Совокупные запасы бензина и дизельного топлива в Казахстане находятся на комфортном уровне, сообщил вице-министр энергетики Асет Магауов, передает ИА «NewTimes.kz».
Он отметил, что по состоянию на 5 марта совокупный запас нефтепродуктов находится на комфортном уровне. В частности, по бензину — 218,7 тыс тонн, что достаточно для покрытия 20-суточной потребности страны, а по дизельному топливу — 306,2 тыс тонн, что обеспечит потребность внутреннего рынка на 28 суток.
Вице-министр также напомнил о механизме ценообразования на ГСМ на внутреннем рынке. Цены формируются на основе спроса и предложений, то есть регулируются рынком и не привязаны к мировым ценам на нефть.
«Основными факторами при ценообразовании являются стоимость нефти в РК, процессинг, налоги и акцизы, расходы по лабораторным испытаниям и присадкам, обслуживание банковских займов, подача-уборка цистерн, транспортировка товара и другие сопутствующие расходы», — пояснил Магауов.
Также он добавил, что цены на внутреннем рынке нефтепродуктов не регулируются и определяются рынком на основе спроса и предложений.
К слову, вице-министр отметил несколько факторов, которые влияют на колебание цен на ГСМ: ценообразование на рынках сопредельных государств и Казахстана, а также неконтролируемый переток в областях, граничащих с соседними странами.
По его словам, вышеуказанные обстоятельства требуют постоянного поиска ценового равновесия на нефтепродукты.
«Другими словами, цена на бензин в Казахстане не должна быть значительно ниже или значительно выше цен в сопредельных государствах. В случае низких цен на внутреннем рынке возникает угроза дефицита в связи с перетоками отечественного продукта на рынки сопредельных государств, а в случае высоких цен возможен профицит импортного бензина и, как следствие, затоваривание казахстанских складов отечественным топливом и последующее снижение объемов переработки на НПЗ РК», — добавил вице-министр.
Асет Магауов также сообщил, что министерства энергетики и сельского хозяйства утвердили график поставок дизельного топлива для проведения весенне-полевых работ. В рамках графика в адрес сельхозтоваропроизводителей выделено 380 тыс тонн дизельного топлива.
По данным Магауова, Павлодарский и Шымкентский НПЗ будут отпускать дизельное топливо в адрес СХТП по цене 174 тыс тенге/тонна, Атырауский НПЗ — 172 тыс тенге/тонна. При этом уже с учетом доставки и других затрат цена на дизтопливо для СХТП будет ниже розничных цен на АЗС на 13–14% (на 21–22 тенге/литр).
Стоимость дизельного топлива для нужд сельского хозяйства определяется путем соглашения с участниками рынка ГСМ и устанавливается добровольно самими ресурсодержателями нефтепродуктов.
Между тем по состоянию на 9 марта отгружено 11,3 тыс тонн дизельного топлива с НПЗ для сельхозтоваропроизводителей.
Ранее на брифинге в СЦК директор департамента газа и нефтегазохимии министерства энергетики Куаныш Сарсекеев заявил, что сейчас цены на АГЗС ниже, чем до пандемии.