы для нашей жизни. И ни одна экологическая беда не проходит бесследно для страны и каждого отдельно взятого человека. Но чиновники, предприятия и люди не всегда задумываются об этом. Корреспондент ИА «NewTimes.kz» собрала несколько крупных экологических происшествий, случившихся в РК в разные годы, чтобы поразмышлять над вопросом: а что происходит сегодня с природой на родной земле?

Фото: Pixabay

Высыхание Аральского моря

При выражении «экологическая катастрофа в Казахстане» первое, что приходит в голову, — проблема Аральского моря. Вернее, его постепенное исчезновение. Когда-то Аральское море было четвертым по площади в мире. Но в 1960-е годы уровень воды стал постепенно снижаться. По некоторым данным, с 1961 по 2007 года Арал уже потерял около 1 тыс кубических метров воды.

Из-за этой глобальной экологической проблемы изменился и климат. Там, где было дно, появилась песчано-соляная пустыня Аралкум, и сейчас там периодически происходят сильные пыльные бури. Ситуация осложняется еще тем, что на высохших местах остались солевые отложения с химикатами в составе, и такие бури еще хуже влияют на здоровье. Эксперты утверждали, что ядовитые соли разносятся настолько далеко, что их даже находили в крови пингвинов Антарктиды и в лесах Норвегии.

Пропали почти все виды рыбы, закрылись порты, усилилась безработица, люди стали чаще болеть. По данным экспертов, многие жители Приаралья страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями, бронхиальной астмой, сахарным диабетом и ДЦП.

Сейчас Казахстан при поддержке и иностранных, и отечественных организаций пытается спасти и оживить еще не совсем погибший Арал. Но факт остается фактом: десятки лет подряд мало кто смотрел открытыми глазами на экологическую катастрофу.

Семипалатинский испытательный полигон и ядерные испытания

Еще одна страница учебника по истории Казахстана. Вернее сказать, сотни страниц, ведь влияние полигона на жизнь страны можно обсуждать достаточно долго. Для тех, кто «в танке», — это первый и один из крупнейших ядерных полигонов СССР, который функционировал с 1949 по 1991 годы.

В 1953 году там испытывали термоядерный заряд мощностью 400 килотонн, и, как пишут некоторые источники, после этого испытания часть полигона была заражена радиоактивными продуктами. До 1989 года здесь произвели минимум 468 ядерных испытаний, и не все проходили успешно. И радиация стала выходить за пределы полигона.

В 1989 году Олжас Сулейменов создал движение «Невада — Семипалатинск», которое стало объединением жертв ядерных испытаний, а спустя два года полигон закрыли. Позже Казахстан добровольно отказался от ядерного оружия, подписав Лиссабонский протокол.

Но вот в чем незадача: радиоактивный фон в этом районе до сих пор присутствует, но там живут люди. И немалую часть полигона использовали, чтобы пасти скот.

Более 1 млн человек признали пострадавшими от ядерных испытаний. Радиация повышает риск развития рака, а дети чаще рождаются с генетическими нарушениями.

Темиртау, черный снег, ртуть в реке и онкология

Пожалуй, один из самых измученных экологическими проблемами городов в Казахстане. Градообразующее предприятие «АрселорМиттал Темиртау» (АМТ) постоянно становится объектом нападок местных жителей. Дело в том, что Карагандинский металлургический комбинат — один из основных загрязнителей воздуха в Темиртау. В городе, где зимой лежит черный снег, люди болеют раком, в шахтах периодически происходят смертельные ЧП, а воздух пропах дымом. Кстати, именно ВКО и Карагандинская область — лидеры по заболеваемости онкозаболеваниями.

АМТ уже неоднократно штрафовали как минимум за превышение вредных выбросов в воздух и нарушения при обращении с отходами. Обычно сумма штрафа в год за нанесенный экологии вред составляет около 1,5 млрд тенге. А выбросы все продолжаются, хоть компания и обещает продумать проекты по уменьшению вреда окружающей среде.

Год назад «Азаттык» писал и о других экологических проблемах, например, о загрязнении ртутью донных отложений реки Нура и коллекторе промышленной площадки бывшего ПО «Карбид» в Темиртау. Речь шла еще и о золоотвале, который появился во времена работы электростанции, а также о том, что совсем рядом с городом находится полигон с масштабным захоронением ртутьсодержащих отходов.

Фото взято с Tengrinews

Павлодар и ртутное озеро на химзаводе

В Павлодаре своя беда — там уже много лет актуальна проблема ртутного озера. В регионе захоронены отходы бывшего химического завода, производящего хлор и каустическую соду, вдобавок в озеро Былкылдак сбрасывали сточные воды со ртутью. Но уже несколько лет назад звучали беспокойства экологов о том, что ртуть может попасть в воздух и воды Иртыша, несмотря на то, что пока глиняный могильник справлялся со своей задачей. А озеро-накопитель предлагали просто законсервировать.

В 2019 году снова прозвучали предложения о постройке под землей преграды против попадания ртутного озера в реку Иртыш. Экологи уверяли, что последствия могут стать предпосылкой для большой экологической катастрофы, потому что трансграничная река разнесет вредное вещество сразу в три страны — Казахстан, Россию и Китай. Проектировщики хотели начать строительство уже в 2020 году, но экологи и павлодарцы не согласились с таким решением, назвав его «безответственной полумерой».

Пожары на свалках твердых бытовых отходов

Депутат Арман Кожахметов в 2019 году заявил, что в РК свыше 82% полигонов ТБО не соответствуют экологическим и санитарным требованиям.

«На любом полигоне ТБО можно увидеть все: батарейки, люминесцентные лампы, медицинские отходы, электронику. Эти отходы, соединившись, дают токсичные соединения, которые окисляются, выщелачиваются и попадают со временем в подземные и поверхностные воды. В результате загрязняется большая территория высокотоксичными элементами. Наше отношение к системе управления ТБО — на уровне средневекового мышления. Мы просто выливаем помои в открытое окно, не думая о последствиях своих действий», — говорил в свое время руководитель палаты экологических аудиторов РК Роман Честных.

В Казахстане сейчас активно планируют подойти к этому вопросу, но за предыдущие годы уже успело произойти несколько пожаров на свалках ТБО в разных городах. А горящие токсичные отходы — двойной удар по атмосфере.

В мае 2019 года степногорские пожарные тушили огонь на полигоне бытовых отходов. От сильного смога люди задыхались несколько дней, а мусор разгорался снова и снова.

В том же году аналогичная ситуация произошла в Уральске: там из-за горевших ТБО стоял сильный запах гари и дыма. Кстати, местный полигон давно обещали закрыть, но все никак.

«Мы лежим с сыном в областной детской больнице. Она расположена в поселке Зачаганске. Ночью проснулись от едкого дыма и рези в глазах. Здесь есть дети в тяжелом состоянии, они вынуждены дышать этой гарью», — рассказывала Ирина Утешалиева.

Следом в такой ситуации оказались жители Усть-Каменогорска. На местной свалке горело 7 млн тонн мусора. Экологи изучили воздух и выяснили, что в смоге, который появился из-за пожара, в 5-10 раз превышены предельно допустимые концентрации сероводорода и формальдегида.

И в том же году крупный пожар случился близ Алматы. Жители южной столицы чувствовали сильнейший запах гари и дыма. Оказалось, произошло крупное возгорание на полигоне ТБО. Проект Airkaz.org сообщал, что содержание опасных частиц РМ 2.5 достигало 133 при норме 10-30.

Свалки переполнены, горение ТБО опасно токсичными выбросами в воздух, поэтому чиновникам пора ускориться в решении этой проблемы.

Пожар на полигоне бытовых отходов в Алматы

Массовый мор рыбы из-за химических выбросов

В разных регионах регулярно фиксируют массовый мор рыбы и падеж скота. Одним из самых громких случаев стал инцидент в конце 2018 года на реке Урал, когда погибли особо ценные осетровые виды.

Из реки позже выловили 10 тонн мертвой рыбы, полиция завела уголовные дела. После потепления оставшаяся рыба всплыла на берег, и волонтеры помогли собрать 1,3 тонны. МВД взяло дело на расследование, а позже стало известно, что ущерб от гибели рыбы на реке Урал составил более 400 млн тенге. Экспертизы показали, что рыба отравилась хлором, а виновником оказалось «Атырау су арнасы», бывшее руководство которого получило тюремные сроки и запрет на работу.

 «Прежде всего, необходимо сохранить уникальный потенциал Каспия и Урала. Атырауская экология — это не только внутренний вопрос, мы все должны сосредоточиться на его решении. Отравление и хлорирование рыбы на Урале — проблема всей страны. 118 тонн рыбы было убито, в том числе 108 тонн осетровых. Учитывая, что наше рыболовство работает только на 60%, это огромная потеря. Я взял под контроль эту ситуацию», — сказал тогда Касым-Жомарт Токаев.

Проблема в том, что это далеко не первый случай массового мора рыбы в Казахстане, подобное случалось и до, и после.

Смог в Алматы, тысячи тонн токсичных отходов бывшего сернокислотного завода в Мангистауской области, открытые ямы с мазутом, сброс промышленной воды горно-обогатительного комбината в реку в ВКО, снижение уровня воды в казахстанских водоемах, затопленные нефтяные скважины на Каспии, брошенные химотходы в Актобе — экологические проблемы в стране устанешь перечислять. Проведенная за миллионы долларов выставка «Астана ЭКСПО» не особо усилила уровень «зеленой экономики», но забота об экологии — один из показателей прогрессивного современного общества. И Казахстану явно пора начать заботиться о природе, пока не стало слишком поздно.