На поборы на границе с Китаем пожаловались мажилисменам

Фракция «Ак жол» повторно подняла проблемы многотысячных пробок на КПП «Нур жолы» — «Хоргос». Депутатский запрос на имя премьер-министра РК Аскара Мамина озвучила Меруерт Казбекова, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на пресс-службу партии.

Фото: Комсомольская правда

В 2018 году на казахстанско-китайской границе открыли контрольно-пропускной пункт «Нур жолы» (РК) — «Хоргос» (КНР). При его открытии указывалось, что пункт способен пропускать до 2,5 тыс транспортных средств в день, а время прохождения сократится до 30 минут.

Кроме того, отмечалось, что благодаря информационной системе таможенных органов «Астана-1» минимизированы коррупционные риски и максимально уменьшен человеческий фактор.

Однако в этом году участники внешнеэкономической деятельности обратились к депутатам «Ак жола» с жалобами на проблемы и вымогательства вокруг этого перехода.

16 августа депутаты фракции «Ак жол» посетили указанный таможенный пост, встретились с представителями госорганов и предпринимателями.

«На момент посещения на КПП образовалась очередь из 2,5 тыс автомашин, протянувшаяся на 50 километров. Водители выражали свое возмущение тем, что их фуры стоят без движения по 2-3 месяца, в то время как некоторые проходят без очереди благодаря так называемым «толкачам» из числа сотрудников дорожной полиции, чья такса за беспрепятственный проезд варьировала от одной до трех тыс долларов», — говорится в депутатском запросе.

Мажилисмены добавили, что по итогам поездки направили обращение на имя премьер-министра. В полученном ответе говорится, что указанная проблема находится на контроле правительства, принимаются меры по разрешению сложившейся ситуации и  с введением электронной очереди в сентябре все вопросы будут отрегулированы.

6 ноября депутаты демпартии после поступивших жалоб вновь посетили таможенный переход «Нур жолы». По итогам поездки и встреч с участниками ВЭД они отметили положительные сдвиги в решении указанных проблем. Тем не менее, предпринимателями вновь поднимаются актуальные вопросы, многие из них и водителей фур находятся на грани разорения и отчаяния.

«Это связано с непрозрачной работой электронной очереди, ее несинхронизированностью с таможенной системой «Астана-1», продолжающимися многомесячными простоями, например, около 20 автомашин с водителями стоят в этой очереди уже около 90 дней. На территории Сухого порта, куда перемещено около 600 фур, отсутствуют элементарные удобства, например, за неделю до нашего приезда были убраны биотуалеты. Предприниматели сообщают о введенных руководством Сухого порта поборах даже за право кормить своих водителей, которые живут тут же, в кабинах грузовиков. По их словам, за это взимается 30 тыс тенге за машину», — заявили представители фракции.

Особое негодование перевозчиков вызывает непрозрачная работа системы электронной очереди. Программа показывает лишь собственный номер в очереди конкретного транспорта и не отражает тех, кто стоит перед ним и за ним. В связи с этим сложилось недоверие к очереди, так как по-прежнему одни автомашины беспрепятственно проезжают чуть ли не еженедельно, а другие стоят месяцами.

На сегодняшний день в электронной очереди числится порядка 6 тыс фур. Водители требуют вернуть живую очередь вдоль трассы, чтобы самостоятельно контролировать движение и не пускать «толкачей».

Еще одна проблема — вывоз с таможенной территории спецтехники. Оператор запрещает вывозить ее самостоятельно, а услуги тягача оценивает в 2,9 тыс долларов. В этой связи предприниматели просят создать отдельную очередь для машин, которые самостоятельно вывозили бы спецтехнику с накопителя.

Помимо этого, поступает много жалоб на действия транспортного контроля, поскольку, даже не доезжая до таможенного поста, водители проходят дополнительно три поста, которые замеряют габариты и длину кузова по своим стандартам.

«В результате новенькие грузовики европейских марок иногда оказываются на 10-20 сантиметров длиннее наших требований, что неизменно влечет вымогательство под угрозой задержки транспорта. Ставка мзды в таком случае — от 50 тыс тенге, ведь обрезать кузов в степи не получится. И все это на фоне стремления Казахстана стать связующим мостом между Китаем и Европой, зарабатывать на трансконтинентальных перевозках. После таких мытарств многие грузоотправители предпочтут старый добрый морской путь путешествию с нашими неожиданностями», — подчеркнули в «Ак жоле».

В этой связи депутатская фракция ДПК «Ак жол» просит премьер-министра:

  • обеспечить прозрачность электронной очереди, для чего установить в Сухом порту монитор с трансляцией продвижения очереди онлайн;
  • обеспечить синхронизацию электронной очереди с таможенной информационной системой «Астана-1»;
  • поручить Сухому порту обеспечить нормальные условия и бесплатный доступ для доставки питания водителям, обеспечить туалетами и душевыми;
  • добиться соглашения с китайской стороной об увеличении пропуска грузовых автомобилей минимум до 200 единиц в день, а также об открытии дополнительного пункта таможенного перехода «Колжат»;
  • разобраться с работой транспортного контроля, привести их требования в соответствие с современными нормами, регулярно проводить антикоррупционные рейды в данном направлении.