«Бомба замедленного действия»: Эксперт просит Минздрав не игнорировать больных с аутоиммунными заболеваниями

Консультант в сфере здравоохранения Али Нургожаев обратился с рекомендациями к министерству здравоохранения РК, передает ИА «NewTimes.kz». Эксперт считает: государству давно пора обратить внимание на больных аутоиммунными заболеваниями. По его словам, дефицит диагностики и настороженности по этому поводу, а также отсутствие исследований в Казахстане ставят больных в особую группу риска перед коронавирусом.

Фото: istockphoto.com

«Аутоиммунные заболевания, до 12 млн тг. ежегодно на одного пациента и COVID-19: бомба замедленного действия и как прицельно отработать группу риска. Уже длительное время Med Invest First просит взять на контроль группы риска», — сообщил Али Нургожаев на своей странице в Facebook.

Эксперт добавил, что многие врачи ошибочно считают аутоиммунные заболевания редкостью и потому не заостряют на этом внимание. 

«На самом деле в последнее десятилетие заболеваемость АИЗ растет в развитых странах с ускорением до 9% в год. Аутоиммунные в общем понимании — это ВЗК (воспалительные заболевания кишечника — язвенные колиты, болезнь Крона), ревматоидные артриты, системная красная волчанка и другие «радости».

Сахарный диабет первого типа также относится к промежуточным аутоиммунным, однако о СД мы далее не говорим, так как по этому вопросу есть кому говорить.

Дефицит диагностики и настороженности в РК не повод списывать со счетов одну из главных нарастающих угроз.  Есть также мнение, что пациенты с АИЗ длительно получают иммуносупрессивную терапию и потому риск тяжелого COVID-19 у них минимальный», — делится своими мыслями консультант в сфере здравоохранения. 

Однако, по словам Нургожаева, далеко не все пациенты получают иммуносупрессивную терапию. Многие казахстанцы принимают другие группы препаратов либо находятся в ремиссии, без медикаментозной поддержки. 

«Также эта группа заболеваний — тяжелая и неприятная в плане симптомов и зачастую в плане течения, имеет плохой прогноз (онкология, радикальные вмешательства — удаление кишечника и т.д.) и требует очень дорогостоящего лечения.

Из самого названия следует, что вовлекается иммунный механизм, следовательно, имеем прямой вывод о потенциальном высоком риске для пациентов в условиях COVID-19. Возможно, летальность от КВИ в этой группе в разы выше, чем по популяции? Никто не знает. А если не знаем, значит, не управляем процессом», — считает эксперт.

Нургожаев предложил конкретные рекомендации министерству здравоохранения РК:

— Выделяем адекватное финансирование соответствующим НИИ/НЦ на проведение оперативного исследования с последующим принятием управленческих мер по группе риска. Каналы и бюджеты есть.

— Создаем несколько исследовательских групп с включением необходимых организаций на смежных позициях.

— Разрешаем вскрытие умерших от COVID-19, в т. ч. с АИЗ в анамнезе.

— По результатам исследования смотрим на ресурсы — навскидку, в какой доле лабораторий доступно измерение интерлейкина 6.

— Составляем отдельные методические рекомендации к клиническому протоколу COVID-19 по ведению пациентов с АИЗ в анамнезе.

— Глобально включаем вопрос АИЗ в ГПРЗ: профилактика, настороженность, диагностика, диспансеризация, обеспечение ресурсами и т.д. 

«Либо мы включаем его в повестку, либо он сам войдет и не спросит. Но такой вариант будет жестче», — резюмирует Нургожаев.