На днях в татарском городе Казани произошла страшная трагедия, унесшая человеческие жизни. Вершителем судеб оказался 19-летний парень, возомнивший себя «богом». Ворвавшись в школу, выпускником которой являлся, он с подельником устроил настоящую бойню. Его впоследствии задержат, а сообщника убьют. В полицейском участке убийца скажет, что чувствует себя «всевышним» и всех ненавидит. Слова и действия молодого человека наталкивают на мысли: то ли он находился под воздействием наркотиков, то ли психически неуравновешенный? Возникает вопрос: как ему могли выдать разрешение на оружие? В связи с этим корреспондент ИА «NewTimes.kz» задалась целью исследовать не менее важную тему — как казахстанцы получают допуск к огнестрельному оружию, регулярно ли проверяется их психическое здоровье.
— Алло, оружейный магазин?
— Да.
— Как вы продаете товар? Требуете какие-то справки?
— Нет, человек приходит уже с разрешением на приобретение и хранение оружия.
— Вы потом регистрируете покупателя в специальном журнале, где указываете его данные и серийный номер проданного оружия?
— Точно вам не скажу, так как оружейника нет на месте. Перезвоните позже… (гудки)
Стоит ли говорить, что в последующем мы не дозвонились до абонента и решили узнать, как в других оружейных магазинах Нур-Султана и Алматы реализуется товар. Из десяти набранных номеров ответил лишь один. По словам продавца, оружие продается строго при предъявлении разрешения и удостоверения личности покупателя. Все данные о нем и приобретаемом оружии заносятся в единую базу. То, что есть интегрированная система, подтвердил и столичный департамент полиции. По словам старшего инспектора по особым поручениям группы по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия департамента полиции Нур-Султана Азамата Амена, выдача разрешения на хранение, ношение гражданского оружия и патронов к нему физическим лицам производится на специальном портале elicense.kz. Вот туда-то и заносятся все данные о человеке, который приобрел, к примеру, автомат, пистолет или арбалет.
«Разрешение на приобретение и хранение оружия выдается на пять лет. Для того чтобы получить его, на сайт elicense.kz загружаются электронные копии медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к владению оружием, установленного уполномоченным органом в области здравоохранения (форма 076/у), а также справки о прохождении проверки знания правил безопасного обращения с оружием и другие документы», — говорит Азамат Амен, отмечая, что благодаря внедрению электронных технологий и интеграции систем возможность покупки справки о медицинском заключении исключается.
Читайте также: Уроки казанского расстрела для Казахстана
Как добавляет спикер, целевое назначение приобретения оружия бывает нескольких вариантов. Это либо самооборона, либо охота, либо спортивное. В любом случае владелец оружия проходит постоянную проверку. Ежегодно сотрудники правоохранительных органов отправляют запросы в нарко-, психодиспансеры, дабы выяснить, не оказался ли человек на учете. Помимо этого, соответствующий мониторинг проводят и участковые. Они посещают дома хозяев оружия, беседуют с родственниками, соседями и узнают о том, как ведет себя владелец — не агрессивен ли по отношению к окружающим, а также проверяют, как он хранит некогда приобретенный товар. А вот что касается оружейных магазинов, там дела обстоят немного иначе.
«В торговых точках, где реализуют холодное оружие, как правило, установлена единая лицензированная база, интегрированная с нашей. Когда к ним приходит покупатель, продавцы пробивают через эту базу информацию о покупателе. После продажи к нам поступают сведения о том, что человек приобрел оружие там-то. Затем владелец должен обратиться в правоохранительные органы, чтобы поставить его на учет. Даже если он не приходит к нам, мы все равно видим по системе, что оружие числится за ним. Законом не запрещено использовать оружие, приобретенное для охоты, в целях самообороны. Допустим, в дом ворвались грабители, тогда человек может применить то же ружье в защитных целях, если другого выбора нет», — добавляет собеседник.
По информации Азамата Амена, на сегодняшний день более 15 тыс астанчан имеют на руках зарегистрированное оружие.
О том, что, прежде чем получить оружие, человек должен пройти соответствующую проверку, говорит и руководитель отдела международного сотрудничества и связи с общественностью республиканского научно-практического центра психического здоровья Ринат Музафаров.
«Есть закон «О государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия», в котором есть статья о том, что для владения оружием нужно специальное разрешение. Согласно форме 076/у, тому, кто хочет приобрести его, нужно пройти следующих врачей: терапевт, невропатолог, офтальмолог, психиатр и нарколог. Обследование платное. Есть утвержденный перечень медицинских противопоказаний для получения разрешения в сферах оборота гражданского и служебного оружия, гражданских пиротехнических веществ. В этом списке, к примеру, органические, включая симптоматические, психические расстройства, шизофрения, шизотипические и бредовые состояния, умственная отсталость и другие диагнозы», — отмечает Ринат Музафаров.
Буквально на днях депутат Андрей Линник обратился к премьер-министру Аскару Мамину с требованием пересмотреть действующие нормы антитеррористической защиты объектов образования на фоне трагедии в Казани. Также неприемлемым обратившийся считает тот факт, что в Казахстане спиртное можно продавать с 21 года, а оружие — с 18.
Напомним, 11 мая в казанской школе №175 19-летний Ильназ Галявиев устроил стрельбу.
По данным республиканских властей, погибли семеро детей, учительница и женщина-работник, 21 человек получил ранения.
Детский омбудсмен России Анна Кузнецова рассказала, что при стрельбе у выводившей детей из казанской школы учительницы погиб собственный ребенок.
12 мая объявлен в Татарстане днем траура.
Также в следственном комитете сообщили, что в 2020 году у Ильназа Галявиева, расстрелявшего во вторник людей в казанской школе, диагностировали заболевание мозга.
Казанский стрелок признал вину в стрельбе в школе.