Учитель

Редакция ИА «NewTimes.kz» продолжает публиковать материалы тренера высшей категории с 28-летним стажем Конторбаевой Жамал Каскарбековны. В первой статье для ИА «NewTimes.kz» педагог обратилась к коллегам, родителям, чиновникам и бизнесменам с идеей возродить забытые традиции, когда во дворах и парках взрослые и дети играли в шахматы. В новом материале Жамал Каскарбековна вновь затрагивает вопросы воспитания молодого поколения и пишет о статусе педагога в Казахстане.

Фото: pixabay.com

В этом коротком слове огромный смысл. Он двигатель прогресса. Во все времена школьному учителю отводится важная миссия – нести знания в народ. Если вспомним историю, когда молодая страна советов за короткий срок ликвидировала безграмотность, то из отсталой аграрной превратилась в индустриальную державу, что позволило одержать победу в ВОВ. Один немецкий генерал сказал, что победу одержал советский учитель.

Профессия учителя была в почете, все население страны относилось к ним с уважением. И у государства был особый подход к этой профессии. На пенсию можно было выйти, имея 25 лет педстажа, первоочередное обеспечение жилплощадью, а также льготы на коммунальные услуги.

В это было в недавнем прошлом. С распадом СССР произошли кардинальные изменения не в лучшую сторону во всех сферах жизни. Не обошли они стороной и педагогов и до сих пор продолжается деградация профессии учителя.

Большинство выпускников школ не желают получать диплом педагога. Главная причина, на мой взгляд, - это неуважение учителя, начиная с учеников, их родителей и чиновников от образования. Кто захочет работать в таком кошмаре?

Родительские чаты, которые сейчас стали популярными, приносят колоссальный вред формированию доверительных отношений между родителями и учителем. В этих чатах зачастую ведутся обвинения в адрес учителя и нездоровая переписка между родителями. Можно это явление отнести к психологическому вампиризму. Есть категория людей, которым нравится писать в Сети разного рода гадости и от этого они получают удовольствие. Предложить что-то хорошее для разрешения возникшей ситуации не могут. Про таких говорят: «шумит у того, у кого внутри пусто». Поговорка гласит «у другого в глазу соринку видит, а у себя бревна не видит».

Главную причину плохой успеваемости надо искать в родительском доме, а не обвинять в этом учителя.

В советских семьях соблюдение режима дня для детей было обязательным. Это залог здоровья и успеха в учебе. Отправляя ребенка в школу, следует обеспечить полноценным завтраком, обедом, подъем и отбой ко сну в одно и тоже время. А сейчас, в выходные и праздничные дни, на каникулах, как родители говорят, «отсыпаются». Все это дает сбой в работе всех внутренних органов и в результате приводит к болезням и снижению функций мозга. Многие, наверно, замечали, что если проснутся к полудню, то ходят сонные. Все знают поговорку: «Кто рано встает, тому бог дает». В ранние утренние часы человек может быть наедине с самим собой, обдумать возникшие проблемы и найти правильное решение. Озарение, хорошие мысли приходят в ранние, утренние часы, повышается работоспособность. Человек успевает сделать утреннюю зарядку, запустить кровообращение, приготовить и не спеша принять завтрак.

Но так поступают единицы. Большинство же просыпаясь поздно, не успевают позавтракать и сразу включаются в мир суеты сует. Народная поговорка «завтрак съешь сам, обед подели с другом, ужин отдай врагу», а на деле получается наоборот: завтрак отдаем врагу, а ужин, вдобавок поздний, берем себе. В итоге, лишние килограммы и далее по цепочке появляются болячки. Такой распорядок формируется и у детей. В последнее время появляется тенденция к здоровому питанию, возвращаются традиционные супы, борщи. Это радует.

Что влияет на успеваемость школьников? Многие родители считают, если ребенок умеет читать и считать, то готов к школе, но это не так. К сожалению в этом вопросе не берется во внимание психологическая готовность к школе. Первый класс – это сильный стресс, поэтому необходимо во избежание негативных последствий пройти консультацию хорошего психолога и подготовить ребенка к школе. Отправляя в 1 класс шестилетнего надо быть очень внимательным, лучше полгода пересидеть, чем не досидеть.

Рекомендации психолога помогут и учителю первоклассников найти ключ к сердцу каждого ребенка. Родителю придется стать немного педагогом и немного психологом. Но это не значит делать домашнее задание вместо него, а дать домашний факультатив. За год до школы следует приучать ребенка самостоятельно делать несложные задания. При правильном выполнении – похвалить, а если не может, то обратиться за помощью. Одним словом, играть в школу, меняться ролями: мама, папа – учитель, а ребенок – ученик. Детям это очень нравится. Такие игры проводились в советских семьях.

Третьей причиной неуспеваемости можно назвать крики на детей. Если это происходит регулярно дома и в школе, то последствия опасны. Ребенок может уйти в себя, закрыться и стать глухим к любому обращению. Крик вызывает страх, наносит психологическую травму.

Быть родителем – самая трудная и сложная работа. Нет специальных университетов, где учили бы этому и выдавали бы дипломы. Остается только самостоятельно проходить родительский ликбез.

Каждый современный человек должен осознанно и серьезно подходить к вопросу отцовства, материнства и взять на себя ответственность за воспитание человека. В этом вопросе не следует рассчитывать на государство, которое может дать бесплатное среднее образование и частично высшее. Это в СССР было бесплатное высшее образование, медицина, жилплощадь, обеспечение работой. Кто не работал, того привлекали к уголовной ответственности за тунеядство. Труд был каждому по способностям. Это был коммунизм.

Четвертой причиной плохой успеваемости у школьников – это двух и трехсменные школы. Здесь следует отметить алчность строительных компаний, которые при содействии высокопоставленных чиновников возводят жилые комплексы без учета будущих школьников. Только задним числом констатируют необходимость строительства школ. Возникает вопрос. Проводится ли у нас исследование школьной демографии?

Видимо нет, если многие школы Левобережья столицы учатся в три смены. Хочется сказать об обучении во вторую смену. Доказано, что понимание учебного материала у школьников снижается по сравнению с первой сменой, а про третью смену можно сказать, что это не поход за знаниями, а имитация посещения школы. Названы основные причины плохой успеваемости школьников, но не учитель в этом виноват.

Мои пожелания всем ведомствам, участвующим в строительстве, а также демографам, руководящим кадрам из министерства образования не забывать о наличии детского населения и при необходимости параллельно с жилыми комплексами закладывать строительство школ и детсадов.

Если сегодняшний подход к строительству не изменится, то можно дойти до 4-сменных школ по 40 учеников в классе. И о каком качестве образования можно говорить?!

Не только в строительстве школ, но в других проектах приходит позднее озарение. Так, проектировщики рейсового транспорта не утруждали себя простым математическим расчетом пассажиропотока. Только после остановки строительства выяснится, что данный транспорт не рентабелен. Колоссальные денежные средства исчезли. Здесь можно назвать две причины: первая – этим проектом занимались люди без логики и не умеющие думать. И вторая – сговор определенных лиц с целью из госкармана переложить деньги в свой. И стоят теперь эти столбы, как памятники коррупционерам. На украденные средства можно было построить не одну школу.

Как говорится «хорошая мысля приходит опосля». Нужен был 30-летний срок, чтобы заговорить о проведении газа в столицу, когда над городом в зимний период стоит смог и запах гари от угля.  Где же была эта умная голова в начале строительства столицы. Обидно за свою страну, когда у нашего северного соседа в каждой деревне есть газ.

Список таких заранее провальных проектов огромен. Коррупционеров разоблачают, кто не успел сбежать за рубеж, сажают, но тенденции уменьшения не наблюдается. Как в сказке про Змея Горыныча, отрубают одну голову, а вырастают 12 голов.

Часто задаю себе вопрос: что же произошло с бывшими гражданами СССР? Коррупция процветает во всех постсоветских странах.

Ответ, думаю, заключается в следующем: с распадом СССР началось и разрушение нравственности, которое продолжается и по сей день. Подростки и молодежь лихих 90-х впитывают в себя понятие «легкого труда», «срубить бабки». Рэкет был на каждом шагу. Вековые семейные традиции воспитания детей утрачивались. Дети были предоставлены сами себе. Сейчас они стали родителями, которые в своем детстве не имели положительного опыта воспитания.

Современные родители пытаются окружить ребенка материальными ценностями, покупают то, что он просит: последняя модель смартфона, автомобиль на 18-летие.

То, что они не имели в детстве, пытаются дать своим детям. Но при этом, забывая научить, как жить и быть человеком ответственным с честью и совестью. Школа утратила свои воспитательные функции. Исчезли детские и молодежные объединения, как пионерия и комсомол. Они играли важную воспитательную роль. Взамен ничего не дали. Кому-то из той молодежи удалось при содействии высокопоставленных родственников, занять хорошие посты. С тех пор это явление укоренилось.

В советское время по блату доставали товары, а сейчас должности. До верхних этажей власти в СССР можно было дойти, пройдя все ступени служебной лестницы, начиная с рабочей профессии с трудовыми мозолями. Такой человек у власти, прежде чем что-либо предпринять подумают, включат логику и только после этого примет решение.

В шахматах, когда пешка со второй горизонтали, пройдя все препятствия на своем пути, встав на 8-ю параллель может превратится в любую фигуру, включая главную – ферзь. Так и в жизни. Каждая горизонталь – очередной этап в приобретении опыта на жизненном пути. А сейчас? Люди, принимающие проекты, важные для страны решения, видимо, не прошли путь пешки, а сразу стали ферзем. Иначе, как можно объяснить, когда разрабатывался закон об увеличении пенсионного возраста, не учли того, что учитель после 20 лет стажа в школе уже имеет целый букет заболеваний, начиная с гипертонии, и в сумке носит аптечку. Это не пустое утверждение. Три мои сестры работают в школе. Одна из них в этом году выйдет на пенсию, а другим до пенсионного возраста, как до Китая пешком.

Всю свою трудовую деятельность они посвятили детям, работая только в школе, в результате серьезные проблемы со здоровьем, и таких как они много. Эта старая гвардия с дипломами советских вузов дорабатывает.

Сегодняшние выпускники педвузов не все готовы посвятить себя учительской профессии, а если идут, то долго не задерживаются, уходят на другую работу. Увеличение квот на платное обучение, повышение стипендий студентам и зарплаты педагогам не решает данную проблему, поскольку это только покрывает инфляцию и удорожание продуктов питания. А ведь многие учителя снимают жилье, платят ипотеку за квартиру.

Если ситуацию с кадрами оставить как есть, то в ближайшем будущем может случиться такое, что некому будет учить наших детей. Что же делать?

Главное вернуть авторитет и уважение учителю. Мы все обязаны ему. Нельзя забывать, что именно учитель во все времена был и есть двигатель прогресса. Не от нефтедолларов, а от школьного учителя зависит обороноспособность страны, внутренний порядок и другие сферы нашей жизни. Всегда считалось, что мощь государства держится на трех китах: образование, медицина и судебная система.

Чтобы профессию школьного учителя сделать привлекательной для творческой молодежи с хорошими знаниями, необходимо ввести ряд льгот. Это сокращение пенсионного возраста, хотя бы оставить предыдущий, вернуть госпрограмму по обеспечению жилья, частично покрывать аренду квартиры. Думаю, эти льготы остановят отток молодых учителей и будут их стимулировать качественно вести учебный процесс. Отпадет необходимость подрабатывать репетитором или вести 2-3 смены, появится время для самообразования и отдыха. От уставшего и больного учителя ждать качественной подачи учебного материала не приходится. Надеюсь эти строки дойдут до нужного адресата и обязательно указанные льготы в ближайшее время станут реальностью.

Уважаемые родители, пожалуйста, не создавайте конфликтных ситуаций с учителем, вы должны сотрудничать и взаимодействовать с ним. Цель у вас одна: вырастить воспитанного и умного человека. Порой вам бывает трудно справится с 1-2 детьми, а на него приходится 30 и более учеников.

«Прежде, чем критиковать, посмотри на себя». Эти строки принадлежат Уильяму Шекспиру.

Я понимаю, как сейчас трудно родителям с детьми-школьниками. Особенно мамам. Она и няня, и кухарка, и воспитатель, учитель и водитель.

На заметку мамам из личного опыта. Служба милиции без выходных и праздников не оставляла свободного времени для занятий с сыном. Но выход был найден.

Во время приготовления обеда и ужина сажала его за детский столик с цветными карандашами и листами бумаги. Вначале черкал, рвал, затем обводил плоские игрушки и зверюшки и говорил их названия.

До пяти лет мозг ребенка впитывает все, как губка, закладывается память. Для мелкой моторики брала фасоль, бобы, горох, смешивала их и просила сына помочь разделить. Это занятие ему очень нравилось. Бобовые использовались и для счета. С двух лет начали играть в математику. В этом возрасте он уже хорошо говорил. После слов «мама и папа» были цифры. После овладения счета до 10-ти, добавила сложение и вычитание. Сначала на палочках, затем начали считать в уме.  Затем пошли сотни и тысячи со сложением и вычитанием. После усвоения этих действий на очереди была таблица умножения. К пяти годам он ее уже знал.

В 2,5 года познакомился с шахматами, глядя как играют мама с папой. Кроме развития шахматных способностей много с ним беседовала. Спрашивала, как день прошел в детском саду, что ели, какие занятия проводились. Дома раскладывала различные картинки и по ним просила составить рассказ. Во время уборки квартиры рот у обоих не закрывался. Кроме математики, учили наизусть детские стихи, составляли рассказы о временах года, о животных, птицах и многое другое. В общем приходилось одновременно выполнять две работы: готовить, убирать и заниматься развитием сына. Современным мамам может показаться это фантастикой. Но это очень легко, если не сажать детей за мультфильмы, чтобы не мешал, как сейчас делают многие родители. Время, к сожалению, назад не возвращается. Пословица гласит: «Если бы молодость значала, а старость могла».

К великому советскому педагогу В. Сухомлинскому подошла женщина с ребенком и спросила, с какого возраста начать воспитание. Он спросил возраст ребенка и узнав, что малышу уже год, ответил: «вы опоздали на 1 год и 9 месяцев». Рекомендую родителям изучить его книгу «Родительская педагогика», а также книгу Б. Литвака «7 шагов к стабильной самооценке». В них вы найдете много полезных советов и ответы на волнующие вас вопросы.

В последнее время укоренилась практика, когда родители за 2-3 месяца, в лучшем случае за год, приводят детей в образовательные центры для подготовки к школе, надеясь, что этого будет достаточно для обучения в школе. При этом со своей стороны не прилагают особых усилий для развития памяти, концентрации внимания, усидчивости, самостоятельности при выполнении заданий.

Главная проблема молодых родителей, о которой говорил В. Сухомлинский и которая актуально и сейчас, это неумение жить семьей и преодолевать кризисы. Привожу несколько советов для воспитания: взрослым достаточно быть рядом и показывать своим примером, а не нотацией: научить жить, быть настоящим отцом, быть талантливым родителем, быть мудрым учителем, воспитывать без наказаний, развивать любознательность, умение делать домашние задания быстро.

Часто родители приводят детей на шахматы, когда замечают у них сильную зависимость от игр, от мультиков, в надежде, что новое увлечение поможет детям избавиться от этой зависимости. Если внимательно посмотреть на этих детей, то можно у некоторых заметить признаки приобретенного аутизма, кто-то из них не может назвать дату своего рождения, домашний адрес, в пределах 10 в уме провести сложение и вычитание.

Объясняю родителям, если они хотят помочь своему ребенку, то им необходимо вместе с ним участвовать в учебном процессе и при взаимодействии с тренером. Только такой подход даст положительный результат.

Об огромной пользе шахмат знают все. Здесь нельзя не обратить внимание на серьезную проблему отношения родителей к удачам и неудачам детей. На соревнованиях нередко взрослые ведут себя, как рьяные болельщики, упрекая ребенка за проигрыш или чрезмерно выражая радость после победы. Бурные «наставнические» эмоции, когда взрослые усматривают в детях только предмет удовлетворенности своих амбиций, в большинстве случаев не укрепляют бойцовских качеств юного шахматиста, а наоборот внушают ему страх перед проигрышами.

Трудно быть папай или мамой, бабушкой или дедушкой юного шахматиста. В наши дни дети начинают играть в шахматы с 6-7, а то и с пяти лет. Чтобы водить ребенка на шахматные занятия и соревнования, надо выкраивать время. И домашние занятия нельзя оставлять без внимания. Все это требует терпения, вдумчивости, осторожности. Но поддерживать увлечение ребенка шахматами – доброе дело. Очень часто пропуски занятий происходят по причине приема гостей или похода в гости. Я не против этого, но всегда можно найти выход и не допускать пропусков. Это очень важно для формирования у ребенка ответственности за начатое дело. Если пропуски часто повторяются, то и интерес пропадает, так как отстают от других детей, проигрывает тем, у кого ранее легко выигрывал. Это вызывает сильный стресс, и ученик бросает шахматы.

Приведу один пример из практики. Девочка семи лет очень увлекалась шахматами. Однажды ее бабушка заявляет, что она больше не будет заниматься. Причина в том, что из-за шахмат не всегда может ходить в гости. Этой бабушке походы в гости оказались важнее интеллектуального развития внучки. Она плакала и умоляла ее, но это не помогло.

Поскольку шахматы являются и спортом, то по выходным дням проходят турниры, которые являются необходимыми для закрепления знаний, полученных на занятиях и формирование волевых черт характера. Теория без практики – пустой звук. Для некоторых родителей сопровождение детей на турниры в тягость из-за привычки в выходные дни до обеда поваляться в постели, а после обеда сходить куда-нибудь отдохнуть. Можно все успеть, если утром вовремя встать.

С появлением в семье малыша, родителям приходится менять привычный уклад жизни с учетом его потребностей. В шутку можно сказать, что родители становятся рабами своих детей. Но не всем удается в пользу ребенка изменить график.

Многие родители жалуются, что не удается детей чем-то заинтересовать, начинают и потом не хотят посещать кружки и секции. Считаю, что причина в частых пропусках. У детей формируется понимание того, что эти занятия не столь важны для него, если родители допускают пропуски. Но эта привычка может остаться и во взрослой жизни. Такой человек начатое дело не будет доводить до конца, часто меняя место работы.

Известная пословица гласит: «Посеешь случай – пожнешь привычку. Посеешь привычку – пожнешь характер. Посеешь характер – пожнешь судьбу».

Нельзя оставить без внимания сильный пол – мужчин. Но в период тяжелых испытаний, как сейчас, сильным полом можно назвать женщин. Хлопоты по дому, заботы о детях, муже и родителях не дает им впасть в депрессию. Со слов женщин можно дать такую характеристику современным папам: в одной руке ложка, в другой – телефон. С ним папы не расстаются не только в постели, но даже в туалете. Знают ли эти мужчины, что сокращают себе жизнь. Есть такой важный гормон сна и молодости – мелатонин. Он замедляет старение и увеличивает продолжительность жизни. Выработка его происходит между 23 и 3 часами ночи. Эти дурные привычки передаются сыновьям. Кто в себе нашел указанные признаки, то можно ставить диагноз и пора лечиться от зависимости, а не ждать когда «жареный петух клюнет». 

Простую истину «здоровье бесценно, его не купишь не за какие деньги» знают все. Но многие считают, что проблемы со здоровьем его не коснутся. «Если в свободное от работы время длительно находится в Фейсбуке, Инстаграме, чатах, то происходит поражение участков головного мозга, как от приема кокаина», - говорит профессор Ульмского университета Манфред Шпицер. Я не зря в статье про учителя касаюсь вопросов здоровья, потому что родители, которые наплевали на свое здоровье, не могут обеспечить его детям, отсюда проблемы с учебой в будущем.

Здоровье, как и честь, надо беречь смолоду. Каждый мужчина, имеющий автотранспорт, раз в год проходит техосмотр, прислушивается, как работает мотор и другие части. И при появлении каких-либо нарушений тут же бежит к автослесарю.

Если бы так мужчины относились к своему здоровью и раз в год проходили медосмотр, то инфаркт и другие болезни так сильно бы не помолодели. К этой категории относятся мужчины среднего возраста, у которых есть семьи и дети. Воспитание - это совместный труд обоих родителей. Нельзя все перекладывать на женские плечи. Папа может по утрам делать с детьми зарядку. Для этого достаточно иметь коврик, гантели и 10-15 минут времени. Но это должно быть ежедневным занятием. Отпадет необходимость посещать 2-3 раза фитнес-клуб и тратить на это средства. Ежедневная утренняя зарядка улучшает кровообращение после сна и человек получает заряд энергии на целый день.

Делая утреннюю зарядку, вы закладываете не только крепкий фундамент в свое здоровье, но и детей. Плюс полноценный завтрак, приготовленный с любовью и хорошим настроением. Это одно из важных условий для достижения успехов в учебе и на работе.

Ежедневно вижу, как мамы приводят детей в образовательный центр на подготовку к школе или продленку. У каждого пакетик для перекуса с вредными продуктами. Их можно заменить на бутерброд с маслом 82% жирности, яблоком или бананом, орешками, взять небольшой термос с теплым чаем или компотом.

Ранее гастрит был у студентов, проживавших в общежитии, а сейчас такой диагноз встречается и у школьников, проживающих дома. Для детей-сладкоежек сочинила стих, который можно выучить наизусть:

Конфеты, пирожные, торты,

Хотят дружить с тобой.

Но, обходи их стороной,

Они твои враги, от них

Свое здоровье береги.

Кефир, фрукты, орехи – хорошие друзья,

Их прогонять нельзя.

Ведь они наши защитники всегда.

Советский врач-хирург, ученый с мировым именем, писатель Н. Амосов назвал три причины возникновения болезней: лень, жадность к еде и страх. Рекомендую внимательно прочитать его книгу «Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья».

Обращаюсь к школьному учителю. Вы должны стараться соответствовать этой высокой благородной миссии – давать знания, как бы вам не было тяжело. Идя на работу, плохое настроение оставляйте далеко за пределами школы, ученики должны видеть на вашем лице добрую улыбку. Это создает благоприятную обстановку в классе, немного обладать актерским мастерством. Никогда не проявляйте симпатии к одним ученикам и негативное отношение к другим. Это оказывает отрицательное влияние обеим сторонам и в глазах учеников подрывается ваш авторитет.

На родительском собрании нельзя выделять отличников и двоечников, критиковать родителей, детей. Лучше это делать наедине. Старайтесь избегать конфликтов с учениками и родителями. В тренерской работе по шахматам много общего с работой школьного учителя, в частности в методах преподавания, общения с учениками и родителями. Есть проблемы, которые можно решить только совместными усилиями родителей и учителей.

Онлайн-обучение нанесло колоссальный вред здоровью наших детей. У многих снизилось зрение, наблюдается депрессивное, агрессивное поведение.

Также когда ученики вернуться за школьные парты, родителям совместно с дирекцией школы нужно решить вопрос о запрете телефонов на занятиях, иначе дети будут играть не только на переменах, но и на уроке.

Во многих странах такой запрет введен. У нас попытки не увенчались успехом и-за отсутствия единства в этом вопросе. Это общая беда, нам надо объединиться и спасти наших детей от полного отупения. Для связи с родителями можно дать простой телефон без приложений, а школьникам младших классов, которых сопровождают, телефон и вовсе не нужен. Замечаю, что сейчас некоторые ученики не выпускают телефон из рук и при возможности пытаются в него заглянуть. Пожелания школьным учителям вернуть ученикам желание к чтению хороших полезных книг.

Проводить различные конкурсы на знание писателей, поэтов, мировых классиков, как это делают в Узбекистане.  

Вспомним советского учителя. О них писались песни, снимались фильмы, многие девочки мечтали стать учителями. Во взрослой жизни ученики не забывали своих любимых учителей, писали письма, поздравляли с праздниками и при необходимости оказывали помощь. И сейчас такое возможно, если стремиться влюбить учеников в свой предмет с творческим подходом к преподаванию, а не сухое изложение материала.

На переменах можно делать с учениками пальчиковую гимнастику для улучшения концентрации внимания. Методику можно найти в интернете. Я ее использую.

Нам, всем взрослым, нужно приложить максимум усилий, чтобы уберечь себя и наших детей от цифрового слабоумия.

По телевидению в новостях были показаны два сюжета. Истории очень меня порадовали и подняли настроение. Показали мальчика 9 лет, которому родители уже 2 года не давали сотовый телефон, а подарили глобус, по которому они вместе изучали мир. Мальчик мечтает путешествовать и стать журналистом.

Другой пример: в Актау на берегу моря из бочек, окрашенных в разные цвета, сделали шахматную аллею. Мои мечты о возрождении забытых советских традиций сбываются.

Пожелания СМИ побольше позитивных новостей, а не заполнять почти все эфирное время криминалом. Создается такое впечатление, что дана установка на нагнетание страха у населения, особенно по коронавирусу. Это им удается на пять с плюсом. Многие люди находятся в депрессивном состоянии из-за онлайна, потери работы, страха заразиться ковидом. Каждый день по несколько раз слышишь одни страшилки. Страх является одной из трех причин, приводящей к болезни. От него смертей может быть больше, чем от ковида. С вирусами человечество живет со дня своего существования. Периодически они дают встряску, чтобы мы не расслаблялись, что живем в их мире. Но в борьбе с ними человечество всегда одерживает победу. Посвящаю ковиду-19 этот стих:

Эй, ты, коронавирус,

Думаешь, корону надел,

Можешь творить беспредел,

Людей мучить тебе нравится

Но скоро с тобой мы справимся.

Лучше по-хорошему туда ушел, откуда ты пришел.

Проблемы воспитания и образования детей обозначены. Что же делать раньше? Само собой это не разрешится. В первую очередь, следует восстановить утраченные функции мозга, оценивать возникшую ситуацию и принять правильное решение, как в шахматах.

Шахматисты, имеющие первый разряд и выше, прежде чем наметить дальнейший план игры, проводят анализ позиций по элементам, это дает стратегическую позицию на данный момент. Затем просчитывает возможные варианты и потом уже дает динамическую будущую позицию. Только после этого намечает стратегический план игры по реализации варианта. Именно формирование этого качества является важным, необходимым для жизни, а не спортивные достижения.

К сожалению, шахматного мышления явно не хватает разработчикам и исполнителям различных реформ, проектов, которые зачастую остаются на бумаге или буксуют. Смена министров, руководителей ситуацию не меняет в лучшую сторону. Как говорится «воз и ныне там».

Если поискать корни этого явления, то можно сказать, что они уходят далеко в детство. Взаимоуважение в семье, друг к другу, ответственность, честность, правдивость, нравственная сторона закладываются в родительском доме. Воспитательный процесс можно распределить следующим образом: 70% ложится на родителей, 20% - это школа, 10% - улица. 

Когда ребенок обращается с какой-либо просьбой или вопросом родителям и получает отказ, ссылаясь на усталость или занятость, он чувствует себя ненужным. Считает, что его не любят. Покупать любовь детей подарками, развлечениями – серьезная ошибка. Если отказ повторится, то в третий раз он уже не обратится к вам, а найдет друзей в интернете, и вы станете ему не нужны. Это беда. Я никого не пугаю, но эта наша реальность, которую детям взрослые создают своим безразличием.  

Усталость не причина отказывать ребенку, если вы заняты работой, а не лежанием на диване с телефоном, надо объяснить что как только освободитесь, обязательно уделите ему внимание.

Родителям не надо изобретать велосипед в поиске общего досуга. Он есть и доступен всем. Можно сесть с детьми за шахматную доску, это нужная и полезная гимнастика для мозга, а также приобретение доверительных отношений с детьми.

Указанные проблемы связаны друг с другом. Устранив главную в родительском доме, остальные отпадут сами собой.

Пожелания при подборе кадров на высокие государственные посты следует отойти от существующей практики назначения по личному знакомству, по диплому западных вузов. Здесь нужны другие критерии. В первую очередь, кандидат должен пройти все ступени служебной лестницы. Такой человек будет хорошо знать и понимать жизнь. Во-вторых, в век современных технологий разработать специальный тест на проверку логического мышления и на склонность к коррупции, особенно для тех, кто будет распоряжаться бюджетом страны.

Часто ругаем госорганы, но не с другой же планеты они к нам прилетели, они такие же наши граждане. Народные поговорки остро и точно бьют по болевой точке: «Какие сами, такие и сани». Чтобы эти сани были крепкими, надежными и везли нас в будущее без поломок, делать их нужно в родительском доме с ранних детских лет.

Хочу сказать несколько слов о ребятах на этом снимке. Это мои ученики.

В начале пути по шахматному олимпу были некоторые непонимания с их родителями. Неоднократные беседы о том, что не спортивные достижения ставлю главной целью, а воспитание в них думающего человека с аналитическим складом ума, умеющего оценивать, просчитывать, предвидеть, планировать. Разве не такими качествами должны обладать руководящие кадры? У этих ребят эти качества заложены. Верю, что в будущем они смогут с честью и достоинством занимать высокие государственные посты. Могу сказать, что у этих ребят талантливые родители. Они смогли справиться со своими амбициями, ребята не бросили шахматы, а продолжают заниматься с большим интересом. Шахматы для них стали духовным миром.

В последнее время можно наблюдать такую картину, когда люди на улице, в общественном транспорте с телефоном и наушниками ничего вокруг себя не видят и не слышат. Человечество стремительно движется в цифровой мир, но мы должны на этом пути не растерять человеческие качества. Чтобы лучше понять эту угрозу, рекомендую книгу «Антимозг. Цифровые технологии и мозг», автор: Манфред Шпицер.

Нельзя жить по принципу «моя хата с краю» и «после меня хоть потоп», нам всем следует заняться перестройкой своей души и как сказал французский писатель Вольтер: «выращивать свой сад».

Обращаюсь ко всем взрослым, кому небезразлично наше будущее, стучать во все двери правительства, депутатского корпуса, пока не откроется нужная дверь и не решятся вопросы о сокращении пенсионного возраста школьным учителям и оплаты аренды жилья для них. Да, это большая нагрузка на бюджет страны, но это надежное вложение в образование и оно оправдано. С введением указанных льгот решится ряд проблем. Будет закрыт вопрос дефицита педкадров. Во-вторых повысится профессионализм учителей. В третьих, повысится качество полученных знаний. В итоге, грамотные, думающие специалисты будут во всех сферах трудовой деятельности, и тогда не придется менять министров, разоблачать коррупционеров и суверенитет государства будет в надежных руках. И мы можем увидеть наших гениев в 21 веке, а не как пел Тальков: «через сто веков, страну не дураков, а гениев».

Нельзя жить плохими мыслями и говорить об этом, тогда все плохое будем притягивать к себе. Конфликты разрушают человека изнутри. Давайте будем замечать друг в друге хорошее. Оно есть в каждом человеке и не скупиться на добрые слова и тогда мы убережем себя от психических расстройств. В завершении этот стих я вам дарю:

Пришла весна по календарю,

Зимой нам было холодно, сердцу холодно.

Солнце появилось вновь

И вернулась к нам любовь.

Друг другу чаще улыбайтесь

И полным счастьем наслаждайтесь.

В статье: